МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Наблюдение
– умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений:
кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера;
за изменением и преобразованием объектов;
репродуктивного характера.
Дидактические требования к наблюдению
(Е.А.Флерина, Е.И.Радина, П.Г.Саморукова):
1-объект наблюдения должен быть интересен для детей;
2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;
4-детям дается целевая установка для наблюдения;
|
|
5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;
6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;
7-последовательность и планомерность наблюдения;
8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.
Демонстрация
наглядных пособий(предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим:
дидактические картины, объединенные в серии;
репродукции картин известных художников;
книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
показ способов действий; показ образца.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Рассказ педагога
. Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
-Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
-Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют:
вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие)беседы.
-Чтение художественной литературы
.вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
Указание (целостное и дробное);
пояснение;ü
|
|
объяснение;
педагогическая оценка;
беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.).
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-Упражнение –это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера,
конструктивные, творческие).
Дидактические правила проведения упражнений
1-ставить перед детьми учебную задачу;
2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;
3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;
4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.
-Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт—это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
-Моделирование–это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков).
В основе –принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
-Дидактическая игра
Воображаемая ситуация в развернутом виде:
с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий;ü
загадывание и отгадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
-содержания учебного материала;
-возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов;
в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
-формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
-оснащенности педагогического процесса;
-личности воспитателя.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Средство обучения–это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П.И.Пидкасистый).
I. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Предметы материальной культуры:
§ натуральные объекты: объекты растительного и животного мира,реальные предметы (объекты);
§ изобразительная наглядность (объемные изображения): чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.
§ игрушки:
- сюжетные (образные)игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
-игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов;
- спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр настольные
баскетбол, хоккей, пинг-понг);
-музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;
|
|
- театрализованные игрушки: куклы -театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
-строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в т.ч. конструкторы нового поколения: «Lego», «Квадро», «Акваплэй» и др., легкий модульный материал;
-игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);
§ оборудование для опытов, игровое оборудованиеи пр.;
§ учебно-игровые пособия: «Логико-малыш» и др.;
§ дидактический материал (раздаточный материал).
2. Технические средства обучения–совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Технические устройства (аппаратура):
-технические устройства экранной статической проекции(проекционные аппараты): кадропроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, эпидиаскопы, фильмоскопы, кинопроекторы, специальные видеокамеры, кодоскопы (графопроекторы, оверхеды), мультимедийный проектор;
-звуковая аппаратура (аудиотехника):
электрофоны (проигрыватели), магнитофон, диктофон, стриммер, компьютер, музыкальные центры (аудиосистемы), плеер, радиоприемник;
-экранно-звуковая аппаратура: кинопроекционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, видеоаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа
|
|
-компьютеры;
-вспомогательные технические средства:
экраны, плазменные панели, электронные доски, периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые к
олонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка, пр.
Дидактические средства обучения (носители информации):
§ экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъекты);
динамические (немое кино, неозвученные анимационные фильмы);
§ звуковые:
граммофонная запись, магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись;
§экранно-звуковые (комбинированные):
звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопособия).
3. Учебно-методическое обеспечение:пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
тестовый материал;методические разработки (рекомендации).
II.ИДЕАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры):
произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно
-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числесправочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения
национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.).
2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):
§картины: дидактические картины (серии картин),репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;
§фотографии;
§предметно-схематические модели(календарь природы и пр.);
§графические модели(графики, схемы и т.п.)
3. Средства общения:
§вербальные средства(речь).
Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности
Основные характеристики голоса:
четкая артикуляция звука, интонационная выразительность, мелодичность, владение верхними и нижними регистрами, сила, полетность, богатство тембральной окраски, наличие смысловых акцентов.
§невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное
взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
4. Средства стимулирования познавательной деятельности:
§помощь в обучении: помощь-замещение(педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);
помощь-подражание(демонстрация образцов действий);
помощь-сотрудничество(совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
помощь-инициирование(создание условий для свободного выбора пути и способов
решения образовательных задач);
помощь-упреждение(опережая события, педагог подстраховывает ребенка, помогает выбрать адекватные решения);
§противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.
Выбор средств обучения зависит от:
-закономерностей и принципов обучения;
-общих целей обучения, воспитания и развития;
-конкретных образовательных задач;
-уровня мотивации обучения;
-содержания материала;
-времени, отведенного на изучение того или иного материала;
-объема и сложности материала;
-уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
-возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
-типа и структуры занятия;
-количества детей;
-интереса детей;
-взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность);
-материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
-особенностей личности педагога, его квалификации
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.
1. Дидактическая игра, а также связанные с ней виды деятельности(конструирование, изобразительная и музыкальная деятельностьи др.)
–наиболее эффективные формы развивающего обучения(позволяют преобразовать познавательнуюзадачу в игровую или практическую, имеющую личностный смысл для детей).
Специфика игровых форм организации обучения заключается в опосредованном влиянии
взрослого на развитие детей через содержание и правила игры.
Тем не менее, если ограничиться развитием познавательной деятельности только через
игру, это может привести к существенным различиям в уровнях интеллектуального развитияи увеличению количества детей, нуждающихся в коррекции.
2. Игра-занятие(в групповой форме–8-10 детей), на котором создаются условия для более или менее равномерного развития всех детей.
Групповая форма организации обучения позволяет реально влиять на развитие каждого ребенка.
Варианты организации игр-занятий:
1 вариант:одна подгруппа занимается с педагогом, другая –играет под присмотром помощника(лучше в другом помещении), затем первая подгруппа собирается и уходит на улицу с помощником, а вторая –занимается с педагогом;
2 вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
3.Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4)
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
организационные
Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.
Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.
Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.
В повседневном пед. процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.
На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в
центрах активности.- Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид.игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.
Л.Галкина и С.Бобылева предложили свою нетрадиционную форму проведения занятий по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6-8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят
Более сильных детей по знаниям надо приобщать к помощи более слабым детям.
Таким образом, изменились и формы организации детей на занятиях - ведущими стали групповые и парные. Однако не исключается и традиционная форма работы