Педагогические средства обучения дошкольников

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наблюдение

– умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений:

кратковременные и длительные;

повторные и сравнительные; распознающего характера;

за изменением и преобразованием объектов;

репродуктивного характера.

Дидактические требования к наблюдению

(Е.А.Флерина, Е.И.Радина, П.Г.Саморукова):

1-объект наблюдения должен быть интересен для детей;

2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;

3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;

4-детям дается целевая установка для наблюдения;

5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;

6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;

7-последовательность и планомерность наблюдения;

8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.

Демонстрация

наглядных пособий(предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим:

дидактические картины, объединенные в серии;

репродукции картин известных художников;

книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

показ способов действий; показ образца.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рассказ педагога

. Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

-Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

-Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют:

вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие)беседы.

-Чтение художественной литературы

.вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

Указание (целостное и дробное);

пояснение;ü

объяснение;

педагогическая оценка;

беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.).

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

-Упражнение –это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера,

конструктивные, творческие).

Дидактические правила проведения упражнений

1-ставить перед детьми учебную задачу;

2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;

3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;

4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.

-Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт—это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

-Моделирование–это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков).

В основе –принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

 

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

-Дидактическая игра

Воображаемая ситуация в развернутом виде:

с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий;ü

загадывание и отгадывание загадок;

введение элементов соревнования;

создание игровой ситуации.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

-содержания учебного материала;

-возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов;

в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

-формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

-оснащенности педагогического процесса;

-личности воспитателя.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Средство обучения–это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П.И.Пидкасистый).

I. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Предметы материальной культуры:

§ натуральные объекты: объекты растительного и животного мира,реальные предметы (объекты);

§ изобразительная наглядность (объемные изображения): чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.

§ игрушки:

- сюжетные (образные)игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;

- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;

-игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов;

- спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр настольные

баскетбол, хоккей, пинг-понг);

-музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;

- театрализованные игрушки: куклы -театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;

- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;

-строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в т.ч. конструкторы нового поколения: «Lego», «Квадро», «Акваплэй» и др., легкий модульный материал;

-игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);

§ оборудование для опытов, игровое оборудованиеи пр.;

§ учебно-игровые пособия: «Логико-малыш» и др.;

§ дидактический материал (раздаточный материал).

2. Технические средства обучения–совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Технические устройства (аппаратура):

-технические устройства экранной статической проекции(проекционные аппараты): кадропроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, эпидиаскопы, фильмоскопы, кинопроекторы, специальные видеокамеры, кодоскопы (графопроекторы, оверхеды), мультимедийный проектор;

-звуковая аппаратура (аудиотехника):

электрофоны (проигрыватели), магнитофон, диктофон, стриммер, компьютер, музыкальные центры (аудиосистемы), плеер, радиоприемник;

-экранно-звуковая аппаратура: кинопроекционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, видеоаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа

-компьютеры;

-вспомогательные технические средства:

экраны, плазменные панели, электронные доски, периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые к

олонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка, пр.

Дидактические средства обучения (носители информации):

§ экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъекты);

динамические (немое кино, неозвученные анимационные фильмы);

§ звуковые:

граммофонная запись, магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись;

§экранно-звуковые (комбинированные):

звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопособия).

3. Учебно-методическое обеспечение:пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);

тестовый материал;методические разработки (рекомендации).

II.ИДЕАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры):

произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно

-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числесправочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения

национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.).

2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):

§картины: дидактические картины (серии картин),репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;

§фотографии;

§предметно-схематические модели(календарь природы и пр.);

§графические модели(графики, схемы и т.п.)

3. Средства общения:

§вербальные средства(речь).

Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности

Основные характеристики голоса:

четкая артикуляция звука, интонационная выразительность, мелодичность, владение верхними и нижними регистрами, сила, полетность, богатство тембральной окраски, наличие смысловых акцентов.

§невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное

взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

4. Средства стимулирования познавательной деятельности:

§помощь в обучении: помощь-замещение(педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);

помощь-подражание(демонстрация образцов действий);

помощь-сотрудничество(совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);

помощь-инициирование(создание условий для свободного выбора пути и способов

решения образовательных задач);

помощь-упреждение(опережая события, педагог подстраховывает ребенка, помогает выбрать адекватные решения);

§противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.

Выбор средств обучения зависит от:

-закономерностей и принципов обучения;

-общих целей обучения, воспитания и развития;

-конкретных образовательных задач;

-уровня мотивации обучения;

-содержания материала;

-времени, отведенного на изучение того или иного материала;

-объема и сложности материала;

-уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

-возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

-типа и структуры занятия;

-количества детей;

-интереса детей;

-взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность);

-материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

-особенностей личности педагога, его квалификации

Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.

1. Дидактическая игра, а также связанные с ней виды деятельности(конструирование, изобразительная и музыкальная деятельностьи др.)

–наиболее эффективные формы развивающего обучения(позволяют преобразовать познавательнуюзадачу в игровую или практическую, имеющую личностный смысл для детей).

Специфика игровых форм организации обучения заключается в опосредованном влиянии

взрослого на развитие детей через содержание и правила игры.

Тем не менее, если ограничиться развитием познавательной деятельности только через

игру, это может привести к существенным различиям в уровнях интеллектуального развитияи увеличению количества детей, нуждающихся в коррекции.

2. Игра-занятие(в групповой форме–8-10 детей), на котором создаются условия для более или менее равномерного развития всех детей.

Групповая форма организации обучения позволяет реально влиять на развитие каждого ребенка.

Варианты организации игр-занятий:

1 вариант:одна подгруппа занимается с педагогом, другая –играет под присмотром помощника(лучше в другом помещении), затем первая подгруппа собирается и уходит на улицу с помощником, а вторая –занимается с педагогом;

2 вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.

3.Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4)

Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

­ Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

­ Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

­ После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

­ Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

­ Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

­ Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

­ Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

­ Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

­ Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

организационные

Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.

В повседневном пед. процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в

центрах активности.- Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид.игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Л.Галкина и С.Бобылева предложили свою нетрадиционную форму проведения занятий по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят

Более сильных детей по знаниям надо приобщать к помощи более слабым детям.

Таким образом, изменились и формы организации детей на занятиях - ведущими стали групповые и парные. Однако не исключается и традиционная форма работы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: