1. Это издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая проще переваривается и запоминается.
2. Методичка – это инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.
3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.
4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.
5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.
- по методическим пособиям выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым требованиям
- учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях
Лекция
- лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
- жанр лекции приближен по своим характеристикам к жанру публичного выступления с научным докладом
- термин "лекция" имеет несколько значений:
1. мн.ч. отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
2. устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
3. разновидность учебного занятия, состоящего в устном изложении предмета преподавателем.
В третьем значении термин "лекция" употребляется в следующем контексте:
· это разновидность групповых учебных занятий;
· элемент лекционно-семинарской системы обучения, практикуемой преимущественно в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения)
Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например, в классно - урочной системе обучения в старших классах средней школы
Средствами адресованности в статических ситуациях научного общения, в лекциях, являются:
1. обращение;
2. формулы приветствия и прощания;
3. сигналы актуализирующие внимание – форма повелительного наклонения
(обратите внимание);
4. сигналы, формирующие контакт
– глаголы с ментальной семантикой
(вы помните);
5. сигналы инструктивного характера – императивы (запишите);
6. вопросно - ответные комплексы;
7. имитация диалога с аудиторией:
вы подскажите, почему так происходит;
8. адресату приписывается совместность ментальных действия – местоимение в форме 1 л мн. ч.:
сейчас мы намного больше знаем;
9. контактное средство, ориентирующее слушателя, – местоимение в форме 2 л. дат.п., мн.ч.:
я вам попробую объяснить.
структура жанра лекции имеет 2 компонента:
- · информативный, предполагает чередование различных способов изложения (описание, повествование, объяснение, рассуждение, и информации в виде инструкции, указания)
- организующий, включающий метатекстовые средства организации изложения (объявления, регуляторы поведения, призывы к тишине)
- лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала
Механизм восприятия лекции:
- воспринимается информация,
- затем в сознании происходит её анализ,
- после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции)
Жанр лекции находит реализацию в коммуникативной ситуации, которая обладает следующими характеристиками:
1. лекция разворачивается в научно-педагогической сфере общения, в публичной официальной обстановке, ведущая коммуникативная установка – передача и популяризация научных знаний;
2. отношения коммуникантов – адресанта и группового (коллективного) адресата – комплиментарны, ассиметричны. Автор лекции занимает ведущую позицию в коммуникации: он значительно превосходит аудиторию своей осведомленностью о предмете разговора. Слушатели лишены коммуникативной активности, получить право высказать могут только с разрешения лектора;
3. локально - темпоральные характеристики могут быть представлены в 2-х вариантах: 1. в едином времени и пространстве, что подразумевает контактное общение; 2. дистантный тип общения, опосредованный техническими средствами;
4. основа лекции – информативное общение, лектор использует стратегии воздействия на адресата и управления вниманием слушателей, что осуществляется через применение средств адресованности;
5. лекция имеет бытийную модальность, те. отношение автора и адресата к сообщаемому определяется как априорное, не требующего верификации: информация не подвергается сомнению;
6. тематика лекции определяется целями и задачами учебной дисциплины, актуальностью определенных научных проблем и научных интересов лектора;
7. имеет композиционную вариативность и включает ключевые категории: тезис, аргумент, иллюстрацию, цитацию, доказательство, обобщение;
8. лекция совмещает черты устной и письменной форм коммуникации, степень предварительной разработки может варьироваться. В одном случае проговаривание написанного текста – воспроизведение и трансляция письменного, в другом – публичное произнесение подготовленного материала, содержащее элементы разговорного стиля;
9. лекция – статическая коммуникативная ситуация, в ее основе – монолог, доля интеракции в лекции зависит от 2-х факторов: стиль автора и продолжительность лекции. В менее продолжительных лекциях легче выстроить содержание в монологической форме.
* различаются
- · учебные лекции – для будущих профессионалов;
- · популярные лекции носят эпизодический характер, поскольку проводят для лиц, у которых есть потребность получить информацию по интересующему их вопросу
- конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться
- умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно
- материал лекции закрепляется на семинарах
Конспект
См. выше
Аннотация
См. выше
Устный ответ
- устный развернутый ответ — это текст учебно - научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно - научного текста
- объяснительная часть ответов не должна быть перегружена лишней информацией, не имеющей отношения к теории
- ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям
- интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно - речевой ситуации общения
- тональность речи должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона;
говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы
легко и комфортно было воспринимать ответ;
не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах;
избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное
Требования к устному развернутому ответу
- учитель, слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному,
мотивированному (дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного
Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается
наличием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.
- основная цель ученических ответов — сообщение информации, пользуясь которой они учатся ее анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения
- дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении
- логичность устных ответов проявляется в их композиции
- для них характерно небольшое вступление, основная часть, где раскрывается теоретическое положение, приводятся примеры, иллюстрирующие теорию, объяснение этих примеров, и концовка, в которой подводятся итоги
- строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала - (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа
Распространенные лексико - синтаксические скрепы:
- «приведу (приведем) пример», «так, например,», «например», «к примеру», «обратимся к...примеру», «возьмем такие примеры» — связывают теоретические и иллюстративные части;
- «в этом слове (предложении, примере)...» — связывают иллюстративную и объяснительную части;
- «итак», «таким образом», «значит», «следовательно», «подведем итоги» — связывают объяснительную часть и заключение;
- «во-первых», «во-вторых», «наконец» — помогают последовательно выразить мысль;
- «еще...», «помимо того...», «кроме этого...», «поэтому...», «потому что...» — наречия, предлоги и союзы со значением присоединения, добавления, пояснения - средство межфразовой связи
- эти скрепы обеспечивают смысловые связи между частями ответа
- для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность)
- объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера
- в устных ответах излагаются основы наук, естественным является употребление в высказываниях терминов и терминологических выражений
- стремясь к точности изложения, надо правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина (н-р, различать Ъ и смягчающий Ь, звук и букву, «сомнительные» и непроизносимые согласные).
Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.
Во вступительной части может быть:
— обозначена тема ответа;
— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;
— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.
В заключительной части:
— подводятся итоги, обобщается сказанное;
— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;
— выражается отношение к предмету речи.
Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.
- теория должна быть изложена правильно
- иллюстративная часть должна быть представлена полно и правильно. Примеры считаются правильными, если они приводятся в соответствии с темой устного ответа и теоретической части. (Допустим, правило о правописании безударных гласных в корне слова подтверждается примерами: «колосья», «деревья»; если же это правило проиллюстрировано примерами: «дубы», «лист», то они неправильные).
- примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями
- примеры считаются объясненными, если указаны все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа
Объяснение
- объяснение является набором утверждений, обычно построенных для описания набора фактов, в которых уточняются причины, контекст и последствия этих фактов
- это описание может устанавливать правила или законы и может разъяснять существующие правила и/или законы в отношении объектов и явлений, которые рассматриваются
- компоненты объяснения могут быть неявными и быть переплетены друг с другом
- объяснение — это способ раскрыть новые знания и сообщить об отношениях между различными аспектами изученных явлений
- объяснение пытается ответить на вопрос «почему» и «как»
- Обоснование
Обоснование является объяснением того, почему вера является подлинной, или указанием на то, как кто знает, что знает
- утверждения, которые являются оправданием любого действия, принимают форму аргументов
- объяснение часто подкрепляется пониманием, которое представлено различными средствами коммуникации: музыка, текст и графика
- объяснение поддается интерпретации и обсуждению
- в научных исследованиях объяснение - цель эмпирического исследования
- объяснения имеют разную объяснительную силу
- формальная гипотеза — это теоретический инструмент, который используется для проверки объяснения в эмпирических исследованиях
Аргументы и объяснения во многом напоминают друг друга при использовании в риторике. Это вызывает большие трудности в критическом мышлении потому, что:
· Люди часто не понимают, они аргументируют или объясняют что-то.
· Те же типы слов и фраз используются как для объяснения, так и для аргументов.
· В аргументах часто используются термины «объяснять» или «объяснение» и тому подобное.
· Объяснения часто используются в аргументах и представлены таким образом, чтобы служить аргументами.
· Набор причин.
Типы объяснений
Аристотель признал по крайней мере четыре типа объяснений.
Другими типами объяснений
- дедуктивно - номологическое,
- функциональное,
-историческое,
-психологическое,
- редуктивное,
- телеологическое
- методологическое
Метаобъяснение
метаобъяснение важно в поведенческих сценариях, включающих конфликтующих контрагентов:
неявный или явный конфликт вызван интересами противоречащих агентов, как указано в их объяснениях, почему они вели себя определенным образом, из-за отсутствия знаний о ситуации или сочетания объяснений несколькими факторами
Чтобы оценить достоверность объяснений, необходимо проанализировать два компонента и их взаимосвязь:
1. объяснение на фактическом уровне объекта (собственно объяснение);
2. объяснение на теоретическом уровне (метаобъяснение)
Соотношение между объектным уровнем и метаобъяснением - относительная точность оценки правдоподобия на основе первого и последнего источников
Аргументы
аргументы пытаются показать, что что - то есть, будет или должно быть так, объяснения пытаются показать, почему и как что-то есть или будет
- целью аргументов является содействие знанию, в то время, когда объяснение способствует пониманию
научно - популярный стиль –
одна из стилистико - выделяемая (по сравнению с собственнонаучным) на коммуникации – необходимости "перевода"
специальной научной информации на язык неспециального знания, а именно задач популяризации научных знаний для широкой аудитории.
Очерк
См. выше
Книга
- кни́га — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт
- книгой может называться литературное или
научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания
История книги
Древность
Устная передача — самый древний способ передачи знаний в истории человечества. После изобретения древними цивилизациямисистем записи люди начали использовать для письма почти всё, на чём можно писать — глиняные таблички, кору дерева, листы металла…
Таблички
прочный, надёжный носитель
письменной информации, относительно удобный использовании и транспортировке. Пишущим средством в этом случае, как правило, выступало стило.
Два типа табличек:
глиняные (у населения долины между Тигром и Евфратом) часто использовались для письма клинописью, и восковые (дощечки, покрытые слоем воска), а глиняные состояли из глины и после нанесения надписей обжигались для придания дополнительной прочности.
В Древнем Риме дощечки скрепляли друг с другом («диптихи», «триптихи», «полиптихи» - две, три и много дощечек), образуя прототип современной книги —кодекс.
Свитки
В Древнем Египте писали на папирусе (вид бумаги из стеблей одноимённого растения).
Чернила с папируса легко смывались, и лист использовали вторично для новых записей. Папирусная полоса наматывалась на валик с ручками.
- широкое распространение получают электронные книги — электронные версии печатных книг, которые можно читать на компьютерах или специальных устройствах
Кодексы
Кодекс (книга)
В V веке Исидор Севильский разъяснял различия между книгой, свитком и кодексом в соответствии с существовавшими тогда представлениями: кодекс составлен из множества книг,
книга — из одного свитка
кодекс - первый носитель информации, который характеризуется сходством с книгой: страницы равнозначного размера скреплены с одной стороны и заключены в обложку, изготовленную из прочного материала
- кодексы не получили распространения в эпоху античности и приобрели популярность в III—IV веках, в христианском обществе, когда для записей стал использоваться пергамент, который не ломался, его можно было резать.
- пергамент — материал многократного применения: с него легко удаляется краска
- распространена записная книжка из четырёх листов пергамента, согнутых и прошитых посередине, так получалось 16 страниц. Книжка по - гречески называлась «тетрада» («четвёрка»), современные книжные блоки собираются из 16 - и 32- страничных тетрадей.
Лекция
См. выше
Статья
- научная статья - сочинение небольшого размера, в котором предлагается описание научной проблемы, пути и перспективы ее решения, излагаются результаты собственного научного исследования
- научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования
Работа над статьёй
- Начать с середины
- сначала просто записать все, что прийдёт в голову
- не надо стараться сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать скелет будущей статьи
- отложить написанный текст на несколько дней
- все это время мозг будет продолжать трудиться, и когда снова надо открыть файл с записями, работа пойдет гораздо быстрее
- сначала написать основную часть статьи, затем выводы и введение, а после этого приступить к заголовку, аннотации и ключевым словам
- научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики.
- научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.
Виды научных статей:
1. Научно - теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
2. Научно - практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.