Воспитатель задает вопросы, содержащие задания с изменяемыми условиями. Например: «На улице лужи. Что произошло?.. Если пошел дождь, то?.. А если нет зонта (плаща...)?»; «Если холодно, то..., а если нет рукавичек...»; «Если опаздываем куда-то?.. А если машины нет (пробка)?..» и т.п.
2 балла — самостоятельно может определить причину наблюдаемых явлений или событий («Это произошло потому, что...») и последствия при изменении условий («А если бы... тогда...»).
1 балл — может устанавливать причинно-следственные связи с помощью наводящих вопросов, подсказки взрослого.
0 баллов — не может установить причинно-следственные связи или делает это на основе несущественных признаков, путем использования побочных ассоциаций.
39. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает
2 балла — самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения; выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает.
1 балл — для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.
0 баллов — не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев.
40. Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов
2 балла — может установить и зафиксировать в речи полное сходство, частичное сходство или несходство предмета с эталоном, а также двух предметов по конкретному свойству; установить принадлежность предмета к группе предметов, опираясь на его существенные свойства.
1 балл — при выполнении задания на сравнение и классификацию делает единичные ошибки, нуждается в помощи взрослого.
0 баллов — распределяет предметы на группы и сравнивает их с опорой на несущественные
41. Умеет располагать цвета по интенсивности (5 – 9 цветов), по их порядку в радуге, создавать новые цвета, комбинируя их; различает 3 – 5 тонов цвета (лимонный, салатовый, малиновый, бордовый, сиреневый)
2 балла — выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл — при выполнении задания необходима помощь взрослого,
0 баллов — не может выполнить задание.
42. Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос, сколько предметов находится на столе (на доске и т.п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит от большего количества отсчитать 10 предметов, просит принести вот столько (показывает карточку с числом 9-10) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 10-е, 7-е и т.п. место справа (слева), расположить карточки с записью чисел (1-10) по порядку, назвать числа в прямом и обратном порядке.
2 балла — выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл — при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может выполнить задание.
43. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда
Воспитатель предлагает каждому ребенку из группы в 6-8 человек с помощью знаков =, ≠, >, <, сравнить по количеству две группы предметов и ответить на вопрос: «На сколько больше?», просит назвать числа, меньшие (большие) какого-либо числа, и объяснить, на каком основании он делает такое заключение.
2 балла — выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл — при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может выполнить задание.