и перемещение пациентов. Пользование функциональной кроватью. Использование специальных средств для размещения и перемещения пациента в постели с применением принципов эргономики. Смена постельного, нательного белья.
1. Цель занятия: приобретение умений работы на симуляцонном
оборудовании, отработка студентами первичных умений по безопасной транспортировке и сопровождению пациентов, доставке биологического материала
в лабораторию приобретение знаний по алгоритму действий в аварийных ситуациях с кровью и биологическими жидкостями.
Задачи:
1. Образовательная – приобрести знания по безопасности пациентов и медицинского персонала.
2. Развивающая – способствовать развитию у студентов навыков безопасного выполнения манипуляций и процедур общего ухода за детьми различных возрастных групп.
3. Воспитательная – способствовать развитию у студентов аккуратности и ответственности за собственные действия, умений работать в команде.
В итоге занятия студент должен знать:
алгоритмы безопасного размещения и перемещения пациента бельевой режим стационара
порядок смены нательного и постельного белья тяжелобольному пациенту
В итоге занятий студент должен уметь:
Разместить пациента в постели
Переместить пациента с кровати на каталку/кресло-каталку и обратно Пользоваться функциональной кроватью
32
Сменить постельное белье тяжелобольному разными способами Сменить нательное белье тяжелобольному
Место проведения занятия: Центр отработки практических навыков
(ЦОПН), симуляционный центр (СЦ).
Перечень манипуляций:
Размещение и перемещение пациентов Пользование функциональной кроватью
Смена постельного, нательного белья тяжелобольному
Содержание темы:
Для перемещения пациентов используются различные средства передвижения. Приказ Минздрава России от 06.06.2012 № 4н утвердил номенклатурные классификации медицинских изделий по видам и классам. Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит раздел «вспомогательные
и общебольничные медицинские изделия». К ним относятся: носилки (2.19); системы подъема/перемещения пациентов (2.39);
тележки медицинские (2.46).
Кроме того, в другом разделе – «реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия» – упомянуты «средства передвижения адаптированные» (13.6).
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения средства передвижения и перемещения можно отнести к медицинским изделиям с низкой степенью риска (класс 1).
Медицинские изделия для перемещения, передвижения пациентов бывают нескольких типов. Они различаются:
по грузоподъемности и размеру (взрослые/детские);
по назначению – внутрикорпусные/межкорпусные (уличные с широкими колесами), реанимационные, складные (продольные, поперечные), подкатные, автомобильные, для гигиенических процедур и др.;
в зависимости от возможности регулирования высоты (с фиксированной и регулируемой высотой, одно уровневые, многоуровневые);
по числу секций (от одной до четырех);
в зависимости от изменения угла наклона основного ложа;
по наличию бортов – без бортов, с бортами (фиксируемыми, откидными, съемными, регулируемыми по высоте);
по типу используемого привода (гидравлический, механический) и др. Выпускают каталки со съемными носилками, с покрытиями и матрасами, с
рентгенопрозрачным ложем (позволяют проводить рентгеновские исследования, не перекладывая пациента), с ремнями безопасноти, вакуумными матрасами (с возможностью иммобилизации частей тела), с блокировками на колесах, с дополнительными приспособлениями. Это могут быть стойки для внутривенных вливаний (фиксируемые, регулируемые по высоте и др.), столики для инструментов,
33
оборудования (для инфузоматов, мониторов и др.), крепления для размещения баллонов с медицинскими газами, с приемными устройствами, с отбойниками.
Основные приемы безопасного перемещения пациента:
перемещение с кресла-каталки на кровать (медвежье объятия, захват за локти, подмышечный захват); перемещение к краю кровати (контрбаланс-противовес);
подъем пациента с кровати с помощью удерживающего пояса (двумя или одним человеком); перемещение с помощью эргономической пластины с одной поверхности на другую;
перемещение со стула на кровать на плече;
перемещение со стула на кровать (австралийский захват)
перемещение на кровати (австралийский захват) одной и двумя человеками; перемещение лежачего пациента к изголовью кровати.
перемещение с помощью скользящей простыни макси-слайд; перемещение с помощью матраца-слайдера;
перемещение пациента на бок, на живот, придание положение Симса, придание положения Фаулера
Базовые техники правильного перемещения.
Подготовка
Прежде чем начать передвигать пациента, задайте себе следующие вопросы: какова цель передвижения и каково состояние пациента? Действительно ли необходимо передвигать его именно сейчас?
какие механические вспомогательные средства можно применить в данном случае?
если никаких средств нет, какой способ является лучшим и сколько коллег должны помогать? Когда нужны 2 человека или более, лучше, если одного роста. Если требуется дополнительный прием (например, подставить судно или оберегать поврежденную конечность), нужен еще один человек.
кто в группе будет выполнять роль координатора, давая ясные указания всем участвующим в процедуре?
нет ли какой-либо опасности в окружающей обстановке? Мебель, которая мешает, следует убрать; каталку поставить на тормоз; высота кровати и катали должна быть одинаковой; капельницы и пастельное белье следует приготовить своевременно.
Прежде чем приступить к какой бы то ни было процедуре, оцените состояние пациента. Необходимо определить наиболее безопасный и адекватный способ его подготовки и осуществлению конкретной задачи. Необходимо оценить приблизительную массу тела пациента, установить потребность в дополнительной помощи, выявляет наиболее чувствительные и болезненные участки (например, пролежни, которые подвергаются риску повреждения); проверить наличие капельниц, постоянных катетеров, дренажей и оборудования, контролирующего состояние больного; определить, насколько может или должен пациент помочь ей во время процедуры, объясняет ему ее суть.
34
Одежда и обувь персонала и пациентов должна быть продуманна с точки зрения безопасности. Обувь должна быть на низком каблуке, на нескользящей подошве. Высокие каблуки и ремешки исключены. Не соответствующие по размеру и изношенные тапочки пациентов также представляют опасность.
Любые опасные детали в окружающей пациента обстановке: вода на полу, тапочки, тумбочки и стулья, затрудняющие движения, нужно убрать. Особое внимание надо обратить на штативы для внутривенных вливаний, линии подачи кислорода, дренажи и дренажные емкости. Медицинский работник должен проверить, есть ли у кроватей, каталок и кресел-каталок тормозные устройства, убедиться в том, что и кровать, и каталка, и кресло-каталка поставлены на тормоз. Покрытые клеенкой матрасы, которые легко скользят, представляют очевидную опасность. Если медицинский работник передвигает пациента между кроватью, каталкой, креслом-каталкой, стулом, он должна убедиться в том, что между ними нет пространства, в которое пациент может соскользнуть.
После того как оценены все перечисленные факторы, необходимо учесть следующие основные правила.