Русская народная сказка «Репка» | |||
Этапы / направления деятельности | Задачи работы | Содержание работы | Создание условий: материалы и оборудование |
1. Знакомство с литературным текстом и образами героев сказки | 1) Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам, познакомить с содержанием сказки «Репка», воспитывать эмоционально-образное ее восприятие через включение в ситуацию театра. 2) Развивать умение описывать персонажей сказки. 3) Развивать связную речь (диалогическую и монологическую), в процессе пересказа сказки. 4) Развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику, эмоциональную отзывчивость. 5) Закреплять представления о героях и последовательность событий в процессе моделирования, рассматривания иллюстраций и игровой деятельности по мотивам сказки. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Занятие по ознакомлению с художественной литературой «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали!»: ¾ вовлечение детей в занятие: на столе у воспитателя макет огорода с разными овощами, дети рассматривают овощи на грядках, воспитатель загадывает детям загадку о репке, говорит, что про нее есть интересная сказка, предлагает детям ее послушать ¾ рассказывание сказки «Репка» с показом театра картинок на фланелеграфе ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Тянут-потянут» (дети показывают, как тянули репку герои сказки, сопровождая действия словами - как физминутка) ¾ беседа по содержанию сказки ¾ творческая игра «Дорисуй героев сказки» - характеристика героев сказки, моделирование последовательности событий с помощью графического изображения героев (у каждого ребенка лист бумаги с нарисованными кружочками, цветные карандаши – воспитатель предлагает детям превратить кружочки в тех, кто помогал репку тянуть: первый кружок – это репка. Какая она? Что у нее есть? Дети превращают кружок в репку: раскрашивают его в желтый цвет, дорисовывают листочки. И таким образом превращают каждый кружок в героя сказки. Потом, рассматривая получившиеся изображения, вспоминают о том, кто за кем репку тянул) ¾ выход из занятия: предложить детям помочь дедушке и собрать урожай овощей на огороде – переход к самостоятельной игре с макетом | ¾ Книги со сказкой в разном оформлении ¾ Иллюстрации к сказке, картинки с изображением героев ¾ Макет «Огород» с фигурками овощей из картона ¾ Листы бумаги с нарисованными на них кружочками по числу героев сказки, цветные карандаши ¾ Мнемотаблица по сказке ¾ Диафильм по сказке, средства для просмотра ¾ Шапочки персонажей ¾ Декорации (панно «Огород») ¾ Волшебный мешочек ¾ Разные виды театра по сказке (настольный, театр картинок, пальчиковый, бибабо и др.) ¾ Фланелеграф, театральная ширма-домик ¾ Настольные игры ¾ Материал для изобразительной деятельности ¾ Силуэтные картинки героев сказки на картонной основе для раскрашивания ¾ Палочки от мороженого ¾ Афиши
|
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ просмотр диафильма по мотивам сказки «Репка» ¾ пересказ сказки «Репка» с опорой на мнемотаблицу (индивидуальная и подгрупповая работа) ¾ пальчиковая игра «Репка» ¾ русская народная игра «Репка» (ребенок – «репка» стоит в центре круга, дети идут по кругу, произнося слова, по окончании слов дети убегают, «репка» догоняет). Слова игры: Сверху репа зелена, Посередке толста, К концу востра, Прячет хвост под себя. Раз, два, три – Ты нас, репка, догони! ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с фигурками героев сказки для настольного театра) - игра «Слушая мои подсказки, угадай героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал загадку – вытаскивает на ощупь героя сказки из мешочка), переход в театрализованную игру по сказке «Репка» с фигурками настольного театра и макетом огорода | |||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ рассматривание книг и иллюстраций к сказке «Репка» ¾ настольные игры «Собери сказку» (разрезные картинки), «Кто за кем репку тянул» (вкладыши) ¾ театрализованные игры по мотивам сказки «Репка» с использованием разных видов театра | |||
2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности | 1) Подготовить детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств речевой выразительности. 2) Развивать выразительность движений, умение передавать в образе движения, характерные для данного персонажа. 3) Развивать интонационную выразительность речи. 4) Формировать умение управлять тембровой окраской и силой голоса, темпом речи при озвучивании героев сказки. | Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ игра-имитация «Изобрази героев» (воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка). Игра сопровождается словами: В сказке «Репка» дедка есть, Бабушка и внучка, Вместе с ними жили кошка, Мышка, песик Жучка. Дедка репку посадил, Долго он ее растил. Выросла какая? Большая-пребольшая! ¾ имитационная игра «Слушая мои подсказки, покажи героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал – получает шапочку и показывает героя, используя подражательные движения) ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Позови на помощь (как дед, как бабка и т.д. – озвучивание героев сказки)» ¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги ¾ пантомимический этюд «Кто идет репку тянуть?» (ребенок выбирает картинку с изображением одного из персонажей сказки, не показывая ее другим детям, он молча разыгрывает эпизод, где герой идет тянуть репку – показывает пантомиму; остальные дети угадывают, какой герой представлен) ¾ совместное рассказывание сказки «Репка» по ролям | |
3. Организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки | 1) Развивать творческие способности детей, графомоторные навыки 2) Закреплять последовательность событий сказки, уточнять образы персонажей. 3) Формировать умение осуществлять художественно-творческое оформление сказки. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): ¾ Ручной труд «А вот и я!»: изготовление героев сказки «Репка» с последующей ее театрализацией с помощью поделок (раскрашивание силуэтных героев сказки на картонной основе, прикрепление к ним палочек, чтобы держать силуэт) | |
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ совместное изготовления декораций для игры-драматизации: коллективная аппликация «Огород» (панно) ¾ рисование афиш к сказке ¾ музыкально-дидактическая игра «Озвучь героя» (подбор детских музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки) | |||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ раскрашивание, рисование героев сказки, картинок-иллюстраций к ней ¾ дидактические упражнения «Найди и обведи героев сказки», «Нарисуй дорожки к репке» | |||
4. Развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки | 1) Вызвать интерес к совместной театрально-игровой деятельности, настроить детей на разыгрывание сказки. 2) Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения, чувство взаимопомощи. 3) Развивать коммуникативные способности (умение договариваться при распределении ролей). 4) Формировать умение совместно оформлять игровую среду. | Этапы развертывания игры-драматизации: ¾ 1 этап – определение сказки, эмоциональная настройка детей на разыгрывание сказки «Репка»: игра-загадка «Сказка выросла на грядке» - у воспитателя макет грядки, из которого видны листочки разных овощей. Воспитатель говорит: Вот послушайте, ребятки: Сказка выросла на грядке! Вы загадку отгадайте – В сказку дружно поиграйте! Загадка: Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок, В земле засел он крепко, Конечно, это - … (репка). Дети отгадывают загадку, находят на грядке репку, вытаскивают ее и так определяют сказку. ¾ 2 этап – уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий (по мнемотаблице). ¾ 3 этап – оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки «Репка»: дети вместе с воспитателем подбирают декорации (домик-ширма, панно с изображением огорода), театральные шапочки героев сказки, музыкальные инструменты для озвучивания ¾ 4 этап – распределение ролей, выбор артистов, того, кто будет говорить слова автора (вначале за автора говорит воспитатель), зрителей, музыкантов (состав исполнителей должен меняться при повторном разыгрывании сказки) ¾ 5 этап – разыгрывание сказки «Репка» с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей) ¾ 6 этап – показ сказки «Репка» детям другой группы, родителям ¾ 7 этап – самостоятельная игра-драматизация по сказке «Репка», сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр» |