Профессия: «закройщик».
Тема ПМ: Раздел 1 ПМ 03. «Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделия»
Тема: МДК «Раскладка лекал и выкраивание деталей»
Тема занятия: Раскладка лекал на материале
Вид занятия: практическое занятие
Тип практического занятия:
- по содержанию: качественное;
- по дидактической цели: формирование практических профессиональных умений – выполнять определенные действия, операции необходимые в последующем в профессиональной деятельности;
- по характеру организации проведения: фронтальное;
- по характеру деятельности обучающихся: репродуктивный.
Цель занятия: Сформировать у учащихся ПК 3.2. Выкраивать детали изделий.
Учебно-воспитательные задачи:
Обучающая:
• обучить правильному и экономичному способу раскладки лекал;
• определение долевой нити и правильное расположение с учетом ассортимента ткани;
Развивающая: развитие мышления, наблюдения, творческого воображения, развитие обстрактно-логического мышления.
Воспитывающая: воспитать у учащихся эстетическое и нравственное воспитание, сформировать гражданскую позицию, патриотизм, развить самостоятельность.
|
|
Используемые методы обучения: познавательно-практический метод, репродуктивного характера.
Межпредметные связи: Предложены в Приложении В (табл.4; 5).
Дидактическое обеспечение занятия:
5. Комплексное учебно-методическое обеспечение модуля (нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы).
6. Наглядные пособия (плакаты, схемы, инструкционные таблицы).
Технические средства обучения:
• персональный компьютер;
• Интернет;
• программа для просмотра и редактирования практической работы Microsoft Office Word 2007.
Методическое оснащение занятия:
6. Павлова С. В. П.121. Основы прикладной антропологии и бимеханики: Учебно-методическое пособие/ВСГТУ – Улан – Удэ, 2005. ‒ 80 с.
7. Лабораторный практикум по конструированию одежды. М.: Легкая индустрия, 1994. ‒ 320 с.
8. ЦОТШЛ. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Основы конструирования плечевых изделий. Части 1 и 2. М.: ЦБНТИ, 1988. ‒ 120 с.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Основная:
Рогов П.И., Конопальцева Н.М. Конструирование женской одежды для индивидуального потребителя. М.: Академия, 2004. – 400 с.
Дополнительная:
20. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики (Серия «Учебники XXI века»). Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320с.
21. Конструирование мужской и женской одежды – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
|
|
22. Композиция костюма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилов, Д.Ю. Ермилов и др. ‒ М.; Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.
23. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для НПО/Галина Алексеевна Крючкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384с.
24. Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: Экомо; Саратов Фаворит Букс, 2010. – 320с.
25. Журналы мод 2012. – 2017 г.г.
26. Тухбатуллина Л. М., Итальянский костюм. Искусство кроя. Под.ред.: Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А., Абуталипова Л.Н. Изд.: Произдат, 2005. – 152 с.
27. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды. М.: Форум 2003. – 480 с.
28. Смирнова Н.И., Конопальцева Н.М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя. – М: Форум: Инфра – М, 2005. – 432 с.
29. Шершнева Л.П.. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. М.: Легкая индустрия, 1980. – 232 с.
30. Бланк А.Т., Фомина З.М. Конструирование и конструктивное моделирование женской одежды. М.: Легпробытиздат, 1990. – 252 с.
Используемая литература для преподавателя:
Основная:
Галкин И.А., Беленцев С.И., Травкина Н.Н., Канищева В.А., Ананьев А.В., Ковалева Т.Н. «Современные педагогические технологии в профессиональном образовании», 2009. – 259 с.
Дополнительная:
6. Травкина Н.Н. «Анализ и самоанализ урока теоретического или практического обучения» Учебно-методическое пособие, 2007. – 92 с.
7. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общее положения».
8. ГОСТ 12807-88 (ИСО 9515-81) Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов.
9. ГОСТ 22977-89. Детали швейных изделий. Термины и определения.
10. ГОСТ 25295-2004 Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента.
11. Радченко И.А. «Справочник закройщика» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Москва «Академия «2008. – 416 с.
12. Мхитарян А.С. «Дефекты одежды»: Справочник – Москва «АСТ», Донецк «Сталкер», 2008. – 383 с.
Ход занятия:
7. Организационный часть: 5 мин
- контроль явки обучающихся;
- подготовка к работе обучающихся;
- проверка ТБ.
- назначение дежурных.
8. Вводное инструктирование: 15 мин.
Цель практической работы: првильно выкраивать детали с учетом особенностей ткани ПК 3.2.
Содержание практической работы:
Проводится актуализаций знаний учащихся по прошлой теме занятия, в виде дидактического диктанта, для закрепления пройденного материала.
Преподаватель называет измерения фигуры человека, а обучающиеся на индивидуальных листках бумаги записывают условные обозначения этих мерок каждый самостоятельно. Проверка организована следующим образом: полагаясь на их добросовестность, предложить ученикам проверить работы своих одногрупников. Обучающиеся сами выставляют оценки на листках бумаги, сдают преподавателю.
Карточки для дидактического диктанта расположены в Приложении Г.
- Объяснение новой темы.
- Выполнение практической работы.
Вопросы для подготовки к практической работе:
- Особенности ассортиментной группы.
- контрольные точки на лекалах.
- правильное расположение лекал с учетом долевой нити.
Методические указания к выполнению практической работы:
Обучающиеся на практическом занятии должны иметь личные инструменты и приспособления для работы: рабочие тетради, ручки, карандаши, сантиметровые ленты, линейки, миллиметровая бумага, ножницы.
Также, если материальное оснащение учебного заведения позволяет использовать компьютеры, с заранее установленной программой по конструированию и моделированию швейных изделий.
Инструктаж по ОТ:
- ознакомление с ТБ;
-проверка рабочего места;
- проверка исправности оборудования и инструментов.
9. Текущее инструктирование: 48 мин.
Преподаватель показывает, как нужно правильно располагать детали кроя с учетом особенностей ткани и минимальными межликальными отходами. Обучающиеся могут задавать вопросы преподавателю.
|
|
Обучающимся необходимо внимательно изучить последовательность выполнения работы, заготовить миллиметровую бумагу на которой будет располагаться детали кроя с припусками с учетом особенностей ткани
К самостоятельной работе обучающееся могут приступить после того, как заготовили миллиметровую бумагу и лекала масштабом 1:4.
Начинаются упражнения по раскладке лекал. У каждого обучающегося должны быть свои инструменты и приспособления для выполнения данной работы.
Преподаватель осуществляет текущий контроль за работой обучающихся, поощряет, дает замечания по необходимости. Если возникают затруднения или общие ошибки в работе, то целесообразно остановить упражнения и ещё раз показать правильные приемы раскладки лекал.
Проверка практической работы выполняется преподавателем, используя пятибалльную систему контроля знания:
«5» ‒ Работа выполнена аккуратно и в полном объёме.
«4» ‒ работа выполнена аккуратно не в полном объёме.
«3» ‒ работа выполнена неаккуратно и не в полном объёме (допущены мелкие ошибки).
«2» ‒ работа выполнена не в полном объёме и грубыми нарушениями
С помощью такого проведения практической работы, обучающиеся лучше усваивают главную цель практического занятия в виде такой компетенции как: ПК 3.1. Выполнять раскладку лекал на материале. Это добивается с помощью привлечения слуховых и зрительных рецепторов учащихся.
10. Заключительное инструктирование: 10 мин.
Преподаватель подводит итоги работы. Объявляет о достижении цели урока, отмечает положительные результаты, может обратить внимание на недостатки и ошибки, чтобы в дальнейшем их избежать. По-возможности выставляет оценки. Если работ много или они сданы перед самым подведением итогов, то возможно объявить оценки на следующем уроке после проверки отчетов.
11. Подведение итогов занятия: 10 мин.
Проводится подитоживание практического занятия, выполняется закрепление используемых знаний и дальнейшее их использование на других МДК и в жизни.
|
|
Данное практическое занятие имеет огромное значение для формирования профессиональных компетенций молодых закройщиков.
Правильное расположение лекал и соблюдение всех правил и норм поможет обеспечить хорошую посадку изделия и сэкономить драгоценные сантиметры на производстве.
На следующих курсах обучения в период изучения других профессиональных модулей полученные умения будут востребованы. Закрепить умения и навыки превратить их в практический опыт возможно в период практики сначала в учебных мастерских, затем на производстве.
12. Выдача домашнего задания: 2 мин
Преподаватель объявляет тему следующего урока – практического занятия «раскрой плечевого изделия», на котором будет произведена работа по выкраиванию и особенностям плечевых изделий.
Преподавателем объявляется самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
- повторить изученный материал.