Лика – в Пьесе представлена 16, 20,33 лет. Главная ее черта - детскость. хрупкая, подвижная девочка. У нее светлые волосы и высокий голосок. Она любит творчество Тургенева, это ассоциирует ее с “тургеневской девушкой”, ранимой и чувственной. В спектакле же Лика скорее легкомысленна, и поэтому создается впечатление, что она выбирает Леонидика просто, не подумав. А у Арбузова Лика испугалась морально сильного Марата, испугалась его способности бороться, не смотря ни на что. Леонидик явно уступает Марату в характере, и Лика решает идти простейшим путем. Ее любовь и ее жалость медленно сжигали ее, истощали хуже блокады. Была смешная девочка в шерстяном платке, валенках и ватнике, лукавая, кокетливая, нежная, разговорчивая, а стала молчаливая, усталая женщина в шлепанцах и домашнем халатике, в которые она облачается после работы и среди семейного покоя несет свой крест. Ход жизни успел ее перебороть, она переросла душой и Марата, и Леонидика. Потом она спохватывается, хочет вернуться к любви и оставить жалость, начинает новую жизнь с Героем Советского Союза, ее «бедным Маратом». Юная женщина не может себе объяснить, что ею сильнее движет: любовь к Марату или жалость к Леонидику? А посоветоваться не с кем: в этой комнате - все сироты
Леонидик – 17, 21, 34. хрупкий, болезненный человек, совершенно не мужчина. поэт, который навсегда остался напуганным смертью и не смог преодолеть страха перед жизнью, поэтому пишет, «аккуратно», «как полагается», и никогда не печатает своих лучших стихов.. Он — предприимчивый вор, укравший чужое счастье, проживающий за чужой счет и чужой жизнью. Леонидик, в свою очередь, спустя годы семейного не-счастья отказывается от Лики, поняв, что любовь только из сострадания, любовь в отсутствие свободы — фиктивна, уничтожает.
Марат– 17,21,34. борец, готовый рваться к цели, бесстрашный и деятельный. Неспокойный характер патриота, гражданина.Сопротивляясь суровым законам взрослой жизни, его душа не огрубела – напротив, она остается детской и ранимой. Марат сочиняет героические истории о пойманных им парашютистах, спасенных девочках, но не для того, чтобы похвастаться, а потому что в нем кипит молодая горячая кровь, побуждающая его к подвигам, которые возможно совершить только в мечтах. Марат сам верит в придуманные им легенды, и это помогает ему не терять уверенности в себе. – среднего роста, красивый, обаятельный.
В первой части одежда всех героев похожа, и нельзя понять характер каждого из них. Во второй части Лика появляется в белой одежде, на Марате гимнастерка, на груди – звезда героя Советского Союза. Леонидик также в гимнастерке, но выделяется черная перчатка левой руки-протеза. Война не прошла бесследно, она оставила следы не только в душах, но и на теле. В третьей части Марат появляется в теплой куртке, высоких меховых унтах и шапке-ушанке. Леонидик – в сером костюме и длинном черном плаще. Лика одета в скромненькие платьица, которые подчеркивают ее хрупкость. И надо делать выбор, кто-то должен уйти. Их любовь длится на протяжении многих лет. Чувства сохраняют все трое. И все эти годы не могут найти решение.
Внутренняя жизнь молодого арбузовского героя не менее сложна и напряженна, чем его трудовая деятельность. Герой Арбузова -- искатель и мечтатель. Жизненный путь его зигзагообразен. Герой этот упрям, и, проникшись ложным убеждением, он преследует свою обманчивую цель, настойчиво, закрыв глаза на все другие цели, скользя, спотыкаясь. Убедившись в ошибочности избранного пути, он с такой же страстью бросается на другой и, долго блуждая и заблуждаясь, находит наконец-то верную дорогу.
Заключение
Для того, чтобы приступить к анализу были рассмотрены биографические источники художественной концепции Арбузова, в результате которых были выявлены основные вехи в биографии Арбузова, повлиявшие на развитие его пьес: революция, ранее сиротство, активное участие в агиттеатре, позволившее ему набраться сценического и театрального опыта, коммунистические стройки, создание арбузовской студии, давшее ему возможность работать над методом импровизации. Сложные взаимоотношения с семьёй, война, бесконечная любовь к театру и осознание себя исключительно театральным драматургом. Сюжеты для своих пьес Арбузов брал из окружающей его действительности и преображал эту действительность в сценической реальности. В каждой пьесе главным героем Арбузова становится маленький человек, ищущий своё счастье, который поставлен ходом истории в необычные условия. Внимательный взгляд драматурга на житейские заботы этого человека рождает лирико-романтического начало арбузовских пьес.
Сквозным мотивом в пьесах Арбузова является дорога, которая стягивает к себе все остальные мотивы и образы: поиск самого себя, любовь, семья, дело, творческая реализация, потеря таланта, отступничество, преодоление – все жизненные ценности проходят испытание дорогой. Тяготение Арбузова разомкнуть камерное пространство пьес при помощи дороги приводит к тому, что жанровый синтез производственной драмы и мелодраматических элементов обретает совершенно новый смысл: мотив странствий получает сакральный смысл, так как связан напрямую с духовным ростом героя. Духовный рост персонажа растянут во времени, все изменения имеют колебательные движения – для Арбузова принципиально показать героя не только изменившимся, но и создать в пьесе ситуацию, в которой автор сводит вместе главного героя с теми персонажами, которые стали причиной его движения. Попадая в ситуацию мнимого возвращения прошлого, герой отчётливо ощущает, что, преодолев дорогу, он обрёл неведомую себе жизненную силу, которая даёт ему мужество быть счастливым.
В разделе «Изучение предполагаемой зрительской аудитории» подобрана возрастная аудитория спектакля.
Проанализировал данную пьесу с режиссерской точки зрения, была определена тема произведения - о том, что даже за день до смерти не поздно, жизнь начать с начала. И идея – Не бойся быть счастливым.
Герой Арбузова - сильная личность. Но силы его бродят, и он мучительно ищет для них применения, берясь за множество дел и не завершая ни одного. Он чистый, честный и в то же время непокладистый, угловатый, самолюбивый, ершистый человек, трудный для людей и еще больше для себя.