О зиместихи ивана никитина — о зиме

Методика работы над лирическим произведением в начальной школе.

       Традиционно в литературоведении выделяется три рода лите­ратуры, каждый из которых соответствует определенной функции

слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разра-0,1 гывает ее эстетическую специфику:

1)эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);

2) л и р и к а запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессив­ное т. п);

3) д р а м а фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их пи утренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственности экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы смешение черт лирики и эпоса (См.: Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М, 1987. - С. 329). Автор лирического произведения выражает внутрен-мпй мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

       Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюде­ния, т.е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения за­ключается в выражении внутренних субъективных чувствова­ний, поэтому на первый план выдвигаются переносные и ино­сказательные значения речевых элементов и образные возмож­ности языка. При анализе лирического произведения очень важ­но не разрушить живописный образ произведения, а помочь ре­бенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбу­дить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К вос­приятию лирического произведения должна быть подготовлена и первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика реко­мендует на подготовительном этапе урока в этом случае исполь­зовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повли­ять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, со­звучное выраженному в произведении. При первичном воспри­ятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец та­кой читательской привычки (тем более если детям задается вы­учить стихотворение наизусть).

       При анализе лирического произведения важно привлечь вни­мание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не­целесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразитель­но-выразительных средств языка.

       Приведем примерный анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» (см.: Голованова М.В., Го­рецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 2. - Ч. 1. -С. 156).




Иван Никитин Встреча зимы

 

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

ТЕГИ:




















































































О ЗИМЕСТИХИ ИВАНА НИКИТИНА — О ЗИМЕ


Этап урока -анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где
осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте.
На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.)
Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.)
Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман?!

(Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.) Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми об-1 лаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)

Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посо-1 чувствовать такому лесу.

А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дож­дем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые
первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь прихо­
дилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это
снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.)
Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-
ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

- Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном! (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день бле­стит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса:| (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который на­рисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? ((мотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, го­рят капли сдержанных слез.)

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, кото­рые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-исликана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки йоды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на нетках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами! (Автор относится к лесу, как к жи-иому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. - О ж его в СИ. Словарь русского языка .) После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе ли­рических произведений становятся такие, как рисование словес­ных картин, работа над отдельными тропами, а также над выра­зительным чтением произведения.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: