«Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным.
Руководящий принцип – школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.
Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса.
Преимущества инклюзивной школы (см. «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении» А.А. Наумов –Волгоград 2013, с46-47).
1.Обеспечение доступа к знаниям, навыкам и информации для каждого ученика «доступная» информационная среда
2.Индивидуализация процесса обучения персонализация процесса обучения;
– учёт индивидуальных, интеллектуальных потребностей каждого ученика, удовлетворение их интересов;
3.Сотрудничество специалистов разного профиля (эффективное сотрудничество) – учителей предметников, классных руководителей, школьного психолога, дефектолога, логопеда;
4.Сотрудничество школы с семьями всех обучающихся, гос. и общественными организациями = социальное партнерство, попечительский совет;
5. «Гибкость» образовательной структуры школы;
6. Эволюция школьной системы (см. этапы развития пед. систем):
1)этап становления системы
2)отработка системы (поиск)
3) окончательное оформление системы (единства)
4) перестройка системы
7.Ожидание успеха в обучении (оптимистическая парадигма образовательной деятельности);
8. Содействие формированию общественного сознания о необходимости инклюзивного образования
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты:
• пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;
• содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
• коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Для того чтобы образовательная среда могла обеспечить возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:
• гибкость, готовность к изменениям;
• мобильность и эффективность управления;
• преобладание гуманистических ценностей;
• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;
• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута.
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды:
• организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
• организация временного режима обучения;
• организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
• технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Безбарьерная среда в инклюзивных образовательных учреждениях включает в себя, как правило, следующие приспособления здания для детей с ОВЗ:
• устройство пандусов;
• расширение дверных проемов;
• замена напольных покрытий;
• демонтаж дверных порогов;
• установка перил вдоль стен внутри здания;
• устройство разметки;
• наличие визуальной навигации;
• оборудование санитарно-гигиенических помещений;
• переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов, психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов; создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей с ОВЗ;
• установка подъемных устройств и др.
Организационное обеспечение образовательного процесса – следующее условие организации инклюзивной образовательной среды включает:
• нормативно-правовую базу;
• финансово-экономические условия;
• инклюзивную культуру организации;
• взаимодействие с организациями – партнерами;
• информационно-просветительское обеспечение педагогов и родителей. Третье условие – организационно-педагогическое обеспечение, предполагающее:
• реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;
• обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального образовательного плана;
• специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в зависимости от нозологии ребенка с ОВЗ;
• применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики; • адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Кадровое обеспечение – четвертое условие, для которого необходимы: специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики;
организационная и методическая поддержка «основных» педагогов (учителя, воспитателя, классного руководителя), непосредственно осуществляющих процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.