Учебный предмет «Русский родной язык» (базовый уровень)

 

В реализации учебного предмета «Русский роднойязык» могут быть востребованы модули «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст», «Язык и культура», выделенные в примерной программе учебного предмета «Русский язык» (примерная ООП среднего общего образования, гл. II.2) и Примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык» для основного общего образования [12].

На данный момент разработчик рабочей программы может выбрать дидактические единицы для достижения предметных результатов, входящих в речеведческую, культурологическую и коммуникативную компетенции, из содержательного раздела примерной основной образовательной программы среднего общего образования (учебный предмет «Русский язык») с учетом положений Концепции.

В Концепции указаны следующие проблемы в изучении русского языка: во-первых, «не в полной мере обеспечивается формирование коммуникативных компетенций обучающихся», во-вторых, «не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "русский язык"».  

Для решения вышеназванных проблем в содержание учебного предмета «Русский родной язык» может быть включена деятельность прикладного характера, нацеленная в рамках выбранного объема часов на формирование практических речевых (устных/письменных) речевых навыков, овладение речевой культурой с учетом требований уместности, логичности, точности, чистоты, богатства, выразительности. Целесообразным будет включение в программу учебного предмета «Русский родной язык» модуля по формированию коммуникативной компетенции «Культура речи» с планируемыми результатами, соответствующими следующим требованиям п. 9.2. ФГОС среднего общего образования:

- владение видами речевой деятельности на родном языке, обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

В рамках модуля «Речь. Речевая деятельность. Текст» рабочей программы предмета «Русский родной язык» можно запланировать практико-ориентированное содержание, нацеленное на формирование навыков многоаспектного анализа текста на родном языке (ч.5 п. 9.2 ФГОС среднего общего образования), приняв во внимание рекомендации по использованию текстов разных функциональных типов (художественных и нехудожественных) с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся.

Для включения обучающихся в культурно-языковое поле родной культуры можно включить в модуль «Язык и культура» темы, связанные с рассмотрением соотношения языка и общества. Выдающийся русский языковед И.И. Срезневский писал: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое. Дополняя одно другим, они все вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа». Поэтому так важно включать темы формирования словарного состава языка, исторических изменений, происходящих в нем, знания о влиянии на язык христианства, исторических, научных, духовных событий в жизни народа, об авторах, внесших вклад в изучение истории русского языка, при необходимости расширяя курс темами, связанными со стилистическими ресурсами русского языка, национальной спецификой русского языка и раскрывая взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа.

Изучение данных тем обеспечит «сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства; воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа» (Концепция, гл. 4, п.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: