Тема 1. Понятие, структура и содержание организационной культуры
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели или целей.
Персонал организации – это личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками (профессиональными способностями: уровень образования, проф. навыки, опыт работы и т.д.) и имеющий трудовые отношения с работодателем.
Управление персоналом – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.
Организационная культура – это система духовных и материальных ценностей внутри организации, формирующихся под влиянием внешней среды, основанной на традициях и нормах поведения и формирующей определенные отношения между работниками
Объект организационной культуры – человеческие отношения в сфере производства.
|
|
Предмет организационной культуры - особенности, структура и виды организационных культур и как они влияют на организацию.
Задачи организационной культуры
1. Мотивация персонала на долгосрочную перспективу;
2. Достижение целей организации и мотивация на них;
3. Формирование моделей предприятия;
4. Привлечение целевой аудитории;
5. Регулировка процесса деятельности организации.
Организационная культура регулирует все отношения людей в данном сообществе, а с другой – является продуктом этих отношений.
Существует несколько стилей общения людей в организации: авторитарный, сопричастный, автономный
Организационная культура обладает следующими особенностями:
1. Небольшой, по сравнению с культурой общества, срок существования;
2. Организационная культура возникает в трудовом коллективе и регулирует отношения, возникающие только в процессе достижения целей организации и её сотрудников;
3. Усвоение организационной культуры происходит не с рождения, поэтому на неё велико влияние национальной, религиозной и профессиональной культуры;
4. Сильно сказывается характер деятельности той организациив которой она складывается, а небольшой размер общности позволяет управлять ею;
5. Сотрудники организации приходят в неё для достижения своих целей, а это откладывает отпечаток на содержание организационной культуры.
Основные функции организационной культуры: адаптационная, технологическая, интеграционная
Признаки среды | Культура | Цивилизация | Массовая культура |
1.Социальный механизм реализации поведения | Ценности, нормы,традиции | Цели социальной системы, т.е. организации | Комформальные реакции (т.е. умение приспосабливаться к окружающей среде) |
2. Способ социальной ориентации | Внутренний мир человека | Порядок внешнего мира | Включенность в массовую аудиторию |
3.Структура личности | Иерархия ценностей | Система знаний («Кто мало видел- много плачет») | Мозаичная культура сознаний |
4.Тип образования | Воспитание | Социнженерная | Информирование |
5.Результат образования | Субъект принятия решений | Подсистема целеустремленной системы | Жертва обстоятельств |
6.Еденица поведения | Отдельный поступок | Отдельная функция | Движение |
7.Новообразование личности в процессе образования | Система ценностей | Инструментарий | |
8. Цель, развитие | Рост, сохранение возможностей человека | Совершенствование конструкций | Создание имиджа. Соответсвие стандарту |
9. Ведущий тип взаимоотношений между людьми | Взаимоотношение | Взаимоуправление | Взаимоиспользование |
Компоненты социокультуры: культура, цивилизация, массовая культура
|
|
Организационная культура базируется на 2-ух дисциплинах: Антропология – Человек
Социология - Личность
Эдгар Шейн, рассматривает организационную культуру, как своеобразный способ адаптации организации к социокультурной среде.
Организационная культура состоит из собраний символов, церемоний и мифов.
Контрольные вопросы
1. Какие задачи включает в себя организационная культура?
2. Какие типы общества бывают?
3. Какая функция не входит в организационную культуру:
1.Адаптационная
2.Интеграциооная
3.Механистическая
4. На каких дисциплинах базируется организационная культура?
5. Дополните фразу Э.Рюттингера: «Важно не только наблюдать и анализировать культуру, но и …»