Натуралистическая концепция истории

Лекция №15

Тема: «Философия истории»

Становление философии истории. Предмет философии истории.

Философия о причинах, движущих силах, направленности истории.

Проблемы смысла и цели истории.

Цель лекции: уяснить смысл философского анализа исторического процесса развития общества и человечества в целом, ознакомиться с основными подходами к решению философско-исторических проблем.

Понятия: история, философия истории, общество, эволюция, всеобщая история. историческое время, общественный прогресс.

Введение. На прошлой лекции мы рассматривали общество и его структуру в статике, а в динамике общество развивается во времени. Одна из существенных характеристик общества – его историчность. Факт историчности общественной жизни имеет большое значение для понимания феномена общества. Нынешнее его состояние – лишь звено в цепи событий, начало которого кроется в глубине веков и конец теряется в неизвестном – туманном будущем. Что есть история и что есть историческое?

В отличие от природы (круговорот процессов – бесконечность и там нет истории) общество развивается во времени и имеет свою историю.

История общества на уровне обыденного сознания воспринимается как смена эпох «история – это то, что было в прошлом, до нас». Но это неправильный ответ. До нас было много интересного, трагического, героического. Возникали и исчезали культуры, материки уходили под воду, происходили катастрофы, но можно ли считать это историей. Историки не в состоянии описать все, что было до нас. Это невозможно и не нужно. Жизнь складывается из разных факторов, происшествий, одни из них значимы, а другие нет.

Поэтому в общественной жизни есть основное (значимое) и есть второстепенное. Именно первое и составляет содержание истории. Историки выбирают из различных источников информацию о прошлом, о том, что считают важным и доносят о нас. Мы знакомимся не с действительным ходом событий, а с тем как их видят историки. Историки тоже люди, и они представляют свою страну, имеют свои интересы в границах своего времени. И эти определенности предопределяют характер и направленность работы историков. Первый историк Геродот, в России – Карамзин, Ключевский и др. остается открытым вопрос: «а существует ли единственно верная история?» Ответ на этот вопрос пытается дать философия истории. Предметом ФИ является исторически значимое содержание общественной жизни. В ФИ характеризуется ИСТОРИЧЕСКОЕ.

Бытие общества как структурно организованный уровень бытия в мире располагает своим способом существования - деятельность, своей формой проявление (в пространстве и времени ОЭФ) и формой осуществления. Это позволяет сделать вывод о том, что нет общества вообще, а есть конкретное общество в своем становлении и развитии. История говорит о многообразии вариантов общественного развития.

Ответ на вопрос решается либо с позиций субъективизма, либо с позиций объективизма. Суть 1-ого состоит в том, что под историей понимается то прошлое, которое имеет смысл и значение для настоящего. И только исследователь придает статус исторического тем событиям, которые он почерпнул из прошлого, руководствуясь своими ценностными ориентирами, симпатиями и антипатиями. Историческое выступает как субъективная конструкция творчество исследователя.

Суть второго подхода (выразил Г. Гегель). Он сформулировал принцип объективности: «Когда я мыслю, я отказываюсь от моей субъективной особенности, углубляюсь в предмет, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя». Только придерживаясь принципа объективности можно представить историю в виде объективного процесса.

Натуралистическая концепция истории.

1.1 Становление философии истории. Изучение жизни общества во времени предстает как его история. В переводе с греческого слово «история» означает «узнавание», «изучение». Этот термин употребляется в разных смыслах: как рассказ о прошлом, как наука о развитии общества, как учение об эволюции общества и природы (Большая, Универсальная История.

История - это не что иное как целенаправленная деятельность людей, объединенных в общество и удовлетворяющих свои личные и общественные интересы (постоянно изменяющиеся).

Философия истории есть нечто иное: рассмотреть субстанциальные (сущностные), касающиеся всего человечества проблемы изменения человеческого бытия во времени.

Основные проблемы Ф.И. совпадают с вопросами лекции: о смысле, цели, движущих силах, направленности исторического процесса и др.

В круг основных задач современной философии истории входят:

Ø исследование развития человеческой истории, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы;

Ø анализ общей формы исторического процесса, указывающий на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (к этой теме относятся теории, согласно которым история имеет форму прямой линии, в силу чего времена не могут повторять друг друга, или форму круга, не несущего с собой никакой принципиальной новизны, или форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний между некоторыми достаточно устойчивыми полюсами, и т.д.);

Ø изучение главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей Бога, историческими законами, детерминация ее системой ценностей, взаимодействием материальной и духовной культуры, и т.д.);

Ø исследование смысла истории, ее направления и ее целей, если предполагается, что такие смысл, направление и цели существуют;

Ø изучение процесса постепенного формирования единого человечества и, соответственно, мировой истории;

Ø предсказание общих линий или тенденций будущего развития;

Ø анализ предмета науки истории и выявление тех факторов, которые связывают многообразные исторические дисциплины (политическая история, экономическая история, история культуры, история религии, история искусства и т.д.) в определенное единство.

Становление этого направления завершилось лишь в 19 в. Однако основатели истории, Геродот и Фукидид, Ксенофонт (V, IV вв.д.н.э.), Полибий (Пв. д.н.э.), не только рассказывали о прошлом. В своих произведениях они пытались ответить и на мировоззренческие вопросы: о причинах, направленности, закономерностях исторического процесса. Так, Ксенофонт в «Греческой истории» размышлял о влиянии на развитие общества различиях типов человеческих характеров. Полибий (IIв.д.нэ) во «Всеобщей истории» рассматривал историю как круговорот, повторяющуюся смену политических форм государственного правления: монархии, аристократии и демократии, с промежуточными извращенными их формами – тиранией, олигархией и анархией. В эту же эпоху классик античной философии Платон в «Государстве», «Законах», «Тимее» разработал модель будущего общества – идеального «справедливого государства».

В средневековую эпоху история представлялась единым для всего человечества процессом реализации божественного промысла. Автор первой концепции всемирной истории, А. Августин, считал, что люди живут одновременно в двух измерениях - «граде земном», следуя желаниям греховного тела, и в «граде божьем», руководствуясь христианскими заповедями. Общественное бытие подчиняется законам «земного града», но «под контролем» Бога. Тех, кто вел богоугодный образ жизни, ожидает жизнь вечная, а сластолюбцев - мучения и забытье.

В Новое время история и философия истории разделяются. В ХVIII возникают философско-исторические концепции, а в ХIХ веке в Германии, Франции, создаются исторические школы. Термин «философия истории» впервые употребил Ф. Вольтер (1694-1778), опубликовавший в 1765 году книгу с таким названием. Но в это понятие французский просветитель вкладывал больше исторический, чем философский смысл.

Первое подлинно философское исследование истории осуществил профессор Неапольского университета Дж. Вико (1688-1744). В работе «Основания новой науки об общей природе наций…» он стремился научно, на основе филологии, учения о праве, ответить на философско-исторические вопросы:

1) обосновал идею тождества реальной (объективной) и «рассказанной» (субъективной) истории (деятельность литераторов, историков - не только копирование исторических фактов, но и соучастие в историческом движении);

 2) История есть непрерывный круговорот (рождение-расцвет-упадок-гибель), но это относится не к одному народу, как у Полибия, а ко всем обществам, к человечеству в целом;

3) двигатель, источник исторического движения определяют, с одной стороны, изменения активности элиты, а с другой, в решающие периоды - «простонародная мудрость».

Позднее немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в кн. «Идеи к философии истории человечества» объявил философию истории самостоятельной наукой. Ее предмет - всемирная история человечества как продолжение естественной, Универсальной истории эволюции: от неживой природы - к простейшим формам жизни - к их развитию в более сложные формы - до человеко-разумных. Опередив свое время, Гердер критиковал европоцентризм и сциентизм (европейская история и наука – образцы для подражания) Наука отчасти закрепощает ум, в то время как, например, у древних греков «никакая заданная гипотеза не определяла им цели».

Для Гегеля и Маркса, история человечества – это движение к свободе. К заслугам Г. Гегеля относят и логически точное определение отличия истории и философии истории: «История есть суждение о мире, а философия истории − это раскрытие смысла этого суждения».

Для совр. философии постмодернизма история не имеет ни вектора, ни смысла. Прошлое - это музей ценностей, к которому индивиды обращаются для решения ситуационных личных интересов.

 

1.2 Особенности философии истории. Наука «История» и Философия истории имеют много общего:

1)изучают прошлое: человеческие действия и их эмоционально-мысленные сопровождения;

2) условием продолжения обеих «историй» является непрерывающийся поток сознания (Р.Коллингвуд), доступный потомкам через тексты и артефакты. «Люди вольны, не продолжать жизнь в потомстве, но они не могут существовать без предков, без истории»,- в ХIХ в писал русский историк В.О.Ключевский. «История одна из форм сознания, которое общество имеет о самом себе, подобно тому, как самосознание есть аспект сознания личного»- дополнил его современный фр. Социолог и философР. Арон.

Отличия:

1) По цели и задачам: философия истории есть «мысль второго порядка» (Р.Дж. Коллингвуд), она интровертна – нацелена на субъекта. Цель историка – объективно «воскресить», максимально-возможно объективно воспроизвести события прошлого, то цель философа – оценить, судить о них по меркам желаемого будущего – предельным идеалам и ценностям, выработанным на данный момент человечеством. «Даже не зная, кем мы собираемся стать, благодаря урокам истории мы знаем, кем быть не собираемся». «Х.Ортега-и-Гассет». Это означает, что не следует учиться не только не повторять прошлых ошибок, но должно изменить сознание людей.

2) Отличны и «уроки» обеих наук. Уроки истории «локальны», рассчитаны на решение отдельных проблем. «Метауроки» философии истории глобальны: они ориентируют на желаемое будущее. «Германия «проиграла», Вторую Мировую войну», - говорит историк. «Идеалы свободы, человеческого достоинства преодолели рабство нацизма германского Третьего Рейха», - говорит философ.

Обе области знания активно взаимодействуют. Историк «оснащает» Ф.И. фактами и конкретными уроками. Ф.И. платит долг коллеге «возвратным движением» - мировоззренческого и методологического характера: ориентирует историка оценку происшедшего, на выбор темы исследований, «вооружает» его методологическими принципами изучения прошлого. Так, современная историки руководствуется герменевтическим методом понимания, смысл которого – расшифровка смыслов, разгадка мотивов и целей деятелей прошлого с помощью вчувствования, воображения, перевоплощения и интуиции. Здесь действует закономерность: чем больше исторических интерпретаций, − тем точнее знание. Поэтому сегодня о ВОВ и о древних греках мы знаем больше, чем сами участники. Раскручиваясь, спираль познания расширяет поле видения и одновременно уточняет содержание и смыслы событий прошлого.

Итак, философия истории есть раздел философского знания относительно смысла истории, сущности и логики исторического процесса, его направленности,

субъектов и движущих сил. Не подменяя историческую науку, она нацеливает на осознание хода человеческой эволюции в ее целостности − единстве субъективной и объективной сторон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: