Предыстория психодиагностики

Удот А.А.

Специальность

Дошкольное образование

Курс 3 Группы КЗДО-17  

Дисциплина: ПСИХОДИАГНОСТИКА

Руководитель: Мазилова Г.Б.

 

Керчь 2020 г.

Введение

Психодиагностика предназначена для того, чтобы осуществлять сбор информации о психических особенностях личности. Современная психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. 1.

Изучение исторического пути науки – это необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение иразвитие психодиагностики не может быть оценено исходя из внутренней логики исследования общепсихологических проблем. Общественные процессы стимулировали возникновение и достаточно быстрое распространение прикладной психологии (а так же психодиагностики как ее составной части), огромный интерес к её методам, перспективными с точки зрения практики. Так же история науки – это история изменения социальных, экономических, бытовых условий жизнедеятельности людей; наука вовлечена в процессы функционирования общества, она является одной из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества2. Данные понятия относится и к психодиагностике.

Исторический опыт, внесение современных знаний в исторический контекст поможет новому поколению ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых ошибочных убеждений, а так же совершенствовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.

Учитывая исторический опыт возможно не только не повторить прошлых ошибок, но и выбрать наиболее перспективные направления развития дисциплины, опираясь на современные проблемы в историческом контексте. Это является залогом эффективной практической деятельности психодиагностики.

Так же не менее важно знать историю возникновения и развития психодиагностики обществу и тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам.

Целью данной работы является анализ истоков становления психодиагностики.

Цель работы конкретизируется в следующих исследовательских задачах:

1. Провести категориально-понятийный анализ понятия психодиагностика;

2. Изучить предысторию возникновения психодиагностики;

3. Выявить влияние предметных областей психологии на становление психодиагностики.

Понятие психодиагностики

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий является термин «психологическое тестирование». Первоначально данный термин понимался очень широко и включал в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появился в 1921 году благодаря Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако в дальнейшем содержание этого термина существенно расширилось. Под психодиагностикой стали понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

А.Г.Шмелёв указывает на то, что дальнейшая судьба термина «психодиагностика» связана с кризисом психометрических тестов, возникшим во второй половине 30-х годов ХХ века из-за присущего им разложения личности испытуемого на отдельные элементы, функции3. Автор ссылается на Р. Хейса, считающего, что появление психодиагностики связано с появлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестирования и направленного на раскрытие целостной картины личности.

Таким образом, получается, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но, тем не менее, ограниченная область исследований, связанных с теорией и практикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма слабой податливостью традиционным принципам измерения. Л.Ф.Бурлачук отмечает, что психодиагностика после Г. Роршаха – это исследование личности обследуемого его методикой и другими проективными тестами.4

Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литературе США и задает тон всем другим странам Запада. Термином «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований.5 В подтверждение сказанному приведем в пример только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х годов: «Психологическое тестирование» (Anastasi, 1968), «Сущность психологического тестирования» (Cronbach, 1960), «Теория и практика психологического тестирование» (Freeman, 1963) и другие.

Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:

– относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

– связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

– иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

Предыстория психодиагностики

Необходимость изучать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения различных практических задач была установлена ещё на заре истории человечества.

Не существует такой науки, которая возникает внезапно и на пустом месте. Ещё задолго до своего появления образуется совокупность представлений, суждений и идей, которые обоснованы на многовековом человеческом опыте познания своих особенностей и особенностей окружающей среды. Сосредоточение этих знаний, которые позднее впитала в себя психодиагностика, имеет огромное значение в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Самые первые психодиагностические взгляды относят к Пифагору и Гиппократу. Пифагор, например, в Древней Греции допускал к обучению в школе лишь тех, кто прошел сложнейшие испытания, такие как качества походки, смеха, умение выйти из экстремальной ситуации.

В труде Теофраста «Характеры» (372-287 гг.до н.э.) описываются различные типы характеров людей: «скупой», «хвастун», «лгун», что уже можно считать первым шагом к диагностики индивидуальных особенностей личности.6

В Древнем Риме за 2200 лет до н.э. придавали большое значение отбору чиновников. Для того, чтобы оценить способности претендентов на данную должность проводились различного рода тесты: умение писать и считать, а так же характер поведения в быту.

Философ Платон при отборе людей, которые будут заниматься научной деятельностью писал: «…У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого»7.

Предпосылки появления психодиагностики как науки были заложены в индивидуальных различиях, существующих между людьми. Ещё с древних времён наблюдались попытки создания организованной и упорядоченной системы методов для описания множества различных индивидуальных особенностей человека.

История развития древних цивилизаций даёт нам доказательства применения разнообразных и своеобразных методов оценки индивидуальных различий. К примеру, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросу отбора чиновников. Система отбора кадров на тот момент охватывала различные способности – от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти тесты совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Различного рода исследования широко использовались в Древней Греции, Риме и Спарте. В 413 году до н. э. около 7000 уцелевших солдат Афинской армии, претерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры возле Сиракуз. Для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.

Ещё одним ярким примером, относящимся к Древней Греции, является выдающийся философ и математик Пифагор. В созданную им школу допускались лишь те, кто прошел через множество сложнейших испытаний. Большое внимание он уделял смеху и походке, думая, что они отражают настоящий характер личности. Те, кто имел желание проходить обучение у Пифагора попадали в различные экстремальные ситуации. Они должны были показать присутствие смелости, достоинства ночью в пещере, и выставлялись на всеобщее осмеяние.8

Таким образом, можно сказать, что стремление к выявлению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с древнейших времен. Определённо, что не все личностные отличия (например, физические или физиологические) изучаются психологией. Предметом ее изучения в первую очередь являются индивидуально-психологические различия. Конечно, неуместно говорить, что в древние времена индивидуально-психологические качества личности являлись основой подбора людей для различных видов деятельности. Как ни парадоксально это звучит, но именно в то время воплотился целостный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня.

Индивидуально-психологические различия были равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали фундаментом для определения, например, пригодности к государственной деятельности или обучению различным ремеслам.

Таким образом, различные типологии, разрабатываемые античными философами, сыграли огромную роль в возникновении психодиагностики как науки, путь развития которой проходил от типов темперамента Гиппократа – к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем – к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец – к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Шелдоном и другими учеными.

Первым ученым, разработавшим нечто приближенное к тесту для измерения ума, был испанский ученый Хуан Хуарт. Его труд, «Ехатеп de Ingenios», изданный в 1575 году, посвящён выявлению способностей у детей. В дальнейшем данный труд переиздавался 27 раз на разных европейских языках и латыни. Определяющими индивидуальными различиями, которые исследовал Х.Хуарт, были понимание, память и воображение.

Идея квантификации психологических наблюдений появилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом упомянул немецкий учёный Вольф, который предполагал, что возможно продолжительностью аргументации, за которой мы можем проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Реализация же идеи измерения психических явлений, началась с работ по психофизике Э.Вебера и Г.Фехнера (середина XIX века), она же определила важные на тот момент направление исследований в экспериментальной психологии. Совсем скоро психология делает успешную попытку выражаться на «математическом языке» не только в области ощущений, её взгляд обратится к измерению более сложных психических функций.

Так же можно отметить, что стимулы к изучению индивидуальных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиологии и медицины. В 1816 году астроном из Кенигсберга, Фридрих Бессель, прочел в «Астрономическом журнале», что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина увольнения заключалась в том, что он неоднократно отмечал время «падения» звезд почти на секунду позже самого астронома. Проявив интерес к этой истории, Ф.Бессель провел исследование и обнаружил большую разницу между временем реакции на падение звезд у различных людей. Он предложил вычислять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия дала толчок физиологам и психологам к изучению индивидуальных различий во времени реакции.

М.Г.Ярошевский высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие экспериментальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в первую очередь медицинской и педагогической, затем – индустриальной.9 На мой взгляд, с этим в какой-то мере следует согласиться но необходимо учитывать, что экспериментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивидуальных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем самым – к индивидуальным различиям.

Ближе к нашему времени, уже в конце XIX - начале XX века широкую известность приобрели такие науки, как френология, графология физиогномика – все эти науки объединяют поиск средств диагностики личностных особенностей человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: