Рассказ об уличных боях

Урок-погружение «Уличные бои в Сталинграде»

Описание методики.

Основной метод данной разработки – погружение учащихся в атмосферу изучаемых событий через текстовые источники и материальные предметы. Данная методика предполагает наличие качественной материальной базы и больше подойдёт для клубов исторической реконструкции или музеев, работающих с детьми. Но при желании можно сделать упор на текстах, сведя к минимуму материальную часть.

Тип методики: внеклассное мероприятие

Возраст: урок может быть проведён, при условии адаптации, для школьников любого возраста и студентов младших курсов. Но как показывает практика, урок может быть интересен и взрослым.

Форма: Интерактивный «урок-погружение»

Методы: игровой, моделирования, работы с источниками.

Цели: Образовательная: изучение истории Сталинградской битвы, формы и вооружение солдат РККА. Воспитательная: стимулирование интереса к истории России. Развивающая: развитие навыков работы с текстом.

Материальная база:

1. помещение, стилизованное под подвал в сталинградском доме времён войны. В данной методике именно моделирование является ядром, позволяющим «погрузить» обучающихся в процесс, поэтому подготовке помещения стоит уделить особенное внимание. 

2. Комплекты формы и вооружения солдат РККА.

3. Звуковое оборудование (фоном можно включить приглушенные звуки обстрела)

4. Источник света, стилизованный под с 1940-е гг. Хорошо подойдёт старая керосиновая лампа с электрической свечой вместо огня.

Урок может быть проведён в игровой форме ( путешествие во времени) или же в форме урока-экскурсии.

Легенда игры:   Школьники являются участниками исследовательского проекта Лаборатории Межвременных Исследований. С помощью новейших технологий для них открывается единовременных переход между историческими периодами. Школьники попадают в Сталинград 17 сентября 1942 года.

Сотрудник лаборатории встречает детей и рассказывает им о перемещениях во времени, вводит их в курс событий.

Персонажи игры: Сотрудник Лаборатории, красноармейцы.

Если выбран неигровой вариант урока, то учитель просто рассказывает детям вводную информацию о Сталинградской битве.  

 

Этап 1.

Вводный рассказ о Сталинградской битве (до входа в помещение)

Учитель (сотрудник Лаборатории): Сталинградская битва – кровопролитнейшая битва Великой Отечественной войны, да и вообще одна амых ужасных битв мировой истории. Но имена эта битва показала, что мы способны защищать каждый метр своей земли.

Сейчас Сталинград носит имя Волгоград, это юг нашей с вами страны. Битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Велись бои на территории города, превращенного в руины вражескими самолётами, сражались за каждый дом, за каждое здание, часто врукопашную. Дома и заводы превращались в крепости. Всем известен, например, дом Павлова, который группа советских солдат обороняла 58 дней.

Целью Германии в Сталинградской битве было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

С 17 июля всё лето велись бои на подступах к городу, с осени начинаются уличные бои, бомбежка города, практически стёршая его с лица земли. В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Советское командование вовсю готовило план разгрома немецких войск – «Уран». В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка.

С 19 ноября начинается наступательный этап битвы, наши войска окружили силы противника и уничтожили их, последняя группировка нацистских войск была разгромлена 2 февраля 1943 года.

Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать. Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции). Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы.

Этап 2

Рассказ об уличных боях

Все участники заходят в стилизованное помещение.

Учитель: Перед вами помещение, стилизованное под базу штурмовой группы советской армии, сражавшейся в городе. Здесь вы видите... (коротко об экспозиции).  

В игровом варианте сотрудник Лаборатории просит детей соблюдать тишину, готовит их к встрече с красноармейцами, по легенде красноармейцы должны быть готовы к встрече с учащимися.

Рассказ учителя: Уличный бой разительно отличается от сражения на открытом пространстве, Сражение распадается на множество локальных, часто изолированных друг от друга боестолкновений уровня взвода-роты. При хорошо подготовленных, упорных бойцах обороняющихся, битва за город может растянуться на месяцы.

Действия крупных масс пехоты и танков в уличном бою почти исключаются. Наступление ведётся небольшими подразделениями и специально подобранными группами при сильной поддержке всех видов огневых средств. Мелкие группы имеют то преимущество, что могут скрытно сблизиться с противником для броска в атаку. Они несут несравнимо меньшие потери от огня противника, так как им легко маскироваться и укрываться даже в незначительных складках местности и в развалинах строений.

Наилучшим временем для атаки здания, как показал опыт, являются предрассветные часы. В этом случае темнота прикрывает атакующих от огня противника на первом этапе их действий, а последующие этапы — бой внутри дома, закрепление на занятых позициях и отражение вражеских контратак — происходят уже при дневном свете.

Размер штурмовой группы зависит от характера цели. Штурмовая группа действует обычно отдельными подвижными группами по 4—6 человек.   

Практика показала, что наиболее жизненной организацией штурмовых отрядов является такая, когда в 1-м эшелоне действует штурмовая группа, состоящая из автоматчиков, сапёров и огнемётчиков.

Эта группа вооружается автоматами, огнемётами, взрывчаткой, большим количеством ручных и противотанковых гранат и бутылками с горючей жидкостью.

Общая численность штурмовой группы колеблется от одной трети до половины всего состава отряда.

Штурмовую группу поддерживает группа прикрытия и закрепления, в которую входят стрелки, расчёты ручных и станковых пулемётов, ротных миномётов, ампуломётов, а также снайперы. Эта группа в ходе атаки огнём прикрывает штурмовую группу, а после захвата последней объекта немедленно переходит туда и приступает к его закреплению.

Этап 3.

Чтение воспоминаний

Красноармейцы приветствуют учащихся. Все заходят, рассаживаются, выключается свет. При свете керосинки читаются воспоминание. Фоном звучат приглушенные звуки обстрела. Воспоминания начинают читать красноармейцы, затем текст передаётся учащимся.

«Прибыли мы в Сталинград 21-22 сентября. Сталинград в это время весь горел. С утра до 7 часов  вечера были воздушные бои наших самолетов с самолетами противника. Один за  другим самолеты падают, горят, весь город горит. Если посмотреть из-за Волги, то видишь гам язык, в другом месте язык пламени, потом всё это сливается в одно, образуется громадное зарево пожара. Идут,  ползут раненые. Через Волгу их перевозят. Это потрясающе на каждого человека действовало и сильно озлобляло.

[Я был снайпером, хорошим снайпером, через некоторое время боёв] я решил набрать побольше снайперов и научить их. У меня набралось всего учеников 30 человек. Когда я убеждался, что люди владеют винтовкой искусно, я их водил с собой в засаду - день, два, три. Я людей подбирал дружил с ними, любил их. С ними делился всем: подчас с питанием было трудно, приходилось делиться сухарем своим и табачком. Когда люди видят, что к ним относятся с открытой душой, у них появляется привязанность к тебе. Я надеюсь, что если он меня душой полюбил, то он меня нигде не бросит, и я его тоже.

Усталости не знали. Сейчас как похожу по городу, устаю, а там часа в 3 утра позавтракаешь, в 9 -10 приходишь ужинать, целый день голодный и не устаешь. По 3 -4 дня не спали, и спать не хотелось. Чем объяснить. Все время в расстройстве, ужасно вся эта обстановка напрягала. Каждый боец и я сам лично только и думал, как можно лучше отдать свою жизнь, как можно больше перебить немцев».

Снайпер Василий Зайцев

 

«Начиная с 30 сентября я пробыл, не выходя из Сталинграда, 152 дня.Почти никто не возвращался на левый берег Волги из Сталинграда ни с каким делом. Можно сказать, что эти 5 месяцев, прожитые в Сталинграде, равняются 5 годам всей остальной жизни.

Передний край нашей обороны был приближен к немецкому краю обороны примерно на 50-60 и до 100 метров. Такое предельное приближение бывало редко. Чаще всего такой предельный край сближения бывал в уличных боях, которые сразу вызвали к жизни гранату. Отражение атак было, как правило, гранатами, кроме других видов оружия. На нашем участке немцы превосходили нас численно раз в пять-шесть. Часто бывали дни, когда немцы шли на нас по четыре-пять раз в день»

Капитан Николай Аксёнов

«Мы никогда не испытывали такой тяжести, как здесь, никогда я не видела столько раненых. Сейчас я увидела, что сестры, кроме того, должны быть ласковыми, должны быть веселыми. Раненые все смотрят на тебя. Бывало, во время бомбежки раненые смотрят на тебя, как ты себя ведешь, так и они ведут себя.

Я пять лет работаю операционной сестрой, без конца вижу эту кровь. В таком массовом количестве, конечно, не видела. Я знаю, что должна забыть все, — это моя работа. Конечно, это не значит, что я не сочувствую раненому, смотрю на него как на бревно. Я переживала, но не должна делать так, чтобы это отражалось на оказании помощи раненому. Во время сложной операции, если я буду думать о чем-то другом, а не о ходе операции, так у меня ничего не получится».

Медицинская сестра Вера Гурова

«Бились до последнего. По окончании боеприпасов гранатами истребляли танки. Люди таяли, как говорят. С батальоном у нас порвалась связь. Приполз на командный пункт. Доложил Лизунову обстановку. Связь у нас порвалась со всеми ротами и штабом полка. Связиста как пошлешь, так он погибает.

В блиндаже остался я и капитан Лизунов. Связи у нас не было ни с кем. Пехота немцев прошла через нас, и мы остались у них в тылу. Они обнаружили наш блиндаж. У меня был маузер и сумка патронов, ППШ. У Лизунова был ППШ и три противотанковых гранаты без взрывателя. Решили выходить к одному. Я буду прикрывать его. Лизунов был ранен, я тащил его до последнего, пока он просил бросить его.

Сил не хватало, а живым в плен не хотел сдаваться, я понимал, что положение безвыходное. Нажал на спусковой крючок, но маузер забило песком, не стреляет. Правая рука у меня была еще здорова, и с ее помощьюя выполз и попал на командный пункт дивизии каким-то чудом.

Я просил только, чтобы мне дали оружие. Автомата мне не дали. Немец напирал, и штаб отошел дальше. Пришлось самому выползать. На вторые сутки, как я дополз до Сталинграда, метров 300 осталось, и тутвпервые в жизни заплакал: Сталинград близко, а не доползу. Прополз еще метров 150, и меня подобрал старик один, с дочкой, и привез к себе домой в Сталинград. Дочка сделала мне перевязку, молоком напоила. Ее звали Зоя. Затем переправили через Волгу. Я на прощание поцеловал его, дочку. Он плакал надо мной, как над сыном. После этого я попал в госпиталь».

Лейтенант Александр Авербух

Этап 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: