Книга «Школа матери», изданная в 1633 году, выдвигает систему требований и дает советы матерям по воспитанию семьи и подготовке детей к школе. Эти советы не потеряли своей актуальности сегодня. По словам Комениуса, мать должна стать не только первым воспитателем, но и первым учителем ребенка. Естественно, грамотность матери является одним из необходимых условий для этого. По словам учителя, мать должна формировать идеи у ребенка
о наиболее важных моральных ценностях, об основных пространственных, временных, количественных понятиях, о наиболее важных природных явлениях, о мире, стране, поселении, где живет семья, о занятиях людей и о профессиях членов семьи и т. д.
В 1799 году Песталоцци начал работать в Бургдорфе - сначала учителем, а затем, доказав свои необычайные способности, - руководителем педа. команда. ему дали весь замок для школы-интерната. Он разработал метод начального образования, который используется до сих пор, называя его теорией начального образования. Теория основана на основных элементах всех знаний: число, форма, слово. Методика предназначена для обучения детей измерению, подсчету и овладению речью. Основа обучения - ясность. Школа в Бургдорфе была закрыта четыре года спустя: правительство сочло ее «очагом демократии». Но возмущенное общественное мнение заставляет выдвигать новые предложения выдающемуся учителю. Он выбирает Ивердон.
Школа в Ивердоне продолжалась 20 лет (1805-1825). Помимо школы, Песталоцци открыл за свой счет бесплатную школу для бедных, школу-интернат и учительскую семинарию. Впервые в мировой практике создается постоянное учреждение для повышения квалификации учителей, а его деятельность основана на изучении передового педагогического опыта. В Ивердоне была создана система частных методов начального обучения чтению, письму и арифметике. Однако средства закончились, персонал поссорился, и школу пришлось закрыть. (Сейчас там находится центр Песталоцци).
Disterweg сформулировал принципы обучения:
естественность, т.е. с учетом возраста и индивидуальных особенностей ученика;
культурная идентичность, т.е. принимая во внимание условия, традиции и условности среды, в которой человек живет и воспитывается;
любительская деятельность, т.е. опора на развитие детской инициативы.
Он разработал систему дидактических принципов, развивая и методически развивая идею Песталоцци о развитии обучения.
Он много внимания уделял ведущей роли учителя в образовательном процессе. В отличие от Коменского, он полагал, что хороший учитель важнее хороших учебников и методов: «Плохой учитель преподносит правду, а хороший учит ее искать».
Ушинский. В 1854 - 1858 гг. работает в Гатчинском детском институте. Там он обнаружил произведения Комениуса, Руссо, Песталоцци. Статья «О пользе педагогической литературы» сделала ее популярной. Ушинский получает приглашение на работу в Смольный институт.
В 1859 - 1862 Преподает литературу в Смольном институте благородных девиц. Изменен учебный план, добавлено изучение родной литературы, естествознания; создан дополнительный 2- летний педагогический класс. Он пишет книгу «Детский мир» для начинающих и семейных читателей. Впоследствии в том же жанре - «Родное слово».
Он редактировал «Журнал Министерства образования», написал множество статей по дидактике. Основная педагогическая работа - «Человек как субъект образования»: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны также знать его во всех отношениях. Таким образом, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на экспериментальную психологию.