2 балла — в целом знает правила спортивных игр и охотно в них участвует.
1 балл — не очень четко знает правила спортивных игр, хотя имеет о них общее представление, пытается участвовать в общих играх.
0 баллов — не пытается понять и запомнить правила игр, не хочет участвовать в спортивных играх.
Методика оценки по пунктам,
заполняемым музыкальным работником
63. Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных образах («Пастушок», «Маленький попрошайка»), способен к восприятию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25-30 секунд (менуэт, лендлер, вальс). Имеет 2-3 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз
2 балла — способен сосредоточиться при восприятии музыки на 25-30 секунд и проявляет выраженный интерес к самому процессу слушания. Имеет любимые музыкальные произведения.
1 балл — способен сосредоточиться на более короткое время, слушает музыку равнодушно. Может вспомнить 1-2 произведения с помощью педагога.
0 баллов — не способен к сосредоточенному слушанию музыки вне движения и игры. Никаких произведений вспомнить не может.
|
|
71. Любит петь и делает это эмоционально и с удовольствием. Имеет сформированные базовые вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до б с), передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Начинает контролировать слухом собственное пение осознанно
2 балла — любит петь и выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл — поет без особого энтузиазма, интонирует вяло и неточно,
0 баллов — не любит петь, поет на 1-2 примарных звуках.
72. Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца. Начинает контролировать качество исполнения
2 балла — осуществляет действия самостоятельно, без ошибок.
1 балл — при выполнении соответствующих действий необходима помощь взрослого,
0 баллов — не может выполнить действия.
73. Любит музицирование на инструментах, знает названия основ ных из них, имеет четкие навыки игры метрического пульса; про стейших ритмов, ост и нотных ритмов с речевой поддержкой. Спо собен с помощью педагога озвучивать несложные стихи и сказки. Может сыграть небольшую свободную импровизацию на шумовом инструменте. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Мо жет контролировать исполнение свое и других детей (правильно неправильно)
2 балла — стремится играть на всех инструментах, имеет хорошие ритмические навыки. Любит играть в шумовом оркестре, может исполнить в нем все партии.
|
|
1 балл — проявляет интерес к данному виду деятельности, ритмические навыки сформированы в средней степени. Может исполнить свою партию в шумовом оркестре.
0 баллов — не проявляет интереса к музицированию, не слышит и не может сыграть метрический пульс.
Методика оценки по пунктам»
заполняемым логопедом
53. Владеет соответствующим возрасту словарным запасом; спо собен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предло жения разных типов
2 балла — речь ребенка богата и согласованна.
1 балл — речь ребенка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребенок исправляет.
0 баллов — речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуации, ребенок продолжает употреблять неправильные привычные формы.
54. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, пере дает события из личного и коллективного опыта
2 балла — самостоятельно, полно передает содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятым, разъясняет что-то).
1 балл — при пересказе, описании событий необходима помощь взрослого; речь ситуативная, не ориентирована на собеседника.
0 баллов — не может составить описательный или повествовательный рассказ, передать события из личного опыта.
Анкета для родителей
1. Как обычно ведет себя Ваш ребенок в ситуациях затруднений (сохраняет позитивный настрой, пытается использовать различные способы преодоления затруднений, бросает начатое дело, раздражается или др.)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сочиняет ли Ваш ребенок разные истории? Кажутся ли они Вам интересными? Придумывает ли он новые слова или, может быть, необычно использует знакомые? Проявляет ли творчество в своей речи? Как?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем интересуется Ваш ребенок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Насколько эмоционально чуток Ваш ребенок? Понимает ли он Ваши состояния, переживания близких в семье? Или Вы считаете, что он еще мал и пока таких вещей понимать не может?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5. Делится ли ребенок с Вами своими впечатлениями? Может ли обратиться к взрослому за помощью или предпочитает решать свои проблемы сам?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Обычно Ваш ребенок ведет себя в соответствии с правилами поведения (в общественных местах, в природе; соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности) или это сложно пока для него?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Показатели педагогического мониторинга развития
детей старшего дошкольного возраста
(к концу седьмого года);
подготовительная к школе группа
Диагностический лист
Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности | ||
Социально коммуникативное развитие | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | |||
1 | Ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в природе, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями. | |||
2 | Может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий. | |||
3 | Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. | |||
4 | Бережно относится к животным и растениям. | |||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации | ||||
5 | Может рассказать о своей семье, увлечениях ее членов, истории, семейных традициях, недавних событиях и т.п. | |||
6 | Выражает положительное отношение к детскому саду, получает удовольствие от общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п. | |||
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||||
7 | Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. | |||
8 | Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников. | |||
9 | Организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности). | |||
10 | Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. | |||
11 | Объединяется со сверстниками в разнообразных видах деятельности, где дети самостоятельно распределяют роли в играх или обязанности в трудовой деятельности, самостоятельно регулируют взаимоотношения в группе, добиваются поставленных целей. | |||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||||
12 | Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами. | |||
13 | Способен проговорить простейший алгоритм - после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?» | |||
14 | Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием. | |||
15 | Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции. | |||
16 | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (вопросы к взрослым, старшим детям, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать. | |||
17 | Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения. | |||
18 | Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут. | |||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||||
19 | Имеет начальные представления о школьной жизни, учебной деятельности, о роли ученика и роли учителя, положительно относится к школе. | |||
20 | Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрослых, о значимости этих профессий для людей. | |||
21 | Знает, что деньги платят за работу, что нужно заработать деньги, чтобы что-то купить. | |||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||||
22 | Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила. | |||
23 | Имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому. | |||
Познавательное
развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |||
24 | Оценка по параметру 16 [Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (вопросы к взрослым, старшим детям, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.] | |||
25 | Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности. | |||
26 | Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как части досуга. | |||
Формирование познавательных действий | ||||
27 | Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях. | |||
28 | Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). | |||
29 | Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые его позволили достичь. | |||
30 | Оценка по параметру 13 (Способен проговорить простейший алгоритм — после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?») | |||
31 | Оценка по параметру 17 (Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения.) | |||
32 | Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам. | |||
33 | Умеет выделять совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством, объединять группы предметов; выделять и выражать в речи признаки сходства и различий отдельных предметов и совокупностей, разбивать совокупности предметов на части по какому-либо признаку; выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; находить «лишний» предмет совокупности. | |||
34 | Умеет продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность. | |||
Развитие воображения и творческой активности | ||||
35 | Оценка по параметру 9 [Организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности)]. | |||
36 | Оценка по параметру 8 [Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников.] | |||
37 | Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых, природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает результат. | |||
Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания | ||||
38 | Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона. | |||
39 | Знает имена членов семьи, может рассказать о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях. | |||
40 | Оценка по параметру 20 (Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрослых, о значимости этих профессий для людей.) | |||
41 | Может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности. | |||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) | ||||
42 | Имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления животных и растений к среде обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от действий человека и от его личных действий (например, проблема мусора), знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | |||
43 | Имеет представление о Земле, Солнце, Луне, о достижениях науки и техники, об изобретениях человечества, их использовании в современном мире; знает многие профессии. | |||
44 | Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. | |||
45 | Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. | |||
46 | Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. | |||
47 | Умеет пользоваться линейкой для измерения длины. | |||
48 | Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. | |||
49 | Умеет в простейших случаях пользоваться часами. | |||
50 | Знает месяцы года, их отнесенность по временам года; умеет устанавливать последовательность событий, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года; определять и называть части суток, последовательность дней в неделе. | |||
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||||
51 | Имеет первичные представления об обществе. Знает о нескольких народах, населяющих Россию и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта и говорящих на разных языках. | |||
52 | Имеет представления о государстве и принадлежности к нему. Знает, в какой стране он живет, знает российскую государственную символику; может назвать другие страны. | |||
Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры | |||
53 | Оценка по параметру 7 (Активно общается со _ сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.) | |||
54 | Оценка по параметру 25 (Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности). | |||
55 | Оценка по параметру ю (Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации). | |||
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||||
56 | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения (оценивает логопед). | |||
Развитие речевого творчества | ||||
57 | Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.). | |||
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||||
58 | Умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы. | |||
59 | Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях: понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое. | |||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||||
60 | Правильно согласовывает существительные, числительные и прилагательные в роде, числе и падеже; согласовывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и превосходную степени прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и суффиксов; умеет образовывать название детенышей животных и название предметов посуды; подбирает однокоренные слова (оценивает логопед). | |||
61 | Имеет представление о предложении, умеет определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, может конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. | |||
62 | Умеет производить звуковой анализ слов: вычленять определенные звуки, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из заданных слогов. | |||
Художественно эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |||
63 | Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой (видеть, слышать, чувствовать). | |||
64 | Оценка по параметру 59 (Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.) | |||
65 | Любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи). Может осознанно контролировать свое и чужое пение. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
66 | Любит слушать музыку, в том числе незнакомую, способен сосредоточиться для восприятии на 30-40 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз, (Оценивает музыкальный работник.) | |||
Формирование элементарных представлений о видах искусства | ||||
67 | Имеет общие представления о видах искусства и жанровом разнообразии. | |||
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||||
68 | Оценка по параметру 3 (Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов). | |||
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||||
69 | Оценка по параметру 37 [Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых, природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает результат.] | |||
70 | Оценка по параметру 57 [Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.] | |||
71 | Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения). | |||
72 | В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.). | |||
73 | Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на арт-выставке. | |||
74 | Любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняет сложные по координации (асимметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения, владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество движений свое и других детей. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
75 | Имеет сформированную потребность к игре на инструментах, имеет основные метроритмические навыки для музицирования, может самостоятельно организовать детей для совместной игры с инструментами. Может самостоятельно озвучивать небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты; умеет подыгрывать звучащей музыке импровизированно. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | |||
76 | Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений. | |||
77 | Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты не более 40 см, мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакалку. | |||
78 | Умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м, владеть «школой мяча». | |||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||||
79 | Играет в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис. | |||
80 | Оценка по параметру 8 [Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников.] | |||
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||||
81 | В подвижных играх и играх с элементами соревнования стремится к победе, прилагает к этому усилия, проявляет настойчивость; процесс игры сопровождается положительными эмоциями, в случае проигрыша не бросает игру, стремится к ее продолжению. | |||
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | ||||
82 | Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. | |||
83 | Имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни. | |||
84 | Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, полощет рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды. |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)
Методика оценки по пунктам» заполняемым воспитателем
1. Ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в природе, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а нес сиюминутными желаниями и потребностями
2 балла — самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами.
1 балл — частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с правилами и нормами.
0 баллов — не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).
2. Может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий
Для оценки по этому параметру воспитатель может использовать беседы с детьми, содержащие описание различных моральных ситуаций, например: «Петя хотел помочь маме и случайно разбил чашку. Хорошо ли поступил Петя?», «Маша поливала цветы и пролила воду на пол...», «Ваня, пропалывая грядку, весь испачкался...» и т.д., в которых последствия ситуации не соответствуют намерениям персонажа.
2 балла — ребенок способен правильно оценить не только чужие, но и свои поступки в подобных ситуациях (припоминает случаи из своей жизни и комментирует их); при оценке учитывает не только последствия, но и мотивы и намерения действующих лиц, оправдывает их, высказывает мнение об исправлении ситуации («Конечно, ему надо было бы быть осторожнее», «Он помоется потом»).
1 балл — оценивает чужие поступки преимущественно на основе оценки последствий и результата действий; для оценки своих поступков или для учета мотивов или намерений в чужих поступках необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями; ценностные представления неопределенны, сильно разнятся при оценке своих и чужих поступков.
3. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
2 балла — различает разнообразные оттенки эмоционального состояния другого человека, может назвать их, по собственной инициативе стремится помочь, утешить, порадовать; проявляет выраженные эмоции при чтении литературных произведений, просмотре фильмов, мультфильмов, выражает словами свое отношение к персонажам произведений.
1 балл — сам не стремится помочь, но может оказать помощь, пожалеть при прямой просьбе другого человека или при напоминании взрослого, не выражает эмоций при чтении литературных произведений или просмотре фильмов, но правильно комментирует эмоциональные состояния героев
0 баллов — не проявляет сочувствия, сопереживания по отношению к другому человеку или персонажу произведений, не может объяснить эмоционального состояния другого человека.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 3).
4. Бережно относится к животным и растениям
2 балла — самостоятельно стремится соблюдать правила бережного отношения к природе: не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними, выражает желание помогать птицам зимой, покормить животное, ухаживать за растением.
1 балл — обращает внимание на объекты природы, на соблюдение правил бережного отношения к животным и растениям только с подсказки взрослого; при напоминании или по предложению взрослого охотно участвует в природоохранной деятельности (кормит птиц, животных, ухаживает за растением).
0 баллов — не проявляет бережного отношения к природе, животным, растениям, может проявлять жестокость, причинить вред.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).
5. Может рассказать о своей семье, увлечениях ее членов, истории, семейных традициях, недавних событиях и т.п.
2 балла — много знает и охотно рассказывает о своей семье: своих близких и дальних родственниках, их увлечениях и хобби, может что-то рассказать об истории своей семьи (знает о прабабушках и прадедушках), о семейных традициях, недавних событиях и т.п.
1 балл — знает и может рассказать что-то из вышеперечисленного.
0 баллов — знает только ближайших родственников, на все остальные вопросы ответить не может.
6. Выражает положительное отношение к детскому саду, получает удовольствие общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п.
2 балла — охотно ходит в детский сад; знает не только воспитателей и детей своей группы, но некоторых детей и персонал других групп; любит принимать участие в праздниках и досугах; расстраивается оттого, что скоро придется покинуть детский сад.
1 балл — о детском саде отзывается положительно или нейтрально, знает в основном детей и воспитателей своей группы; не сильно расстраивается от осознания будущего расставания.
0 баллов — не выражает отношения к детскому саду или выражает негативное отношение
7. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
2балла — проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, высказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.
1 балл — не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и группах нуждается в помощи или напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей.
0 баллов — не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да»/«нет».
8. Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников
2 балла — самостоятельно организует, привлекает других детей или охотно включается разные виды игр.
1 балл — по предложению взрослого или сверстников включается в разные виды игр, самостоятельно их практически не затевает.
0 баллов — практически не играет, часто мешает играющим детям, обычно не принимается детьми в их игры.
9. Организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности)
2 балла — проявляет инициативу и активно участвует в организации игр-придумываний со сверстниками без использования предметов, игрушек; сюжет игр развивается только при использовании слов.
1 балл — инициативы и самостоятельности в играх-придумываниях не проявляет, но с удовольствием и интересом может включиться в такую игру, инициированную сверстником.
0 баллов — не проявляет интереса к играм-придумываниям, участвует только в ситуативных играх с использованием игрушек, игровых предметов.
10. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
2 балла — владеет разными стилями общения со взрослым: различает и адекватно применяет в разных ситуациях «домашний» стиль общения с близними взрослыми, «деловой» стиль общения с «общественным» взрослым — на «Вы» и в контексте обсуждаемой проблемы; четко чувствует границу и по-разному выстраивает общение со взрослым, когда тот играет с детьми на правах партнера или когда организует группу как воспитатель. Со сверстниками также может вести себя по-разному: как партнер по игре, как дежурный (помогающий воспитателю) и т.п.
1 балл — различает разные стили общения, но не всегда гибко способен переходить от одного к другому. Например, после совместной игры с воспитателем продолжает этот стиль общения и во время занятия.
0 баллов — не различает разные стили общения, может обращаться к педагогу на «ты», как к домашним.
11. Объединяется со сверстниками в разнообразных видах деятельности, где дети самостоятельно распределяют роли в играх или обязанности в трудовой деятельности, самостоятельно регулируют взаимоотношения в группе, добиваются поставленных целей
Оценка выставляется по результатам наблюдения за детьми в течение продолжительного времени.
2 балла — активно объединяется со сверстниками для разных видов деятельности, в процессе которых может договариваться, улаживать конфликты с другими детьми, находить компромиссы, совместно двигаться к поставленной цели.
1 балл — может включаться в те или иные детские объединения, может действовать в коллективе, договариваться с детьми и пр., но особой потребности в коллективе сверстников не обнаруживает, хотя сверстниками принимается охотно.
0 баллов — не включается в детские коллективы (по причине неумения наладить взаимодействие либо по другим причинам), не принимается сверстниками, не может действовать совместно, договариваться и т.п.
12. Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, s повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами
2 балла — проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности, пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослому.
1 балл — стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу же обращается за помощью либо обнаруживает тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого.
0 баллов — при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.
13. Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия — после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»
Воспитатель может попросить ребенка рассказать, как он будет помогать убирать со столов после обеда, или как сделать открытку-аппликацию со снеговиком, или как построить из конструктора мостик, чтобы под ним мог проплыть кораблик, и т.п.
2 балла — самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки (назвал следующее действие, забыв назвать предыдущее) сам замечает это и исправляется.
1 балл — способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого.
0 баллов — применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую последовательность действий.
14. Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием
2 балла — в ситуациях эмоционального напряжения, возбуждения, в конфликтных ситуациях может сдерживать свои непосредственные эмоциональные реакции, независимо от факта присутствия взрослого, но при этом не замыкается, а может сказать, что именно он испытывает (обиду, страх, злость или др.) и почему.
1 балл — старается управлять своими эмоциональными реакциями только в присутствии взрослого; если взрослых свидетелей нет, то может в конфликтных ситуациях проявить агрессию; или сознательно демонстрирует различные эмоциональные реакции с целью привлечь внимание взрослого. Так же оцениваются дети, которые могут сдержать свою эмоциональную реакцию, но не проговаривают и не понимают ее, замыкаются в себе и переживают внутренне.
0 баллов — в ситуации эмоционального напряжения, возбуждения, конфликта реагирует, бурно выражая свои эмоции в социально неприемлемых формах — физической агрессии, истерических реакций, разрушения (бросает, ломает предметы, игрушки).
15. Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции
Если в детском саду есть психолог, который проводил с детьми методику «Графический диктант», то данный пункт мониторинга может оцениваться по результатам проведения этой методики. Если специальная диагностическая работа не проводилась, то воспитатель ставит оценку на основании наблюдений за детьми в образовательных ситуациях
2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?» Корректирует свои действия в соответствии с образцом, алгоритмом или инструкцией взрослого.
1 балл — не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.
0 баллов — не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.
16. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать
2 балла — активен в получении информации познавательного характера о природе, мире предметов, мире отношений и своем внутреннем мире: задает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения информации (как что-то можно узнать с помощью электронных энциклопедий, из Интернета и т.д.).
1 балл — не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т.д.
0 баллов — не проявляет инициативы в получении новой информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов (например, только компьютерные игры).
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п.п. 1, 2).
17. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения
Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию.
2 балла — ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.
1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определении познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения.
0 баллов — ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.
18. Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут
Воспитатель наблюдает за детьми в ходе организованных занятий и во время свободной деятельности детей.
2 балла — в течение указанного времени или дольше может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.
1 балл — выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению задания.
0 баллов — быстро отвлекается, теряет интерес практически к любому заданию, после самостоятельно уже не возвращается к нему (только при напоминании взрослого), не способен удерживать внимание на каком-либо одном занятии в течение 20 минут.
19. Имеет начальные представления о школьной жизни, учебной деятельности, о роли ученика и роли учителя, положительно относится к школе
Воспитатель проводит с детьми беседу о школе, задавая вопросы, знают ли они о том, что скоро пойдут в школу, зачем они туда пойдут, что будут там делать, просит рассказать, как дети представляют себе школьную жизнь, и т.п. Может предложить детям поиграть в школу.
2 балла — в целом имеет вполне адекватные представления о том, для чего нужно ходить в школу, что делают в школе ученик и учитель, выражает желание пойти в школу, ждет этого, играет в школу.
1 балл — в целом правильно отвечает на вопросы о школе, о роли учителя и ученика, но особого желания идти в школу не выражает, в игры «в школу» не включается.
0 баллов — представления о школе основаны на внешних атрибутах («В школе у всех красивые портфели», «В школе не нужно спать днем» и т.д.), выражает желание иметь эти атрибуты, но желания учиться не выражает. Выражая желание играть «в школу», реально играть не может, т.к. плохо представляет себе отображаемые в игре события и ситуации.
20. Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрослых, о значимости этих профессий для людей.
2 балла — может ответить на вопрос об основных занятиях ребенка, школьника или взрослого, может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны и чем важны.
1 балл — отвечает на вопросы об основных занятиях детей, школьников и взрослых с ошибками, неточностями или необходима некоторая помощь взрослого; может перечислить несколько профессий, но затрудняется в ответе на вопрос о том, зачем некоторые из них нужны и чем важны.
0 баллов — не может назвать отличия в деятельности детей, школьников и взрослых, из профессий называет только самые известные, ежедневно наблюдаемые (продавец, кассир, водитель, воспитатель и пр.).
21. Знает, что деньги платят за работу, что нужно заработать деньги, чтобы что-то купить
Воспитатель беседует с детьми, затрагивая в разговорах тему денег, задает уточняющие вопросы, чтобы выяснить представления детей («Что такое деньги? Зачем они нужны? Откуда их берут?» и т.п.).
2 балла — в целом имеет правильные представления о том, что деньги зарабатывают (люди делают какую-то работу, а им за это платят деньги), что на деньги что-то покупают, что каждая вещь стоит денег, которые нужно заработать, поэтому старается бережно относиться к вещам и игрушкам.
1 балл — знает, что для того, чтобы что-то купить, нужны деньги, но не знает, откуда их берут («В банке берут, у мамы берут» и т.п.), может использовать устойчивый речевой оборот «деньги зарабатывают», но на вопрос: «Как зарабатывают?» — отвечает: «Не знаю».
0 баллов — не может правильно ответить на вопрос о том, зачем взрослые работают, к деньгам относится как к. игрушкам.
22. Понимает, как нужно вести себя в опасным ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила
2 балла — знает и выполняет (самостоятельно или при напоминании взрослого) правила поведения в опасных ситуациях: держится за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывает пальцы в дверные проемы и т.п.
1 балл — знает о правилах поведения в опасных ситуациях, может ответить на вопросы о них, но в реальных ситуациях нуждается в частых напоминаниях взрослого и все равно периодически может попадать в неприятные ситуации, связанные с несоблюдением этих правил.
0 баллов — в ситуациях, которые потенциально опасны, не усиливает контроль над собственным поведением, напоминания взрослого о правилах поведения имеют кратковременный эффект, необходим постоянный контроль со стороны взрослого.
23. Имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомога ния; оказывает элементарную помощь себе и другому
2 балла — правильно отвечает на вопросы о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номера телефонов служб экстренной помощи; самостоятельно, по собственной инициативе может привлечь внимание взрослого в случае незначительного ушиба, травмы или недомогания, может адекватно описать ситуацию, отвечать на вопросы о своем самочувствии и элементарно оценить самочувствие другого
1 балл — знает, что в опасной ситуации надо позвать на помощь, но не может назвать телефон службы помощи; в реальной ситуации принимает помощь, если она инициирована взрослым; может охарактеризовать сложившуюся ситуацию, свое самочувствие и самочувствие другого человека только при помощи направленных вопросов взрослого.
0 баллов — в ситуации опасности, травмы, ушиба за помощью не обращается; не может элементарно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, свое самочувствие и самочувствие другого.
25. Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет лю бознательность интерес к экспериментированию и исследователь ской деятельности
2 балла — активно задает вопросы об устройстве и работе приборов, способах изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с удовольствием изучает «что внутри» предметов, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с ними, по собственной инициативе наблюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми, растениями, пробует воспроизвести доступные эксперименты (с водой, глиной, песком и др.; или на плавучесть, скорость движения и пр.).
1 балл — не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого.
0 баллов — не проявляет выраженного интереса к экспериментированию, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.
26. Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при реше нии познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуаль ным играм как части досуга
2 балла — сам инициирует деятельность (в том числе игры), связанную с решением познавательных и интеллектуальных задач; при столкновении с затруднениями в решении проявляет настойчивость, стремится к получению результата.
1 балл — самостоятельно не стремится к решению познавательных задач, но проявляет интерес к играм и задачам, предложенным взрослым или другим ребенком; при столкновении с затруднениями склонен прекратить игру или решение задачи, но может довести начатое до конца при поддержке и помощи взрослого.
0 баллов — не проявляет интереса к решению познавательных задач, к интеллектуальным играм.
27. Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматри вать различные объекты и явления окружающего мира, произво дить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях
Оценка выставляется на основе наблюдений за детьми и их деятельностью в свободное время в ситуации предоставления новых незнакомых предметов, игрушек и пр., которые могут приносить сами дети (тогда они выступают новыми для других детей) или воспитатель. Для специального создания диагностической ситуации воспитатель может использовать разного рода головоломки, предполагающие возможность манипулирования, или новые незнакомые поделочные материалы (шариковый пластилин, ку-куруктор и т.п.).
2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе наблюдает за различными объектами и явлениями, производит разнообразные пробные или преобразующие действия, позволяющие получить представления об их свойствах, внутренних связях и отношениях (например, наблюдает и экспериментирует, смешивая краски, получая новые цвета; при создании поделок пробует использовать различные материалы в одном объекте и т.д.).
1 балл — не может самостоятельно проводить исследование различных объектов, но с интересом наблюдает, как это осуществляет взрослый или другой ребенок, внимательно выслушивает разъяснения взрослого о свойствах объектов.
0 баллов — не проявляет интереса к исследованиям, наблюдению за объектами, не владеет соответствующими умениями, стремится к привычной деятельности.
28. Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)
Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, если недавно на лепке дети учились делать собачку, воспитатель предлагает слепить лошадку или т.п. (при условии, что общий принцип создания поделки сохраняется) и смотрит, как ребенок справляется с заданием.
2 балла — при решении новой проблемной задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы действия, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (посмотреть где-то, спросить и т.п.). Например, делают из поделочных материалов предметную среду своей игры, перенося навыки с занятий по конструированию, лепке или наблюдая за действиями других детей и перенимая что-то у них, или уточняя у воспитателя, как лучше сделать тот или иной элемент и т.п.
1 балл — при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого.
0 баллов — при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.
29. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые его позволили достичь
Воспитатель наблюдает за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» [6-й этап «Осмысление (итог)»].
2 балла — ребенок в простейших случаях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата.
1 балл — ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь, может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.
0 баллов — ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.
32. Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам
Воспитатель может взять книгу или игровой набор с дорожными знаками (пешеходный переход, подземный переход, поворот, осторожно — дети, движение пешеходов запрещено, пункт медицинской помощи, пункт питания, гостиница) и символами, употребляемыми в общественных местах (места для инвалидов, места для пассажиров с детьми, видеосъемка запрещена и т.п.).
2 балла — успешно «читает» знаковые и символические обозначения, понимает их, рассуждает о возможном значении новых и незнакомых пока обозначений.
1 балл — «читает» знакомые обозначения, затрудняется в возможной интерпретации новых и незнакомых.
0 баллов — не понимает знаковых и символических обозначений.
33. Умеет выделять совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством, объединять группы предметов; выделять и выражать в речи признаки сходства и различий отдельных предметов и совокупностей, разбивать совокупности предметов на части по какому-либо признаку; выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; находить «лишний» предмет совокупности
Воспитатель предлагает детям разделить геометрическое лото (круги, квадраты и треугольники двух размеров, трех цветов) на 2 (3) части таким образом, чтобы каждую часть можно было назвать одним словом, ответить на вопрос: «Чего больше — фигур или больших фигур (красных фигур или фигур)?» Воспитатель выкладывает перед ребенком фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат) или предметы разных оттенков (зеленый, салатовый, бирюзовый, желтый) и спрашивает, какой предмет лишний. (Круг, т.к. у него нет углов; желтый, т.к. в нем нет зеленых оттенков, и т.п.)
2 балла — может установить и обозначить словами полное сходство, частичное сходство или несходство предмета с эталоном или двух предметов (в целом или по конкретному свойству); установить принадлежность предмета к группе предметов, опираясь на его существенные свойства; правильно находит «лишний» предмет совокупности, опираясь на существенные признаки предметов.
1 балл — при выполнении заданий на сравнение и классификацию делает некоторые ошибки, но после того, как взрослый обратит внимание на них, может исправить ошибку (в т.ч. опираясь на наводящие вопросы взрослого).
0 баллов — распределяет предметы на группы и сравнивает их с опорой на несущественные признаки.
34. Умеет продолжить заданную закономерность с 1–2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности, самостоя тельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность
Воспитатель выкладывает перед ребенком вырезанные геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по форме, и предлагает продолжить заданную последовательность (например, ).
Воспитатель просит найти ошибку в заданной з