Христианское общество в ожидании «Второго пришествия»

Эсхатология… В христианстве делается акцент на то, что кульминацией истории, всемирной истории нашей планеты будет второе пришествие Иисуса Христа. Опираясь на Библию, можно четко проследить, как развивалась жизнь после воскрешения Иисуса Христа, что оставил Бог для верующих в него. Ученики Христа просили его рассказать о том, когда наступят «последние времена». Что же Христос отвечал, и какие признаки назвал? В Священном Писании есть много пророчеств о приближении «Страшного суда». Что это за суд? Существует множество вопросов, которые затрагивают данную проблему, но обратимся к Библии, где можно найти ответы на вышепоставленные вопросы.

В Библии, а именно в Новом Завете, есть такие строки в Евангелие от Луки, авторство которых, возможно, принадлежит ученику апостола Павла и написание, которого, по некоторым источникам, датируется 60-ми годами первого столетия. Итак, глава 21 Евангелия от Луки: «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! Когда же это будет? И какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим… Восстанет народ на народ… Будут большие землетрясения, и глады, и моры, и ужасные явления… Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его… Да исполнится все написанное. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не кончатся времена язычников» [5, c 1017]. В данном отрывке представлен разговор Иисуса Христа с его учениками, где Иисус Христос описывает события, которые ждут человечество в будущем. И что же конкретно здесь можно представить? Из истории известно, что храм, о котором говорил Сын Божий, это Второй Иерусалимский Храм. Начало его строительства датируется VI веком до нашей эры, когда была завоевана Вавилония, и правителем являлся персидский царь Кир Великий. Но со временем храм устарел, и по приказу иудейского царя – Ирода, а это уже I век до нашей эры, храм подвергся перестройке. Храм приобрел великолепный вид: туда несли драгоценные камни, золото [16]. И именно о его разрушении говорил Иисус Христос. Иудеи находились в страхе от данной мысли. Ведь Иерусалимский Храм был единственным, где можно было совершать богослужение. А если нет храма, то, значит, и нет присутствия Бога. Впоследствии в 70 году нашей эры в ходе Первой Иудейской войны храм был разрушен после штурма Иерусалима римлянами во главе с императором Титом. И уже после данного события храм не был восстановлен. 

Сейчас мы наблюдаем масштабные изменения по всему миру (и не в лучшую сторону): изменение климата, природные бедствия, войны, рост беззакония и так далее. И все это приближает человечество к концу, о котором некогда говорил сам Иисус Христос. То есть, нам этого стоит ждать?! Из Библии читаем, что эти события ждали уже тогда и первые христиане. Все помнили слова Иисуса Христа и уже в то время находились в ожидании его второго пришествия. Однако люди пытаются высчитать, узнать, рассчитать, когда же конкретно это наступит. И опираясь на Священное Писание можно ли все-таки узнать конкретную дату второго пришествия Иисуса Христа? Но и сам Иисус Христос отвечает на данный вопрос. В Библии в Евангелие от Матфея в 24 главе приведены такие строки: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» [7, c 950]. Но Иисус Христос предупреждает о некоторых признаках, которые были уже приведены в данной работе. Думаю, стоит отметить, что приблизительно данное Евангелие было написано в 41-55 года нашей эры, таким образом, с момента воскрешения Иисуса Христа на тот момент прошло более 10 лет.

В Библии также можно увидеть убеждения о том, что конечным событием в истории человечества станет второе пришествие Иисуса Христа. Во время своей земной жизни Сын Божий несколько раз указывал на то, что в замыслах его Небесного Отца – Бога есть второе пришествие Иисуса. Но второе пришествие Христа будет совершенно иным, так сказано в Библии. Если 2 тысячи лет назад Иисус родился от девы Марии как обычный ребенок, то во время второго пришествия Иисус Христос предстанет перед человечеством «во славе Бога» [1]. В Евангелие от Луки написано: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» [5, c 1013]. Это увидят все, кто даже некогда умер. Иисус Христос через апостола Иоанна говорит: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» [4, c 1030]. Таким образом, можно сделать вывод, что человек, который жил не по Божьим заповедям предастся вечным мучениям; а человек, живший по Библии, обретет «новую жизнь», в которой будет вечно ликовать. Еще раз отмечу, что в книгах Нового Завета нет точных указаний, когда произойдет второе пришествие Спасителя, но в Священном Писании описаны признаки приближения данного события. Итак, главные из них. Во-первых, распространение лжеучителей, и их различные лжепророчества. В Евангелие от Матфея в 24 главе читаем: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» [7, c 954]. А также Иоанн Богослов в своем послании пишет: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» [9, c 1105]. То есть, Бог через Иисуса Христа предупреждает о том, что будут люди, которые могут называть себя «Сыном Божьим»; но истинно верующий человек не должен поддаться этому влиянию и быть твердым в своей вере. Второе, о чем говорит Бог – это распространение Слова Божьего, то есть Евангелия, по всему миру. В подтверждение этому вновь читаем строки из Евангелия от Матфея: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» [7, c 929]. В-третьих, говорится об обнищание нравственных человеческих качеств. Евангелие от Матфея, 24 глава, 12 стих: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» [7, c 933]. Также Господь говорит об оскудении веры. В Евангелие от Луки, в 18 главе написано: «Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» [5, c 992]. Скорее всего, Иисус Христос данными словами дал некий стимул своим ученикам, чтобы те «непрестанно молились» о вере на земле. Четвертое, что отмечается в Библии, это всеобъемлющий страх человечества перед бедствиями: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» [5, c 992]. И, пятое, наверное, самое устрашающее – это явление антихриста. Библия, Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам, 2 глава, 8 стих: «И тогда откроется беззаконник, которого господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» [2, c 1176]. Вообще в Библии термин «антихрист» встречается всего 4 раза: в первом послании Иоанна, во 2 главе, в 18 и 22 стихах; также в первом послании Иоанна, в 4 главе – 3 стих; и данный термин еще используется во втором послании Иоанна, в 7 стихе. Есть в Библии и другие названия антихриста, например, в послании апостола Павла к фессалоникийцам применяются к нему такие названия, как «человек греха», «противник», «беззаконник» [2, c 1174]; в книге «Откровения» антихрист – это «зверь, выходящий из бездны» [8, c 1195]. По всей видимости, термин «антихрист» все же не будет употребляться как имя нарицательное; а будет использоваться другое имя, которое бы прельстило людей. Но, а что же все-таки скрывается за данным термином? Итак, «антихрист» – слово греческого происхождения (ό αντί-χριςτος), которое в переводе означает «враг либо противник Иисуса Христа, обманом выдающий себя за него» [1]. Все перечисленные события, конечно, наводят некую панику, но в Библии также говорится о том, что истинно верующий человек будет защищен Богом. «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» [5, c 993].Вновь вернемся к признаку приближения второго пришествия – «оскудение веры». Итак, пропадет ли вера вообще по всему лицу земли?! Скорее всего, нет. Но количество верующих в спасительную жертву Христа сократится в разы. По моему мнению, человек подвержен влиянию другого человека, и поэтому «другой» человек может увлечь за собой. То есть люди выберут путь антихриста, который предлагает «лучший мир». Также есть еще один признак, который плавно вытекает из предыдущего – человечество перестанет вообще ждать второго пришествия. Сейчас верующие люди находятся в ожидании; люди, жившие в XVI веке, да и даже 2000 лет назад, они все готовили себя для Царствия Божьего. Где это подтверждение можно найти? Вновь обратимся к Библии и вновь к Евангелию от Матфея, итак: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого; ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег. И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» [7, c 932].

Ранее был затронут такой вопрос – а как же ожидали второго пришествия первые христиане? Думаю, стоит погрузиться в данную проблему. Уже Первая Церковь выражала активную заинтересованность ко второму пришествию Иисуса Христа. Из вышеперечисленного известно, что главным предметом обсуждения христианской эсхатологии является второе пришествие Иисуса Христа. Известно также, что вся христианская история разворачивается во временной промежуток от рождения Иисуса Христа до второго пришествия Христа на Землю. Второе пришествие и его ожидание объединяет две церкви – Странствующую и Торжествующую, то есть Земную и Божественную, соответственно. Второе пришествие Христа «затронет» и некогда умерших людей. Его ожидают также те, кто жили до рождения Иисуса Христа, например, ветхозаветные праведники. Вопрос второго пришествия широко развернут на страницах Нового Завета, о нем написано в Евангелиях, в деяниях святых апостолов, апостольских посланиях разным народам христианского общества. Также о втором пришествии можно прочитать и в книге «Откровения». В первых трех Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки, затрагивается эсхатологическая проблематика, где сам Иисус Христос через своих учеников проповедует о своем втором пришествии и о признаках «Страшного суда». Вернемся к вопросу, который был представлен в начале данного абзаца. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа первыми христианами… В книге «Деяния святых апостолов» можно прочитать следующие строки, где ученики ведут беседу с Иисусом, (интересуясь вопросами эсхатологии): «… не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки… Сказав сие, Он поднялся в глазах их… И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: Что вы смотрите на небо? Сей Иисус приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» [3, c 1055]. С данных строк, которые написаны в книге «Деяния святых апостолов» и началось ожидание второго пришествия Иисуса Христа, которое продолжается уже около двух тысяч лет. Библия, Евангелие от Матфея, 24 глава, 34 стих:
«… не пройдет род сей, как все это будет» [7, c 954]. Таким образом, можно проследить то, что первая христианская церковь ожидала второе пришествие Христа в ближайшее время, то есть, возможно, даже при жизни апостолов. Но все это может лишь отталкиваться от буквального интерпретирования слов Иисуса. В других книгах Нового Завета, например, в соборных посланиях святых апостолов Иакова, Петра также можно прочитать о скором пришествии. Апостол Павел, например, в посланиях к разным народам (к коринфянам, к евреям, к фессалоницийцам), возможно, также предполагал, что второе пришествие произойдет при его жизни. Есть желание добавить несколько слов об этом отце церкви. Ведь апостола Павла неслучайно называют основателем христианства. Он и правда, во многом устроил определение церкви на долгие века. Павел впервые сформулировал христианское учение на языке греко-римского мира, который пользуется категориями греко-римской культуры, философии, литературы. Павел доносит до каждого человека учение, которое выходит за пределы строгого иудаизма, с его мистическими ожиданиями Мессии, с его пророчествами, с его исполнением заветов. Павел выводит христианство на другой уровень понимания, переводя его на другой язык. Апостол Павел в своих посланиях показал пример устроения христианских общин и пытался давать исчерпывающие ответы на практические вопросы, возникающие по части устроения, собственно, этих общин. Другие его послания обращены ко всем и рассматривают общие вопросы веры, благочестия и упования. Апостол Павел в своих посланиях пытается вникать в десятки самых разных частных вопросов, которые касаются таких больших вещей, как Вечеря Господня; таких малых вещей, как покрытие женой головы на молитве; вопросы о соотношении между возрастами, полами; вопросы об отношении с начальствующими. Можно сказать, апостол Павел пытается рассмотреть огромное количество вещей. В своих посланиях Павел реагирует на некую проблему и отвечает на нее. Принцип его проповеди основывается на том, что он говорит об актуальных проблемах того времени.

Вернемся именно к тому христианскому обществу, которое жило в начале нового тысячелетия. За некоторое время в христианском обществе некоторые взгляды на вопрос о скором пришествии Христа изменились. Люди стали предполагать, что второе пришествия Сына Божьего может произойти и не в ближайшем будущем. Это можно и просмотреть в посланиях того же апостола Павла, который в первом послании (вновь же, если буквально интерпретировать) говорил о том, что Иисус придет при его жизни. Но уже во втором послании к этому же народу, апостол Павел в некоторой степени меняет свое представление. И утверждает, что сначала должны произойти те признаки, которые уже перечислены и затрагивались в данной работе (правление антихриста, «Страшный суд»), а уже после этого произойдет второе пришествие. 

Несколько слов о «Страшном суде» в представлении первых христиан… Евангелие от Луки, 21 глава: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения…» [5, c 991].Эти слова воспринимались первыми христианами не только как слова о разрушении Иерусалима, но в том числе и о завершении существования всего человечества. То есть изначально первые христиане уже готовили себя ко второму пришествию. А что же подразумевается под словом «страшный»? «Страшный суд» в Библии также можно и прочитать под другим названием – «День гнева божия» (в послании к римлянам святого апостола Павла) [14, c 1113]. Скорее всего, суд, именуемый «страшным», называется так не потому, что в свое второе пришествие Иисус Христос явится человечеству в неком устрашающем виде. А он придет в грешный мир в славе и величии Бога Отца, предстанет перед глазами людей как «Справедливый Судья». И именно это явление будет выглядеть устрашающе. Но искренно верующий будет испытывать благоговейный страх перед Богом. А остальные люди будут испытывать самый настоящий страх, беспокойный трепет и ужас. Ведь они уже будут знать, что расплата за грехи близка.

Обратимся к проблеме Тысячелетнего царства, ведь она также включена в эсхатологию. Латинское слово «миллениум» в переводе означает «тысячу лет». Стоит заметить, что данное слово в Библии ни разу не встречается, вместо него, в знакомом нам переводе, употребляется словосочетание «тысяча лет» (6 раз в книге «Откровения»). Также, по моему мнению, стоит разобраться еще с одним словом, но уже греческого происхождения. Это слово – «хилиазм». Это слово часто можно встретить в богословской литературе. А значение его заключается в следующем – Иисус Христос придет на землю второй раз, но уже в этот период установит царство, которое будет продолжаться 1000 лет. Обстоятельства Тысячелетнего царства были описаны еще в Ветхом Завете, а в книге «Откровения» Нового Завете определяется лишь продолжительность данного периода. Введу еще одно понятие – «премилленаризм». А точнее, его производное «премилленарии» – это те верующие люди, которые ожидают Иисуса Христа еще до установления Тысячелетнего царства. Люди, придерживающиеся данной теории, также говорят о том, что Сын Божий явится видимым образом. Противоположная данному течению группа людей – «амилленарии» не воспринимают буквально слова об установлении Тысячелетнего царства на Земле.

Среди первых христиан чаще встречались представители премилленаризма. Эсхатология данного периода еще не имела строго систематизации, но уже в ранних писаниях можно заметить тот факт, что теория премилленаризма имела широкую популярность на протяжении трех веков от начала нашей эры [24]. Думаю, стоит обратиться к примерам, которые подтверждают данную мысль. Автор богословских произведений – Папий Иерапольский, живший около 70 – 155 годов нашей эры, писал такие строки в одном из своих произведений: «После Воскресения мертвых наступит Тысячелетнее царство, когда Христос установит Свое Царство на земле» [24]. Таким образом, можно проследить подтверждение веры в премилленаризм. Другой представитель данного периода – апостол Варнава писал такие строки в своем послании: «И сотворил Бог в шесть дней дела рук своих, и покончил в день седьмой… Это значит, что Господь покончит все в шесть тысяч лет; ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот настоящий день будет как тысяча лет». Когда Сын Его придет и уничтожит время беззаконного, совершит суд над нечестивыми, изменит солнце, луну и звезды, тогда Он прекрасно успокоится в седьмой день». После этого апостол Варнава также предположил, что на восьмой день Бог произведет новый мир [15, c 153]. Иустин Филосо́ф (также нередко можно встретить его под именем – Юстин Мученик), который жил в 110 – 165 годах нашей эры, в «Диалоге с Трифоном» размышлял: «Я и другие правоверные христиане во всех отношениях уверены, что будет воскресение мертвых, а затем наступит тысяча лет в Иерусалиме, когда этот город будет отстроен, украшен и увеличен» [20]. И здесь вновь наблюдаем подтверждение ожидания Иисуса Христа до формирования Тысячелетнего царства на Земле. Более поздний представитель данной теории, богослов из Римского Карфагена, живший около II – III веков, Тертуллиан (полное имя – Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н) написал следующие строки об установлении Царства Божьего на земле: «Мы исповедуем, что наступит Царство, обещанное для нас на земле, которое будет предшествовать небу только в другой форме существования; оно наступит после воскресения, будет продолжаться тысячу лет в Новом Иерусалиме». Тертуллиан также отмечает, что уже после завершения Тысячелетнего царства произойдет гибель всего живого на Страшном суде [28, c 217]. Еще немного углубимся в историю… Протестантский богослов – Филипп Шафф, немецко-американский историк, живший в XIX веке, в своей книге «История христианской церкви» высказался по поводу периода раннехристианской церкви: «Самым поразительным моментом в эсхатологии Доникейского периода является хилиазм… Он, конечно, не был учением Церкви, воплощенным в форму исповедания, а был широко распространенным мнением различных учителей» [30, c 614].

Впрочем, примерно с IV века наступил момент, когда теория премилленаризма начала сдавать свои позиции. И, естественно, на это были свои причины… Во-первых, гонения на христиан стали прекращаться в связи с началом правления императора Константина I Великого. Таким образом, церковь чувствовала поддержку со стороны государства. Во-вторых, наблюдались изменения и в толковании Священного Писания. Например, дословная интерпретация сменилась библейским аллегоризмом. Из этого прослеживается начало духовного толкования премилленаризма, то есть Тысячелетнего царства. В-третьих, читая 20 главу книги «Откровения», прослеживается то, что люди того времени трактовали смерть Сатаны и царствование святых как личную победу над противником Бога – Дьяволом. Из этой мысли вытекает следующий вывод: верующие люди еще в этой земной жизни находятся в царствовании с Богом [8, c 1053].

Но интересен тот факт, что теория премилленаризма не исчезла полностью, о ней продолжались разговоры… Да, конечно, на данную эсхатологическую теорию закрывали глаза на протяжении долгих 13 столетий. Однако в XVII веке после Реформации в Европе, которая связана с именем Мартина Лютера, мысль об ожидании Иисуса Христа до установления Тысячелетнего царства стала вновь популярна. Сторонники данной реформы стали проповедовать о том, что церковь на земле есть прообраз Царства Божьего. Также они говорили о втором пришествии Иисуса Христа, который заберет верующих людей в свое Царство. Таким образом, наблюдаем возращение к раннехристианской теории премилленаризма [21].

Книга «Откровение святого Иоанна Богослова» объединила в себе множество точек зрения по поводу второго пришествия Иисуса Христа. Но главной же мыслью данной книги является окончательная победа добра над злом – Бога над Дьяволом. Предсказания «Апокалипсиса», которые были написаны выше, в полном объеме сбудутся лишь при втором пришествии (это согласно учению церкви). Но стоит заметить, что первые христиане также уже наблюдали все эти признаки. Это происходило и в течение остальных веков. Это происходит и сейчас. Таким образом, борьба между Богом и Дьяволом приняла на себя вневременной вид. «Эсхатологическая борьба», которая возникла раннее, которая продолжается сейчас, также будет продолжаться до завершения человеческой цивилизации. 

Итак, подводя итог по данной главе, хочется несколько слов рассказать именно о христианской религии. Христианство неразрывно связано с личностью Иисуса Христа. По Писанию – однажды, явившийся юной девушке – Марии, ангел сказал, что у нее родится сын и он будет спасителем всего человечества. Его рождение разделило все исторические события на «до и после» рождества Христова, ознаменовав начало нового исторического периода. Споры о личности Иисуса Христа не прекращаются и по сей день. Христиане верят, что это Бог пришел на землю в человеческом образе, чтобы быть распятым на кресте за грехи людей. В I веке от рождества Христова началось формирование христианской церкви в период правления римского императора – Тиберия (Тибе́рий Ю́лий Це́зарь А́вгуст). Затем, продолжавшиеся 300 лет гонения на христиан закончились при императоре Константине I Великом. И христианство приобрело вид государственной религии.


 

ГЛАВА II
АПОСТОЛЬСКИЙ ВЕК – ВЕРОУЧЕНИЕ И РЕАЛИИ

 

В предыдущей главе, предоставив данные из истории христианской религии, думаю, имеет смысл обратиться к этике раннего христианства. Социально-этические учения в раннем христианстве, в принципе, как и в данный момент, регулировали отношения верующих людей между друг другом: в семье, в обществе, в церкви. Нравственность христианской церкви включает в себя комплекс общепринятых законов, которые изложены в Священном Писании: ветхозаветные заповеди; евангельские «Заповеди Блаженства», о которых будет написано более подробно; и другие нравственные учения последователей Иисуса Христа.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: