Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

В его творчестве, наряду с произведениями для взрослых, значительное место заняли книги, адресованные детям(для детей начал писать с 1925 года). Маяковский написал для детей за пять лет четырнадцать стихотворений и, по словам Маршака, решил этими стихотворениями четырнадцать задач. Он создал для детей сказку, несколько книжек-картинок («Гуляем»,«Что ни страница – то слон, то львица», «Конь-огонь»); предложил детям большое стихотворение – игру в разные профессии («Кем быть?»), книжку-путешествие вокруг света («Прочти и катай в Париж и Китай»), ввел в поэзию для детей темы сегодняшнего дня, носящие открыто публицистический характер («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Песня-молния», «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка»).

Главное время в его стихах для детей – будущее взрослое. Отсюда – постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня. Поэзия Маяковского не боится открытой целенаправленной морали и четкого разграничения добра и зла, положительного и отрицательного. Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925) относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Маяковский находит новые приемы для создания беседы-поучения, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка.

В стихотворении «Кем быть» (1928) творческое отношение человека к своему долгу, гуманистическая направленность труда, активное приближение будущего составляют единое звено проблем. Поэт стремится воспитать у детей дошкольного возраста активное отношение к труду, к жизни. Читая стихотворение, ребенок получает возможность поиграть в различные профессии. Перевоплощаясь в процессе игры во взрослых, дети учатся заглядывать в будущее.

В творческом наследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни людей труда.

Ростки юмора нелегко пробивались в детской литературе 20-х годов. Так, сатирическая сказка Маяковского «О Пете, толстом ребенке, и Симе, который тонкий» встретила самый недоброжелательный отклик в Комиссии по детской книге. Нужна была большая творческая смелость и любовь к детям, чтобы выстоять в борьбе против тех, кто «прикрываясь новой культурой и идеологией», утверждал, что «с ребенком надо говорить серьезно», без юмора. Маяковский построил сказку на резком, контрастном противопоставлении двух типов детей, и для этого противопоставления прибегнул к известному в литературе и в народной сказке приему гиперболы, не боясь, для характеристики персонажа отрицательного – Пети – слов, звучащих «грубо, прямо, зримо». Судя по сказке, Маяковский хорошо знал детский фольклор, ее первые строчки – типичная детская считалка:

Жили были

Сима с Петей.

Сима с Петей

были дети.

Пете 5,

а Симе 7 –

И двенадцать вместе всем.

На сказочном мотиве строится и конфликт и завязка действия: пожалев кусочек пончика маленькому щенку, Петя проявил не только жадность,но и жестокость: «Нос / и четверо колен / об земь в кровь расквасил щен».

И как в каждой сказке, обиженный щенок обращается с просьбой о справедливости ко всему звериному миру: «Выйди, зверь и птичка! / Накажи обидчика!» Как и всякая сказка, и эта сказка кончается пиром. Предводительствуемая Симой пятерка октябрят весело поглощает все, что принадлежало Пете. И такой характерный для любой сказки конец сюжета: «Кончен пир – / конец и сказке».

Увлеченно в стихотворении «Конь-огонь» он открывает юному читателю тайны ремесла. С какой радостью и с каким уменьем, оказывается, трудятся мастера, чтобы лошадка для мальчика была самой прекрасной: И на глазах маленького «заказчика» возникает чудо:

Что за лошадь,

что за конь –

горячее, чем огонь!

Но ведь мальчик не только наблюдатель, он и сам «заражен», он уже и сам участник сотворения этого чуда.

Совсем другая история, полная романтики, возникает в стихотворении «Эта книжечка моя про моря и про

маяк». Какой опасной, но необходимой для всех – и для пароходов, и для взрослых и для детей: («детям сухо, дети дома») оказывается труд рабочего на маяке! Разве может эта романтика не увлечь ребенка.

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» не потускнело от многих десятилетий, оно и сегодня остается программным. Читая его, ребенок получает первые уроки этики и нравственности.

НОСОВ, ДРАГУНСКИЙ

Николай Николаевич Носов (1908—1976) - советский детский писатель прозаик, драматург, киносценарист. Сын эстрадного артиста.

 В 1932 году он оканчивает Московский институт кинематографии и до 1951 года работает постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

В советской детской литературе проза Николая Носова считалась образцом юмора. Он писал не только смешные рассказы, но и юмористические повести. Правда, юмор в них особый. Дело в том, что комические происшествия в произведениях Носова часто совершаются под лозунгом серьезного дела: школьники уст-

раивают инкубатор («Веселая семейка», 1949), сооружают каток («Наш каток», 1951), вскапывают огород («Огородники», 1945). Практические умения и коллективная работа широко пропагандировались в детской литературе, и проблематика рассказов Носова отвечала запросам своего времени.

Это отразилось и в характере персонажей - детей активных и вполне серьезных, несмотря на комизм ситуаций, в которых они оказываются.

При таком серьезном восприятии детства Носов изобретателен на остроумные шутки и смешные положения. Лучше всего удавались писателю комические диалоги, в которых путаются слова, искажается их смысл

или заменяется звуковой игрой (такая остроумная игра есть в рассказе «Телефон», где дети безуспешно пытаются договориться по испорченному телефону).

Забавны многие сценки, похожие на эстрадные номера юмористов (так, Мишка в рассказе «Щенок» не к месту читает стихи, стараясь отвлечь внимание пассажиров от визга спрятанного щенка).

В основе сюжетов носовских рассказов - комические ситуации, которые сопровождаются непредвиденными происшествиями и завершаются неожиданными развязками. Например, страшный разбойник, напугавший детей в рассказе «Тук-тук-тук», оказался вороной, клевавшей на крыльце ягоды. И в каждом таком случае есть много преувеличенного и карикатурного, привносящего в юмористический рассказ нечто фантастическое. Так, каша, которую варит Мишка, чудесным образом пухнет и лезет из кастрюли, как в народной сказке про горшочек каши («Мишкина каша»), шляпа, под которой укрылся котенок, в глазах детей становится живой и ползет («Живая шляпа»), а из самодельных бенгальских огней получается фантастический фейерверк («Бенгальские огни»). Фантастическая история разыгрывается в остроумном рассказе «Бобик в гостях у Барбоса», в котором животные, подобно басенным персонажам, комично подражают людям.

Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату.

Но главное достоинство персонажей – деятельная активность. Таким персонажам не свойственны раздумья и переживания, зато они переполнены идеями и планами (комические проблемы возникают при их осуществлении).

Повести о Незнайке

Огромным успехом у детей пользуется трилогия о Незнайке – «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Даже те, кто не знает писателя Носова, слышали о Незнайке – самом знаменитом и любимом детьми литературном персонаже. Автор характеризовал своего героя следующим образом: «Это обобщенное представление о ребенке с неуемной жаждой деятельности, с огромным желанием все узнать, но одновременно несобранном и неспособном еще удерживать свое внимание. Это совершенно обычный нормальный ребенок. У него есть прекрасные задатки, которые он разовьет в будущем, и недостатки, с которыми нужно бороться».

Незнайка – представитель народа коротышек, живущих в красивых городах с поэтическими названиями Цветочный, Солнечный. Очень деятельный и жизнерадостный, главный герой искренне хочет помогать всем друзьям, но из-за своей неусидчивости и спешки постоянно оказывает им медвежьи услуги. Друзья прощают Незнайку, хотя его поступки частенько доставляют большие неприятности.

Кстати, имя своему герою Носов придумал не сам, а заимствовал из книжки о лесных человечках. Там Незнайка был не главным персонажем, а одним из самых незначительных. Писатель никогда не скрывал этот факт. Это, кстати, сейчас мешает наследнику Носова, его внуку, бороться с пиратством в отношении творчества деда. Несколько раз его иски были отклонены с формулировкой, что Незнайка придуман не Николаем Носовым.

Говорят, что непоседливый коротышка списан писателем с его сына Пети, а шляпу герою Носов подарил, потому что сам очень любил их носить.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей: в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: