Анализ содержания произведения

Государственное учреждение образования

«Крулевщинская средняя школа Докшицкого района»

Витебской области

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(русская литература, белорусская литература)

9 класс

«Русь! вижу тебя,

из моего чудного прекрасного далека вижу тебя…»

(по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и

поэме Я. Коласа «Новая земля»)

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы

Бобровская Лилия Александровна

+375297631740,

e-mail: liuy_1@mail.ru

(совместно с учителем белорусского языка и литературы)

КРУЛЕВЩИНА

«Русь! вижу тебя, из моего чудного прекрасного далека вижу тебя…»

 

Цель: помочь учащимся «увидеть» Русь (Родину) на страницах поэмы Н. Гоголя и Я. Коласа; показать роль лирических отступлений для понимания нравственной позиции автора; правесці паралельны аналіз Русі Гогаля і Белай Русі Коласа; создать условия для развития у учащихся умения анализировать текст, выделять главное в тексте, структурировать знания; способствовать развитию воображения, творческих способностей учащихся, коммуникативных умений; воспитывать любовь к живому слову, к литературе.

 

…Теперь передо мной чужбина,

вокруг меня чужбина, но в сердце

моём Русь, не гадкая Русь, но одна

только прекрасная Русь…

Н.В. Гоголь

 

Прасторны шлях! Калі ж, калі

Ты закрасуеш на зямлі

І злучыш нашы ўсе дарогі.

Я. Колас


Ход урока

 

Вступительное слово.

Учитель русской литературы:

- Сегодня мы продолжим вместе с Гоголем путешествие по бескрайним просторам литературы, по страницам его поэмы. Мы уже читали многие главы самого произведения, пробовали «видеть» то, что автор написал между строк, чувствуя сердцем, вслушиваясь в слово писателя. Сегодня мы попробуем «увидеть» Русь Гоголя, узнать его точку зрения, его позицию, почувствовать боль его и поверить в его мечту.

Всегда, пребывая вдали от Родины, писатель грустил. В одном из своих писем он с грустью писал: «…Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь…». Пусть эта фраза из письма Гоголя станет началом сегодняшнего нашего путешествия по страницам поэмы.

Какова же Русь Гогля? Куда стремится она: в необъятный простор или необъятную пустоту? Кто и как живёт на просторах Руси? Мы попробуем найти ответы на эти вопросы на нашем не совсем обычном уроке.

Учитель белорусской литературы:

- Нібыта рэхам адгукаюцца словы Я. Коласа, узятыя ў якасці эпіграфа. І заклікаюць яны нас збірацца ў вялікую дарогу не толькі па мястэчках Русі Гогаля. Сёння мы з вамі завітаем і ў любыя кожнаму з нас куточкі Белай Русі, прадстаўленай у паэме Я. Коласа «Новая зямля».

- Итак, в добрый путь! У доры шлях!

 

Анализ содержания произведения.

1) Русь Гоголя – Радзіма – Россия первой половины XIX века.

Ø Историческая справка (экономическое положение России первой половины XIX века).

Ø Выразительное чтение отрывков из поэм («Пошли плясать просёлки…», «Мой родны кут…»).

- В России «господствовало» крепостное право, крепостничество, поэтому, занятая крепостным правом, она не могла понять, что смену «старому» времени пришло «новое» время, а с ним – «новые» люди. Одним из представителей «новых» людей был наш герой П.И. Чичиков.

Что же представлял наш «новый» герой? Как к герою относятся жители уездного города?

- У паэме «Новая зямля» таксама прысутнічае галоўны герой – палясоўшчык Міхал. Адкажыце, ці можна назваць яго «новым» героем, або ён звычайны, традыцыйны? (характарыстыка Міхала).

Ø Лексическая работа: толкование значения слов (опекунский совет, ревизская сказка, реестр, ревизские души, купчая, зямельны банк).

- Что в России в это время позволило Чичикову провернуть столь сомнительную операцию по приобретению мёртвых душ? Какие были для этого объективные предпосылки (до отмены крепостного права)? (Чичиков строит своё благополучие за счёт других (предательство, обман, махинации). И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, Чичиков легко находит оправдание. П.И. искренне считает себя хорошим человеком и достойным гражданином; “буржуазная” логика такова: у богатого и имя честное.)

- Не гледзячы на тое, што прыгоннае права ў час жыцця Міхала было адменена, але і тады існавал шмат паноў, які хацелі нажыцца на кім-та. Простым людзям было цяжка, ім прыходзілася пераязджаць з месца на месца, каб заснавацца. Такім чалавекам быў і наш герой. Якім вы бачаце Міхала? Што ён за чалавек?(Міхал цярпліва пераадольваў усе акалічнасці лёсу, імкнучыся набыць сваю замлю і быць гаспадаром на ёй.)

- Проведите сравнительную характеристику героев, добавьте слова, которые бы более точно представили их. Для этого можете воспользоваться «облаком» слов.

 

- Хто з героеў вам больш да спадобы, чаму?

- А каков нравственный аспект данного предприятия? Перечислите те «ценности», которые были важными в то время.

 

2) Русь помещичья.

Ø Описание крестьянской усадьбы («Новая зямля»).

Ø Историческая справка – экономика, хозяйство аграрной Руси.

- Помещики Гоголя, что было общего между ними, каковы они –

«хозяева земли». Дайте обобщённую сравнительную характеристику Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина.

- Пасля адмены прыгоннага права паны не хацелі пазбаўляцца свайго

стаўлення, але час ішоў, ствараліся зямельныя банкі, набліжалася Сталыпінская аграная рэформа.

Ø Гістарычная спраўка – Сталыпінская рэформа.

- Што сабой уяўляюць паны? Назавіце некалькі прыметнікаў, якія б

найбольш поўна ахарактарызавалі паноў?

    - Что собой представляют владельцы крестьян, живущих, как видим, по-разному, но одинаково бесправных – русские помещики?

Ø Словарно лексическая работа: из «облака» слов выбрать наиболее подходящие для характеристики помещиков.

 

 

    - Чем похож на помещиков Чичиков?

    - Ці падобны да іх Міхал? Чым адрозніваецца?

Ø Заполнить ЛСМ, характеристика героев.

 

 

3) Губернский город N.

- С какими словами ассоциируется у вас слово «город», запишите некоторые из них. Можете воспользоваться «облаком» слов.

 

 

    - А с какими словами мы можем ассоциировать город у Гоголя и Коласа? Назовите.

    - Что же собой представляет губернский город? Чем наполнена жизнь его обитателей? (приметы города, его достопримечательности) Захочется ли вам здесь остаться?

Ø Чиновники города: какими мы видим их у Гоголя?

Ø Як паказвае паноў Колас? Чаму ў Коласа горад мае канкрэтную

назву – Вільня, у адрозненні ад горада Гогаля?

Ø Выразительное чтение «Реестр крестьян».

Ø Выразнае чытанне «Сямья Міхала».

- Чым займаліся прадстаўнікі сямейства Міхала?

4) Живая Русь.

    - Охарактеризуйте общие черты, которыми обладли крестьяне в поэме Гоголя. Можете воспользоваться подсказками из «облака».

    - Рисуя образ народа в своей поэме, Гоголь испытывает чувство гордости за него, представляя лучшие его стороны, как-то: меткость слова, талант, трудолюбие, ум, смекалку. Но автор не идеализирует простой народ, ведь там же мы видим и отрицательные черты, которые присущи простому человеку: необразованность, забитость, бестолковость. Прведите примеры из текста, подтверждающие это.

И горько, и скорбно писателю от этого.

    - А якімі мы бачым сялян у Коласа, як яны прадстаўлены на старонках «Новай зямлі»? Якія рысы ўласцівы Міхалу, яго сямьі?

    - В полный рост встаёт перед нами Русь – пахотная, бурлацкая, кабацкая, странническая, мастеровая.

Ø Монолог «Русь! вижу тебя, из моего чудного прекрасного далека вижу тебя…».

- Гоголевская Русь – два круга, символизирующие собой колесо:

крутится пока на месте, но впереди пылит дорога. По ней мчится тройка удалая «дельца» Чичикова. Мы не знаем куда, до какого места довезёт колесо брички нас и нашего героя. Но вокруг – прекрасная Русь: и в нашем сердце, и в сердце самого Гоголя. Оттого и счастливо!

 

Рефлексия.

Ø Запись из кинофильма «Эх, тройка, птица-тройка…»

- Поэма Н. Гоголя «Мёртвые души» и поэма Я. Коласа «Новая земля»

- два произведения (лирическое и эпическое), имеющие один жанр: поэма. Попробуйте предположить, почему?

    - Что в России видится Гоголю «мёртвым», бездуховным, а что – живым и подающим надежды?

Ø Заполнение ЛСМ «Россия, Радзіма, Русь».

 

Ø Составление синквейна (Родина, Русь, народ).

    - Гоголь пытался заглянуть в будущее Родины. Прошли года, века. И мы, жители XXI века, пытаемся также предугадать: Родина, страна, куда же несёшься ты? Дай ответ. Нет ответа.

 

4. Подведение итогов индивидуальной и групповой работы (с использованием активной оценки).

 

Домашнее задание.

С. 268, сочинение-рассуждение (один из вопросов – 3, 10, 11).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: