Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века

С целью выработки методов преподавания в общеобразовательных шкодах была создана специальная комиссия при Академии художеств, которая так же занималась составлением программ для средних учебных заведений. Сапожников Андрей Петрович (1795-1855)

Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.

Для рисования гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью.

Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в настоящее время, они используются современными методистами.

Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943)

Кардовский Дмитрий Николаевич – русский художник, ассистент в мастерской И.Е. Репина, профессор. Большой вклад в дело развития методики преподавания рисования Кардовский внес в период становления советской школы рисунка.

Имя Д. Н. Кардовского в истории становления и развития рисования советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлению в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования для средней школы с высшим образованием – художественно-графических факультетах при пединститутах.

Особого внимания заслуживает метод обучения рисунку, созданный Кардовским и опирающийся на лучшие традиции прошлого. В основу своего метода Кардовский положил «обруб», т. е. принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. Кардовский уделял большое внимание вопросам методики.

Методы обучения рисованию в отечественной школе

Советский период художественного образования.

Художественное образование в первое десятилетие советской власти 20 – 30-х годов

Советское общество конца 20-х – начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Формалистические трюкачества не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию.

Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два названных выше: методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения.

Ярким представителем теории «свободного воспитания» и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

Надо отдать должное Бакушинскому. Это был крупный искусствовед, сумевший привлечь к изучению творчества детей большую группу талантливых людей. Но для его деятельности характерны и крупные ошибки. Так, он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор». «Период изживания родового начала в области творчества, – писал Бакушинский, – требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка.

Н. К. Крупская опровергала и взгляды художников-футуристов на эстетическое развитие детей, которые доказывали, что в общеобразовательной школе детей вообще не следует знакомить с правилами и законами реалистического искусства.

Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. Рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира. При обучении рисованию преподаватель должен был вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки, чтобы они рисовали осмысленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: