Концепция инклюзивной школы

«Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным.

Руководящий принцип – школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.

Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса.

Преимущества инклюзивной школы (см. «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении» А.А. Наумов –Волгоград 2013, с46-47).

1.Обеспечение доступа к знаниям, навыкам и информации для каждого ученика «доступная» информационная среда

2.Индивидуализация процесса обучения персонализация процесса обучения;

учёт индивидуальных, интеллектуальных потребностей каждого ученика, удовлетворение их интересов;

3.Сотрудничество специалистов разного профиля (эффективное сотрудничество) учителей предметников, классных руководителей, школьного психолога, дефектолога, логопеда;

4.Сотрудничество школы с семьями всех обучающихся, гос. и общественными организациями = социальное партнерство, попечительский совет;

5. «Гибкость» образовательной структуры школы;

6. Эволюция школьной системы (см. этапы развития пед. систем):

      1)этап становления системы

      2)отработка системы (поиск)

      3) окончательное оформление системы (единства)

      4) перестройка системы

7.Ожидание успеха в обучении (оптимистическая парадигма образовательной деятельности);

8. Содействие формированию общественного сознания о необходимости инклюзивного образования

Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты:

• пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;

• содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;

• коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.

Для того чтобы образовательная среда могла обеспечить возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:

• гибкость, готовность к изменениям;

• мобильность и эффективность управления;

• преобладание гуманистических ценностей;

• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;

• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута.

К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:

К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды:

• организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

• организация временного режима обучения;

• организация рабочего места ребенка с ОВЗ;

• технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.

Безбарьерная среда в инклюзивных образовательных учреждениях включает в себя, как правило, следующие приспособления здания для детей с ОВЗ:

• устройство пандусов;

• расширение дверных проемов;

• замена напольных покрытий;

• демонтаж дверных порогов;

• установка перил вдоль стен внутри здания;

• устройство разметки;

• наличие визуальной навигации;

• оборудование санитарно-гигиенических помещений;

переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов, психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов; создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей с ОВЗ;

• установка подъемных устройств и др.

Организационное обеспечение образовательного процесса – следующее условие организации инклюзивной образовательной среды включает:

• нормативно-правовую базу;

• финансово-экономические условия;

• инклюзивную культуру организации;

• взаимодействие с организациями – партнерами;

• информационно-просветительское обеспечение педагогов и родителей. Третье условие – организационно-педагогическое обеспечение, предполагающее:

• реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;

• обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального образовательного плана;

• специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в зависимости от нозологии ребенка с ОВЗ;

• применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики; • адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

Кадровое обеспечение – четвертое условие, для которого необходимы: специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики;

организационная и методическая поддержка «основных» педагогов (учителя, воспитателя, классного руководителя), непосредственно осуществляющих процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: