Общественно-исторические условия возникновения христианства

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ХРИСТИАНСТВЕ ВРЕМЕН АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА

 

Направление подготовки 47.03.01 Философия

профиль: История русской и зарубежной философии

 

 

Студент     _______________подпись   Костенкова Александра Олеговна
Научный руководитель доцент кафедры культурологии, социологии и философии _______________подпись   Долгих Андрей Юрьевич
  ВКР защищена с оценкой

__________________________

 

Допущена к защите:

заведующий кафедрой

 ______________/М. П. Голенок/

«______»_______________2020 г.

 

Киров, 2020


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДОГМАТИКИ.. 7

1.1. Общественно-исторические условия возникновения христианства. 7

1.2. Христианское общество в ожидании «Второго пришествия». 16

ГЛАВА II. АПОСТОЛЬСКИЙ ВЕК – ВЕРОУЧЕНИЕ И РЕАЛИИ.. 29

2.1. Социально-этические учения в раннем христианстве. 29

2.2. Реальность апостольского века. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Философия. Философия есть сложная наука. Возможно, именно поэтому до сих пор во всем мире нет четких границ в определении данной дисциплины. Даже сами философы не дают, не любят давать определение понятию «философия».

Но, а если же говорить о предмете изучения философии, то здесь мы можем охарактеризовать философию как науку, которая занимается изучением фундаментальных принципов существования человека и мира.

Так как тема моей курсовой тесно связана с религией, то книга «Библия» напрямую является источником моих рассуждений. Библия и Философия. Как это все можно интерпретировать? В главной религиозной книге христиан мало, то есть практически нет, рассуждений по проблематике философии, которая «любит» дискутировать, затрагивать проблемные ситуации, которая обладает своим особенным стилем и аргументацией. Но вот что парадоксально – эти весьма большие и значимые проблемы духовного, морально-этического характера в книге «Библия» представлены и четко прослеживаются, и, несомненно, несут философскую значимость.

Несомненно, в философии как никогда актуален вопрос, касающийся религии. Ведется множество споров на религиозные темы. Споры между представителями разных конфессий, споры даже между представителями одного вероисповедания… На сегодняшний день в мире существуют достаточно много вероисповеданий, а кроме того, их классификаций. Но выделяют чаще всего три основных мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Буддизм является одной из самых древних религий. Формирование буддизма относит нас аж к VI веку до нашей эры. Место его зарождения также известно – Индия. Вторая мировая религия, основная в данной работе, – это христианство. Оно младше буддизма на шесть столетий, то есть его возникновение датируется I веком нашей эры. Если говорить о том, где возникла данная религия, то это восточная часть Римской империи, а именно Палестина. И самая молодая мировая религия – это ислам. Корни его уходят к арабским племенам Аравийского полуострова, где проживали турки и греки. А век возникновения данной религии – VII век нашей эры [18, c 145-275].

На абсолютно всех стадиях формирования культурной цивилизации религия являлась и на данный момент является одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на мировоззрение, на определение человека в мире, на его поведенческие особенности, кроме того, на взаимоотношения между людьми. Любое вероисповедание, каждая религия базируется на веровании в сверхъестественные силы, на поклонении Богу либо богам. Верующий человек берет на себя обязательство в соблюдении определенных писанных и неписанных норм, правил поведения.

Несколько слов об актуальности моей работы. Даже в наше время не утихают споры между профессионалами в данном «деле», между представителями данной веры по поводу социально значимых идей раннего христианства: на самом ли деле было так, как пишут дошедшие до нас источники. Данный вопрос для истории христианства является важным. Каждый аспект данного вопроса постараюсь разобрать подробно, дабы была полная картина истории христианского вероисповедания.

Степень разработанности проблемы. Существует достаточно много источников для изучения христианства, да и в принципе, истории I века, которая будет являться основой в данной работе. Например, в своей работе я буду опираться на книгу «Деяния святых апостолов», так как значительная ее часть посвящена нравственным аспектам I века нашей эры именно Римской империи, где свою деятельность вели апостолы. Вторым источником моих исследований являются другие послания апостолов, в которых описывается социальная жизнь. И, конечно, также я буду опираться на различные исторические источники, рассматривающие социально-философские идеи в христианстве времен апостольского века. Кроме того, можно обратиться к церковному преданию, но здесь нужно быть очень осторожным, так как нужно понимать, что сюда входят различные, например, средневековые легенды, которые являются адаптацией каких-то языческих легенд и мифов и зачастую не имеют никакого отношения к изучаемой проблеме, а, скорее, путают и уводят. Но есть, конечно, некие серьезные моменты… Предания различных древних богословов и историков, а особенно будет полезен Евсевий Кесарийский (Памфил), который написал первую церковную историю, где приводит такие важные сведения, кто были такие евангелисты, почему и когда они писали свои послания, свои Евангелия. Также в изучении данной темы затрону труды таких деятелей, как Иустин Философ, Гай Светоний Транквилл. В данном плане можно считать эти источники, если не полностью достоверными, то близкими к истине. Могут помочь также в рассмотрении данной темы христианские авторы и их работы, например, наш соотечественник – Борис Деревенский, немецко-американский  историй церкви – Филипп Шафф. 

Объектом исследования в данной работе являются исторические данные, касающиеся христианства I-II века.

Предметом исследования в данной работе являются социально-философские идеи христианства начального этапа его развития.

Цель моей работы: на основе религиозного христианского учения и других исторических данных реконструировать основные социально-философские идеи раннего христианства. Систематизировать данные об истории христианской церкви. Выделить основные принципы христианского вероучения. Понять сущность учения раннехристианской церкви в контексте жизненных обстоятельств общества I века.

Задачи:

1. Представить описание истории возникновения христианства.

2. Выявить причины возникновения христианской религии.

3. Рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства.

4. Проанализировать Священное Писание, непосредственно книги, написанные по данной проблематике.

5. Проанализировать реальность апостольского века и как христианство видело жизнь людей на Земле.

Методы:

1. Аналитический метод.

2. Метод академического объективизма для более точного рассмотрения вопроса.

3. Герменевтический метод, с помощью которого было разобрано Священное Писание.

4. Системно-структурный метод.

ГЛАВА I
СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДОГМАТИКИ

 

На самые простые вопросы сложнее всего найти ответ… Что представляет собой христианство? Откуда происходит данная религия? Почему христианство так важно в истории человечества? Подробно в данной главе проследим за различными событиями становления христианства. Сформируем целостную картину того, что повлияло на становление данной религии.

Большое количество книг, статей, научных фильмов, публикаций, работ было написано и снято о происхождении христианства и о формировании его догматики. В данной области работали различные христианские авторы, философы. А также, чтобы воссоздать полную картину над вопросами христианства трудились представители библейской критики. К чему такое большое внимание?! Но все элементарно… Христианство за свою историю создало множество церквей, которые на данный момент имеют 2,5 миллиарда последователей. И сегодня христиане играют большую роль в идеологической, политической, экономической и социальной жизни народов и, в принципе, государств.


Общественно-исторические условия возникновения христианства.

Для начала, чтобы понять, как это все происходило, по моему мнению, стоит погрузиться именно в исторический контекст. Итак, представим государство Селевкидов, которое образовалось при распаде государства Александра Македонского, и затем являлось важнейшим центром эллинистической культуры [23, c 259]. Этот период относится ко II веку до нашей эры. Государственным языком на данной территории являлся греческий язык. Но также есть и Иудейское царство – территория современного Израиля. Иудея на тот момент также входила в территорию Сирийского государства (государства Селевкидов). И что же было?! Был иудаизм, который исповедовали в Иудейском царстве; но была и греческая культура, которая считалась единственно возможной, можно сказать, правильной. А все местные верования, то есть иудаизм считался не то что противоречащим, а диаметрально противоположным по отношению к греческим элитам. Но все это происходило до определенного момента. В 160 году до нашей эры порождается восстание, которое являлось восстанием еврейского народа. Что произошло? Грубо говоря, греческая элита была свергнута, и еврейским народом было провозглашено желание превознести свою веру, то есть иудаизм. Итак, восстание оказалось успешным и к концу II века до нашей эры на данной территории устанавливается независимое Еврейское государство. Существование Иудейского царства было подкреплено Римом, то есть Рим влиял на политику данного региона, происходило взаимодействие. И, в конце концов, государственной религией становится иудаизм. Из данного факта вытекает: форма правления – теократия, жрецы – самый привилегированный класс населения и так далее. И роль иудаизма была именно государственной, происходило образование некой системы. Но Рим растет, крепчает и происходит столкновение системы римских ценностей, религиозных верований. Затем интересное явление… Рим на территорию Еврейского государства приносит религиозный плюрализм мнений. Расшифрую: с одной стороны, у иудеев уже есть государственная религия, с которой идентифицируется местное население; но с другой стороны, Рим провозглашает свободное вероисповедание. И в результате чего на протяжении практически двух веков происходит хаос, именно идеологический хаос. Если рассмотреть карту того времени, то можно увидеть влияние каких культур было оказано на Иудею: арабы; Сирия, Месопотамия; Египет; большая область, которая исповедует зороастризм; различные греческие философские течения – платоники, стоики; и другие религиозные течения. И все эти мировоззрения проходят именно через Иудею. Что же получается?! С I века до нашей эры и примерно на протяжении 100 лет происходит идеологическое смешение. Наблюдаем множество течений, но в принципе все они «проповедуют» факт того, что наша действительность – это нечто ненужное, чего стоит избегать; а есть нечто «Высшее», к чему стоит стремиться. И за этим происходит разделение иудаизма на две части. Во-первых, появление направления под названием «зелоты». Их относят к радикальным иудеям. Они утверждали, что придет пророк, который поможет им в войне с «иноверцами», например, с римлянами. И иудаизм станет правящей религией всего мира по средствам кровавой войны. А, во-вторых, появляется альтернативное направление. В Палестине под влиянием древних евреев начал складываться новый культ. Его приверженцы верили, что на Землю сойдет Божество, который будет жить среди людей в облике человека и примет мученическую смерть, а затем воскреснет. В данном направлении провозглашается Мессия, который не «за» кровопролитие; а Мессия, который своим словом обратит весь народ в одну веру. То есть второе направление обращалось больше к духовной составляющей человечества. И именно из данной идеологии выходит христианство. Как уже было отмечено, новая религия постепенно складывалась из элементов различных религий и философских концепций того времени, той эпохи. И все эти различные элементы, соединившись в одно целое, дали рождение новой религии – христианства. То есть христианство является синкретической религией. Но есть другой взгляд – христианство возникло внезапно, неожиданно. И в отдельную религию христианство выделилось в I веке нашей эры [23, c 259].

Итак, I век до нашей эры – первая половина I века нашей эры. Примерно в данный период времени происходит появление множества пророческих деятелей. И, в принципе, как мы можем прочитать в Библии, Иудея была населена пророками, которые проповедовали скорый конец всей земной цивилизации. И одним из таких проповедников являлся сам Иисус Христос. И он проповедует то, о чем было написано раннее – о скором конце света. В общем, о его проповедях известно не так много. Известна Нагорная проповедь. Возможно, это явление произошло в связи с тем, что его жизнеописание складывается только минимум через 30 лет после его смерти. И даже, если взять во внимание, что Евангелие было записано в 60-е годы I века, то уже минимум 30 лет прошло с момента казни Иисуса Христа.

Но обратимся к тому, что было проповедано данными пророками. Смысл в том, что христианство передается от человека к человеку. То есть сугубо внутри иудаизма, абсолютно не претендуя на то, что кто-то будет пользоваться принципами данной идеологии из не иудеев. Напоминаю, размышление строится в рамках иудаизма, на территории Иудеи. Представим христианина того времени… Такие люди проповедуют смирение: ударили по правой щеке – подставь левую; проповедуют смирение со злом, которое обращено к тебе. В итоге, следует свое сознание направить на то, что будет с тобой после смерти. В данном принципе, скорее всего, и закладывается основа популярности будущего христианства. Что нового в христианстве, когда оно еще является направлением в иудаизме?! Почему христианство начинает конфликтовать со старой государственной версией иудаизма?! Итак, пророки новой формации; пророки, которые из народа, которые не из жреческих элит, (хотя Иисус был раввином), говорят о принципах, немыслимых для «старых» иудеев, так как «новые» христиане проповедуют равенство всех людей. Иисус Христос говорит: «…нет ни Еллина, ни Иудея…» [13, c 1170]. При условии рассмотрения данного принципа в рамках того времени, то это нечто уникальное, непонятое. Так как, если у человека, жившего, например, в I веке нашей эры, нет идентификации с народом, из которого он происходит, с племенем, из которого он происходит, то в принципе у того человека нет никакой идентификации на тот момент. И даже иудаизм, хоть это и идеология, крепко привязан к национальности. То есть человек обязан быть евреем, чтобы исповедовать иудаизм. Евреи избранный народ. Стоит отметить, что это отчасти останется и в христианстве. Но любая религия, любой народ проповедуют то, что они особенны. Каждый народ в своей религии обозначает свою богоизбранность. Например, если рассматривать древних греков, то можно проследить данный принцип, как этот народ, который приближен именно к греческим богам считает себя привилегированным. И иудаизм – не исключение. Евреи, они специфические, это высшая раса. Именно иудаизм – высшая религия. И появляется некая секта (именно так считали иудеи), которая вначале, естественно, была очень малочисленной, но быстрорастущей. И которая заявляет: «… нет ни Еллина, ни Иудея…», все люди равны. Христиане идут еще дальше… Иисус вообще проповедует о том, что мужичины и женщины равны. Ведь раньше женщин особо «не пускали» ни в религию, ни в философию. Например, митраизм, который в то время был популярен в империи, вовсе запрещал женщинам молиться культу Митры [26]. Если женщина желает молиться Митре, то она могла это делать только дома. А в храме в общем собрании это строго запрещалось, кроме того, женщину вообще могли не впустить в храм. Но Иисус Христос говорил, что женщины равны мужчинам; у женщины также есть душа равнозначная мужской. Повторюсь, женщина в иудаизме вторична, она же сотворена из ребра Адама; то есть сначала мужичина, а затем женщин. Женщина по умолчанию менее значима. Но это Танах. Да, это войдет затем в корпус христианской религии и это то, что достанется христианству от иудаизма. А уже Новый Завет проповедует то, что женщина и мужчина обладатели одинаковой соразмерной души. Итак, одним из принципов христианства становится равенство всех: народов, полов, национальностей. Впоследствии, конечно, многие из принципов претерпят значительные изменения. Но изначально посыл был именно таким. И самые первые христиане исповедовали именно данный принцип. Также отмечу, что раннее христианство являлось некой сектой, которая не имела множества сторонников, не имела письменных законов, правил. Еще одна очень важная идея, которая проповедуется в христианстве – это утверждение того, что Бог избрал именно тебя, и он любит тебя (любого человека) [4, c 1027]. Это сразу противоречит именно иудаизму, где Бог Яхве часто наказывал свой народ. Боги греков также не склоны проявлять любовь к человеку. Также в христианстве начали говорить о том, что земная жизнь – это далеко не самое лучшее, что приготовил Бог; верующих людей ждет более благословенная жизнь в раю. Поэтому не стоит отчаиваться, если жизнь на Земле не приносит радость или какие-либо блага. Стоит отметить, что это идея не была чем-то новым. Вспомним египтян, которые считали, что загробная жизнь являлась нечто важным, чем жизнь на Земле.

События, которые описаны выше, подводят уже к началу I века нашей эры, к жизни Иисуса Христа. Хотя точную дату назвать невозможно, но, примерно, данный период относится к первой четверти I века. Какие события происходят в данный исторический отрезок? Иисуса Христа казнят. И уже на тот момент его последователей было довольно большое количество, если рассматривать в рамках местной религии. И, скорее всего, они ждали после смерти Иисуса Христа скорый конец света. Ведь Иисус Христос – Мессия, который пришел на Землю, чтобы умереть за грехи человечества. То есть последователи Христа представляли себе такой исход событий – Иисус Христос умирает и за этим следует конец всей земной цивилизации. Но Сын Божий по преданию воскрес на третий день. И перед своим вознесением на небо сказал о том, что будет второе его пришествие. Таким образом, первые христиане верили во второе пришествие Иисуса Христа; а также они разделяли принципы, приведенные в пример раннее. Повторю. Во-первых, Бог – всемилостив (любит каждого человека); во-вторых, принцип равенства всех людей; в-третьих, убеждение о том, что загробная жизнь лучше земной.

Но считаю важным заметить, что эти принципы не были значимыми в объединении ранних христиан. Итак, в раннехристианских общинах не было единой концепции веры. Также не было определенной позиции относительно обрядов, которые требовалось соблюдать. Не существовало на тот момент и централизованного управления. Рассуждение плавно приблизило нас к середине I века нашей эры. Христианство впитало в себя, как уже упоминалось, множество различных направлений, которые впоследствии вели ожесточенную борьбу между собой и иными идеологиями. Общины первых христиан не знали никаких догм и культов, которые были ясны только уже последователям позднего христианства. Первым христианам было известно лишь тот факт, что Иисус Христос – Сын Божий. Но они ничего не знали о Святом Духе. Раннехристианские общины не имели специального места, где могли проводить богослужения. Они не избирали духовенство. У них не было практически никаких таинств. Но все они верили в жертву Иисуса Христа, который понес наказание за грехи всего человечества. В связи с ростом космополитизма в христианстве и становлением базовых догматических идей активировался процесс отступления от принципов иудаизма. В конце I – начале II веков нашей эры, а именно после разгрома восстаний евреев против Рима и дифференциации иудаизма, данный разрыв окончательно сформировался [23, c 260]. Формирование христианских убеждений воссоздалось в Новом Завете. Книги Нового Завета, которые создавались более одного столетия, подтверждают формирование догматических идей и противостояние христианства другим религиям. Откровение Иоанна Богослова, которое было написано примерно в 68 году нашей эры, содержит в себе лишь догмат об искуплении грехов. В апостольских посланиях, написанные приблизительно в конце I века нашей эры, личность Иисуса Христа уже конкретизируется, но еще до сих пор не описаны факты его жизнедеятельности на Земле.

Мятежное ожидание того, что на Земле будет Царство Небесное как некий символ неизбежного падения Римской империи, которое отражается в книге «Откровение святого Иоанна Богослова», заменяется новой идеей – достижение и установление Царства Божьего на Земле, но в далеком будущем [8, c 1196]. Апостол Павел, в своих посланиях, которые были написаны позднее основных, говорит об окончательном разрыве с иудаизмом. Также он в своих посланиях указывает на то, что в казни Иисуса Христа присутствует вина евреев. А проблема жизнеописания Иисуса Христа, которая упоминается ранее, решается только в первой половине II века, то есть в более поздних Евангелиях и в книге «Деяния святых апостолов». Авторы данных произведений приводят факты из жизни Христа, иллюстрируются его проповеди, описываются чудеса, совершенные Сыном Божьим. И в тот момент происходит замена демократической идеи на принцип, как бы мы сейчас его назвали, «непротивления злу». Также вновь упоминается факт того, что жизнь в свете Бога лучше земной жизни.

Что же еще происходит с церковью того времени?! О наличие духовенства на тот момент никакой информации в Евангелиях не присутствует. Информация появляется только к концу II века нашей эры. И данный факт связан с поэтапным развитием социального состава общин первых христиан. Также в данный период наблюдается нарастание разногласий в рабовладельческом обществе. Таким образом, данный фактор приводит к спаду торгового дела, производства; волнения среди крестьян усилено распространяется. Что делает Рим в тот момент?! Власти Рима уже не стремятся расширять свои границы, все их внимание направлено на подавление волнений и защиту от постоянных вторжений варваров. Когда ситуация выходит из-под контроля, то наступает момент отчаяния среди правящих классов, которые уже не способны каким-либо образом предотвратить распад Римской империи [17, c 149]. И как ни странно, но все это способствовало развитию христианства. То есть идеи и принципы ранних христиан удачно вписывались под сложившуюся ситуацию. Например, призыв верующих смиренно идти на смерть ради блага, допустим, государства. Также первые христиане объединяют свои социальные идеи с идеями равенства всех людей перед лицом Бога, Божьей милостью и верой в лучшую жизнь после смерти. Это, как уже было отмечено, составляет основу христианства. Также популярностью пользовались идеи эсхатологии и мессианства. Возможно, именно данные принципы помогали «жить» рабам и гражданам, которые многое не могли себе позволить. Это в основном объясняет преобразование в социальной структуре общества. Получается, что во II веке происходит приток в христианскую общину в виде торговцев, землевладельцев ремесленников, а также в данную структуру включается римская аристократия. Таким образом, замечаем, что не только низшие слои населения составляют устройство христианской общины II века. Христиане, которые входили в состав «обеспеченных», занимались вопросами руководства материального состояния и вопросами литургии. Как уже упоминалось, появление духовенства относится к концу II века и в состав духовенства входят священники, дьяконы, епископы, концентрирующие власть в своих руках, также которые избираются пожизненно. Преобразование в социальной сфере, а именно в составе общин, установило их дальнейший путь. Отступление от демократической направленности, также дифференциация с иудаизмом, который преследовался после антиримских восстаний; все это послужило основой для узаконивания христианской религии. Духовенство в связи с этим проявляет желания к сотрудничеству с государственной властью. А уже государственная власть, в свою очередь, почувствовала потребность – использование христианства в важных для империи целях, таких как политической и идеологической [27, c 86–98].

Одним из важных условий зарождения новой религии стал процесс развития нравственности и духовности человека с точки зрения восприятия «чистой» любви и единства всех людей. И в данном случае каждый человек уже сам для себя решает – верить ли в Божественное провидение или это все результат умственной деятельности человека. Возможно, единственное, что можно утверждать – это необходимость людей в принципах, которые «подарило» христианство, и именно поэтому новая религия распространилась довольно быстро. Господство Римской империи можно было наблюдать в виде разрушений отдельных государств, что по итогу привело к слиянию различных культур, к непониманию друг друга людей. Такое разношерстное общество психологически нуждалось в нечто новом, что его могло объединить. С религиозной точки зрения, вера в единого Бога была необходима. Дело в том, что предшествующие религии были национальными. И их основа заключалась в культурных, политических, социальных аспектах того или иного народа. Таким образом, данные религии не имели возможность выйти за рамки своей национальности. Также распад тех отдельных государств, где господствовали национальные религии, привел к падению их авторитета. И на тот момент существовала необходимость в более «эластичной» религии, которая подарила бы возможность – объединить различные национальности, проживающие на территории Римской империи. Христианство со всеми своими принципами, которые были приведены в данном параграфе, стало наиболее оптимальной религией в условиях данной территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: