Фономатериалы – это средство индивидуализации и дифференциации учебного процесса по овладению иностранным языком. Представлены фонотекстами (аудиотекст), фонопрограммой.
Фонопрограмма – серия аудитивных упражнений (заданий), управляющих деятельностью учащихся по формированию и совершенствованию речевых навыков или развитию речевых умений.
Фоноупражнения – аудитивное средство обучения, предусматривающее предъявление материала в виде определенного количества шагов. Структура фономатериала: инструкция, пауза для выполнения задания, правильный ответ, коррекция по ключу. Фономатериалы могут быть использованы при обучении аудированию, фонетике, произношению, говорению, при обучении технике чтения.
Назначение фонопрограмм: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.
Требования к фономатериалам: коммуникативность, образцовость, частотность употребления.
Классификация:
Критерии | Типы фонопрограммы | Типологическая характеристика |
По цели | 1. Тренировочная 2. Речевая | 1. Дробность шагов, простота 1. Сочетание устных и письменных форм работы 2. 1. Формирование и совершенствование речевых навыков 2. Развитие речевых умений |
По способу управления | 1. Жесткая 2. Эвристическая | 1. Строгая последовательность в выполнении учебных заданий 1. Наличие программированных упражнений 2. Наличие неполных ключей 2. Различная дозировка изученного материала |
По способу руководства | 1. Под руководством преподавателя 2. Самостоятельно | 1. Непосредственная обратная связь 1. Осуществление выборочного контроля за кач-вом усвоения материала 2. Использование средств самоконтроля 2. Наличие различных вариантов ответа на задание 2. Различные режимы выполнения заданий |
По режиму выполнения | 1. Групповая 2. Индивидуальная 3. Парная | 1. Одинаковые задания для всех 1. Одновременная работа группы 2. Средства самоконтроля 2. Разный темп выполнения заданий 2. Задания разной трудности 2. Разные режимы выполнения заданий 2. Разная дозировка изученного материала |
|
|
Например, произношение включает фонетические тренировки, паузированные упражнения, контрастные упражнения, слушание и воспроизведение.
Лексико-грамматические включают упражнения на автоматизацию, имитационные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения.
Чтение включает слушайте текст и следите за диктором, слушайте и повторяйте за диктором.
Говорение включает ответь на вопросы диктора, задания, стимулирующие постановку вопросов, задание, стимулирующее высказывание ответа.
Методика составления фонопрограммы:
|
|
1. Проанализируйте уровень обученности учащихся;
2. Определите цель использования фонопрограммы (форм./соверш. навыков, развитие речевых умений и т.д.);
3. Отберите языковой и речевой материал;
4. Подберите необходимые типы и виды фоноупражнений и определите режим выполнения (трёхактные/четырехтактные);
5. Определите характер подсказки, вид ключа;
6. Организуйте текстовый материал (упражнения) соответственно типу фонопрограммы (с учетом ее структурных особенностей);
7. Определите способ и условия предъявления фонограммы;
8. Подберите зрительную наглядность и дидактический материал, необходимый для осуществления дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
9. Проверьте качество составленной фонопрограммы: определите время, затрачиваемое на выполнение каждого задания и всей фонопрограммы.
Возможно использование текста, записанного на магнитофонной пленке для обучения восприятию речи на слух. Работа с аудиотекстом проходит в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.