Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании:
– Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
– приказа Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– приказа Министерства образования и науки РФ от16 августа 2013 г. N 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– "Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса" (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)
Под специальными условиями для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких студентов, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего студентам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания техникума и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение лиц организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах.
Для слепых: весь необходимый для изучения материал, согласно учебному плану (в том числе, для обучающихся по индивидуальным учебным планам) предоставляется в электроном виде на диске;
Для слабовидящих студентов обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (например, видеоувеличитель электронный ручной, или иное);
Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования (система информационная для слабослышащих переносная), при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу
Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Целью обучения, является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания в АГПА. При обучении, с элементами дистанционного, ведущий преподаватель осуществляет учебно-методическую помощь студентам через консультации с использованием средств Интернет- технологий.
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
– проведение итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно со студентами, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственнойитоговой аттестации;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего студентам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми техническими средствами при прохождении итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей; – обеспечение возможности беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
Дополнительно при проведении итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых: задания для выполнения, а также инструкция о порядке итоговой аттестации зачитываются ассистентом; письменные задания надиктовываются ассистенту;
б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания диктуются ассистенту.
Глоссарий
1. Диалект 2. Территориальный диалект 3. Социальный диалект 4. Литературный язык 5. Функциональный стиль 6. Просторечие 7. Противопоставленные и непротивопоставленные 8. Диалектное членение русского языка 9. Наречие 10. Говор 11. Диалектная зона 12. Изоглосса 13. Лингвистическая география 14. Ареал 15. Вокализм 16. Консонантизм 17. Оканье 18. Полное и неполное оканье 19. Аканье 20. Полное и неполное аканье 21. Недиссимилятивное аканье | 22. Диссимилятивное аканье 23. Еканье и ёканье 24. Иканье 25. Яканье 26. Сильный тип яканья 27. Умеренный тип яканья 28. Ассимилятивный тип яканья 29. Диссимилятивный тип яканья 30. Подтипы диссимилятивного яканья: донской, жиздринский, суджанский, обоянский, щигровский 31. Цоканье 32. Чоканье 33. Интервокальный 34. Архаизмы 35. Историзмы 36. Этнографизмы 37. Диалектизмы 38. Лексические диалектизмы 39. Семантические диалектизмы 40. Словообразовательные диалектизмы 41. Фонематические диалектизмы 42. Диалектные словари |
Диалектология – раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов, наречий, говоров.
Говор – мельчайшая частица диалектного членения языка, реализующаяся в речи жителей одного населённого пункта, реже – нескольких.
Диалект – группа говоров (или несколько говоров), характеризующихся общностью языковых черт.
Территориальный диалект – разновидность русского языка на определённой части территории, которая характеризуется, помимо черт, свойственных языку в целом, также некоторыми специфическими диалектными особенностями в области фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики.
Наречие – несколько групп говоров (или диалектов), объединённых общими признаками.
Противопоставленные диалектные различия – явления, которым в других говорах или в литературном языке соответствуют аналогичные явления.
Непротивопоставленные диалектные различия – явления, существующие лишь в одном говоре или группе говоров.
Функциональная нагрузка любой фонемы (модификация, чястотностьупотребления) – это расширение круга её употребления за счёт другой фонемы.
Оканье – такой тип безударного вокализма после твёрдых согласных, когда в I слабой позиции на месте исконного а произносится а на месте исконного о произносится о, т.е. звуки О,А различаются.
Аканье – такой тип безударного вокализма после твёрдых согласных, когда в I слабой позиции на месте исконных О,А произносится А, т.е. звуки О,А не различаются.
Иканье - такой тип безударного вокализма после мягких согласных, когда на месте исконных е, ‘a в I слабой позиции произносится «И».
Ёканье - такой тип безударного вокализма после мягких согласных, когда на месте исконных е, ‘a I слабой позиции произносится ‘О (ё).
Яканье - такой тип безударного вокализма после мягких согласных, когда на месте исконных е, ‘a I слабой позиции произносится либо ‘a, либо и, ‘a.
Еканье - такой тип безударного вокализма после мягких согласных, когда на месте исконных е, ‘a произносится е.
Цокань е – это явление в говорах, при котором на месте ч’ произносится либо ц, либо ц’, т.е. звук ч говору не известен.
Чоканье - это явление в говорах, при котором на месте ц и ‘ч прозносится ч, т.е. звук ц говору не известен.