Шаров Леонид БФК2
Тема: Государственно-общественная система управления образованием в Российской Федерации
1. Признаки государственного и общественного управления (статьи 89-98 ФЗ «Об образовании в РФ»). Приведите примеры.
Основные признаки государственного управления образованием в РФ
Основными признаками государственного управления образованием в современной России являются:
- единая государственная политика в области образования, зафиксированная в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), конкретизированная нормативных документах Министерства образования и науки РФ и иных нормативных актах федерального уровня;
- федеральные государственные образовательные стандарты для всех типов государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждений;
- государственный контроль качества образования в государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственное лицензирование; государственная аккредитация образовательной деятельности;
- государственные органы управления образованием: федеральные; ведомственные, республиканские (республик в составе РФ); краевые, областные, городов федерального подчинения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), автономных областей и автономных округов.
Основные признаки общественного управления образованием в РФ
К основным признакам общественного управления образованием в Российской Федерации относятся:
- участие общественных организаций, производственно-коммерческих структур в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в области образования;
- диверсификация (лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений: развитие различных типов образовательных учреждений, в том числе негосударственных (частных, религиозных и др.);
- управление образованием на муниципальном уровне (в городе или районе) осуществляется отделом образования при городской (районной) администрации и курируется выборными представителями: главой администрации, депутатами городской или районной думы, представителями общественных организаций;
- управление образовательными организациями осуществляется советами школ, учёными советами вузов, факультетов или попечительскими советами, включающими представителей общественности, при ученическом, студенческом, родительском самоуправлении;
- наличие в каждой образовательной организации своего устава как основного документа, регламентирующего её деятельность;
- проведение независимого оценивания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций.
К примеру, возьмем статью 89 ФЗ «Об образовании в РФ»
В пункте 3 говорится, что «Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.» Это подтверждает 3 признак общественного управления образованием РФ.
Роль родительской общественности как субъекта государственно-общественного управления образовательным учреждением. Основные направления работы.
Родительский комитет избирается на общешкольном родительском собрании и ему подотчетен. Основными задачами родительского комитета являются:
–содействие администрации Учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности, в защите законных прав и интересов учащихся, в организации и проведении общешкольных мероприятий;
–организация работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье;
– координация деятельности родительских комитетов классов;
– контроль качества питания и медицинского обслуживания учащихся;
-взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних учащихся.
Тема: Методы, формы и средства воспитания.
1. Выберите одну из классификаций методов воспитания, дайте краткую характеристику методов, включенных в эту классификацию. Приведите примеры.
Классификация методов воспитания по Т.А. Ильиной и И.Т. Огородникову.
• методы убеждения - сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств (лекция, дискуссия, беседа, пример, требование).
• методы организации деятельности - некие способы для улучшения запоминания и овладения материалом (Упражнение - сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки. Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Поручение - с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика. )
• методы стимулирования поведения учащихся (Соревнование – с его помощью можно воспитать желание делать лучше. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Наказание- торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.)
• методы самовоспитания - стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. (самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самопринуждение, самовнушение, самоконтроль, самоотчет, самокритика, самонаказание, самооценка, аутогенная тренировка).