Аспекты музейной деятельности

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 1259

ПАСПОРТ МУЗЕЯ

«Музей кукол»

Педагог: Иванова М.А.

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея

2. Положение

3. Приказ

4. Аспекты музейной деятельности

5. План работы по созданию музея

6. Характеристика мини-музея

7. Тематический план проведения занятий в мини-музее

8. Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея: «Музей кукол»

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

Задачи:

· Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

· Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

· Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

  • Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

· Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

  • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
  • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

· Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

· Принцип опоры на интересы ребёнка;

· Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

· Принцип наглядности;

· Принцип последовательности

· Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды  кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы.

Совет музея: 3 человека

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2012 году. Под экспозиции выделены вертикальные площади на втором этаже детского сада. Общая площадь экспозиции составляет 16 квадратных метров.

Руководитель музея: Иванова Маргарита Анатольевна – педагог дополнительного образования.

Структура управления музеем:

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально разделено на две зоны. В верхней части в застеклённых стеллажах расположены куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями и заведующим.

Вторая часть экспозиции расположена на открытых стеллажах и посвящена традиционной народной тряпичной кукле. Экспонаты созданы педагогом детского сада Ивановой М.А.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

«Музей кукол»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: