Технологическая карта руководства игрой-драматизацией по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Русская народная сказка «Теремок»

Этапы / направления деятельности Задачи работы   Содержание работы Создание условий: материалы и оборудование  

1. Знакомство с литературным текстом и образами героев сказки

1) Приобщать детей к произведениям фольклора, познакомить с содержанием сказки «Теремок», воспитывать эмоционально-образное ее восприятие через включение в ситуацию театра.

2) Развивать умение оценивать характер персонажей.

3) Развивать связную речь (диалогическую и монологическую) в процессе пересказа сказки.

4) Развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость. 

5) Закреплять представления о героях и последовательность событий в процессе моделирования, рассматривания иллюстраций и игровой деятельности по мотивам сказки.   

Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Стоит в поле теремок, теремок!»: ¾ вовлечение детей в занятие: дидактическая игра «Волшебный мешочек» (в мешке находятся герои сказки, воспитатель загадывает загадку о персонаже, дети отгадывают, сказочный герой вынимается из мешка);  ¾ рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра; ¾ пальчиковая игра «Теремок» (как физминутка); ¾ беседа по содержанию сказки, характеристика персонажей; ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Попросись в теремок (как мышка, как лягушка и т.п.)»; ¾ моделирование последовательности событий сказки с помощью графических символов; ¾ выход из занятия: предложить детям построить новый большой теремок – переход к самостоятельной строительной игре, к конструированию.  

¾ Книги со сказкой «Теремок» в разном оформлении

¾ Иллюстрации к сказке

¾ Графические символы, изображающие героев сказки (круги разного цвета и размера, домик)

¾ Мнемотаблица по сказке «Теремок»

¾ Аудиозапись сказки, веселой музыки для танца, средства для прослушивания

¾ Шапочки персонажей - мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя 

¾ Декорации (лес, ширма-теремок)

¾ Разные виды театра по сказке «Теремок» (настольный, театр картинок, пальчиковый, бибабо и др.).

¾ Настольная игра «Собери сказку»

¾ Деревянные настольные конструкторы

¾ Материал для изобразительной деятельности: пластилин, краски, карандаши, цветная бумага, картон и пр.

¾ Детские музыкальные инструменты

¾ Картинки для раскрашивания по мотивам сказки

¾ Афиши, билеты

¾ «Волшебный мешочек»

¾ Фланелеграф, театральная ширма   

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ просмотр спектакля по мотивам сказки «Теремок» (показывают взрослые – педагоги или родители); ¾ слушание аудиозаписи сказки «Теремок»; ¾ пересказ сказки «Теремок» с опорой на мнемотаблицу (индивидуальная и подгрупповая работа); ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с шапочками персонажей сказки «Теремок») - игра «Слушая мои подсказки, угадай героя сказки» (отгадывание героев по описанию, кто отгадал – получает шапочку), переход в хороводную игру «Теремок»; ¾ театрализованные игры по мотивам сказки «Теремок» с использованием разных видов театра.
Самостоятельная деятельность детей: ¾ рассматривание книг и иллюстраций к сказке «Теремок»; ¾ настольная игра «Собери сказку» (паззлы или разрезные картинки); ¾ игры с разными видами театров по мотивам сказки «Теремок». 
2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности 1) Подготовить детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств речевой выразительности. 2) Развивать выразительность движений, умение передавать в образе движения, мимику и жесты, характерные для данного персонажа. 3) Развивать интонационную выразительность речи. 4) Формировать умение воспроизводить звуки, характерные персонажам сказки, умение управлять тембровой окраской, темпом речи и силой голоса. Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ игра-загадка «Кто, кто в теремочек идет?» (воспитатель показывает имитационные движения, дети отгадывают персонажа);  ¾ имитационные (подражательные) упражнения «По полю зверюшки шли – теремок они нашли!» (дети имитируют движения героев сказки);    ¾ имитационная игра «Слушая мои подсказки, покажи героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал – получает шапочку и показывает героя, используя подражательные движения); ¾ игра-загадка на звукоподражание «Кто, кто в теремочке живет?» (отгадывание персонажей сказки по звукоподражанию «пик-пик-пик» - мышка, «ква-ква-ква» - лягушка и т.п.; сначала загадки загадывает воспитатель, а дети отгадывают, потом дети загадывают загадки друг другу и воспитателю – можно использовать ширму-теремок и спрятанные за ней игрушки, либо за ширмой спрятаны шапочки героев, ведущий, зайдя за ширму, выбирает и одевает любую шапочку, а потом изображает голосом этого героя);  ¾ игры-упражнения «Скажи за героя» (как мышка тоненьким голосочком, как лягушка весело и громко), «Попросись в теремок»;    ¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги; ¾ пантомимический этюд «Кто идет в теремок?» (ребенок выбирает картинку с изображением одного из персонажей сказки; не показывая ее другим детям, он молча разыгрывает эпизод прихода в теремок этого героя – показывает пантомиму; остальные дети угадывают, какой герой представлен); ¾ совместное рассказывание сказки «Теремок» по ролям; ¾ хороводная игра «Теремок».   

3. Организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки

1) Развивать творческие способности детей.

2) Закреплять последовательность событий сказки, уточнять образы персонажей.

3) Формировать умение создавать и осуществлять художественно-творческое оформление сказки (оформление декораций, игровых атрибутов, музыкальное сопровождение). 

 

Непосредственно образовательная деятельность (НОД): ¾ Лепка «Кто в теремочке живет?»: лепка героев сказки с последующей ее театрализацией с помощью поделок.  ¾ Конструирование из настольного строителя: сюжетное конструирование по мотивам сказки «Теремок» с последующим обыгрыванием построек.    
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ рисование афиши к сказке, изготовление билетов; ¾ совместное изготовление декораций для игры-драматизации: коллективная аппликация «Сказочный лес» (плакат); ¾ музыкальные импровизации «Без веселья здесь нельзя – в теремке живут друзья!» (придумывание и исполнение танца героев в конце сказки под веселую музыку), «Озвучь героя» (подбор детских музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки).  
Самостоятельная деятельность детей: ¾ раскрашивание, рисование героев сказки, иллюстраций к ней
4. Развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки 1) Вызвать интерес к совместной театрально-игровой деятельности, настроить детей на разыгрывание сказки. 2) Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения, чувство взаимопомощи. 3) Развивать коммуникативные способности и связную речь  (умение договариваться при распределении ролей, вести ролевой диалог, используя речевые средства выразительности). 4) Формировать умение совместно оформлять игровую среду, подбирать соответствующие атрибуты.     Этапы развертывания игры-драматизации. ¾ 1 этап – определение сказки, эмоциональная настройка детей на разыгрывание сказки «Теремок» (использовать стих-загадку по сказке): Загадаю, ребятки, загадку – Попробуйте ее угадать! Если верной будет отгадка, Сказка в гости придет к нам опять! Стоит домик расписной, Он красивый такой. По полю зверюшки шли, Остались в доме жить они. Кто отгадать загадку смог? Это сказка - …… («Теремок»). ¾ 2 этап – уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий (по иллюстрациям или мнемотаблице). ¾ 3 этап – оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки «Теремок»: дети вместе с воспитателем подбирают декорации (домик-ширма, плакат с изображением сказочного леса), элементы костюмов (шапочки мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя), другие атрибуты (музыкальные инструменты для озвучивания героев сказки). ¾ 4 этап – распределение ролей, выбор артистов, музыкантов, того, кто будет говорить слова автора (вначале за автора говорит воспитатель), зрителей (состав исполнителей должен меняться при повторном разыгрывании сказки).   ¾ 5 этап – разыгрывание сказки «Теремок» с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей). ¾ 6 этап – показ сказки детям другой группы, родителям. ¾ 7 этап – самостоятельная игра-драматизация по сказке «Теремок», сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр». 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: