Теория учебной деятельности в общей теории учения

На тему: «Формирование у младших школьников познавательных УУД

 при изучении свойств геометрических фигур»

 

Составила:

Студентка гр. ЗНОЛу-117

Осокина В.А.

Проверила:

Болотова Т.В.

Оценка_________

 

 

Владимир 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3                                   

1.Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника ….5

1.1. Теория учебной деятельности в общей теории учения…………………5

1.2. Познавательные универсальные учебные действия в общей структуре учебной деятельности……………………………………………………………8

2.Технологии формирования познавательных УУД при изучении свойств геометрических фигур……………………………………………………………13

2.1. Программа развития познавательных универсальных учебных действий средствами УМК «Школа России» ………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….23

Используемая литература………………...…………………………………….26

Приложение 1. Технологии формирования познавательных универсальных действий ……………………………………………………………………………………………29

Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (слайд 2)

В связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью применения учителями различных технологий   по их развитию на уроках математики, при изучении свойств геометрических фигур.

Данная проблема позволила сформулировать тему: «Формирование у младших школьников познавательных УУД

 при изучении свойств геометрических фигур».

 

 

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:(слайд 3)

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе.

3. Обобщить психолого-педагогические, дидактические условия, обеспечивающие процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.

4. Изучить методы и формы проведения уроков изучения свойств геометрических фигур, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.

5. Оценить эффективность критериев оценивания сформированность познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 теоретические (теоретический анализ);

обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Значимость работы состоит в том, что в ней представлены средства и способы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста при изучении свойств геометрических фигур.

Общая характеристика учебной деятельности.

Теория учебной деятельности в общей теории учения

В общей теории учения, основы которой, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, СТ. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Мака­ренко, а также крупнейшими представителями отечественной и за­рубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учеб­ной деятельности, являющаяся научным приоритетом России.

Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (в широком контексте те­ории деятельности, психологические основы которой были зало­жены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, а конкрет­ное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым) поставили но­вую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объектив­ные свойства познаваемого предмета при решении учебных за­дач обобщенными способами действий.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения.

В узком смысле, со­гласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в млад­шем школьном возрасте.

 Учебная деятельность— это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специаль­но поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. (слайд 4). Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, раз­витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познаватель­ной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения:

1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы);

3) общие способы действия предваряют решение задач.

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте.

5) происходят из­менения психических свойств и поведения обучающегося «в за­висимости от результатов своих собственных действий».

Анализ предметного содержания учеб­ной деятельности, как и любой другой деятельности, начинает­ся с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена дея­тельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осу­ществляется, следует рассматривать в трех планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терми­нах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается зна­ние, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в кото­рые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, те­заурус обучающегося.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Руб­цов). Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Та­лызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обуча­ющийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс­ловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зави­сит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: