Тема семинарского занятия: «Диагностика познавательных процессов»
План семинарского занятия:
Разместите в беседе «Психология 11» выполненные презентации с заданиями на диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников.
2. Проведите анализ представленных презентаций по следующим критериям:
1. Полнота и содержание представленных методик
2. Соответствие заданий заявленной возрастной категории (младший школьный возраст)
3. Возможность проведения самодиагностики учащимися начальной школы с помощью методик, предъявленных в презентации.
3. Проведите самодиагностику уровня развития познавательных процессов с помощью Интернет-ресурсов. Ссылки:
https://onlinetestpad.com/ru/test/53800-test-na-vnimatelnost
https://onlinetestpad.com/ru/test/273477-test-na-vospriyatie-s-efremceva-audial-vizual-kinestetik
https://www.youtube.com/watch?v=oUyfb02X5J0
Ознакомьтесь с учебным пособием «Практикум по психологии», в котором содержатся методики на диагностику уровня развития познавательных процессов.
5. Выполните следующие практические задания:
|
|
1. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении:
- постановка вопросов;
- решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени;
- осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;
- особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение);
- наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;
- использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал;
- постановка существенных целей и задач деятельности;
- расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные ниже примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание?
1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно резвым характером и неспособностью к прилежанию, но, познакомившись с началами математики, стал другим человеком, а впоследствии - ученым.
2. Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке, но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что вызвало сильнейшее сердцебиение, из-за которого ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, чтобы вздохнуть свободно; в итоге он стал картезианцем.
3. Когда мысль И. Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.
3. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняют образный материал, другие - словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот и другой. Определите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном типах памяти:
|
|
- сталевары помнят множество оттенков красного цвета;
- математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы;
- продавец помнит цены и вид продукта определенного веса;
- студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу;
- закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика;
- живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости;
- жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»;
- музыкант по слуху может наиграть любую мелодию;
- пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;
- учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений;
- полиглот свободно владеет 12 языками;
- читатель, случайно захлопнув книгу, легко находит место, на котором остановился;
- приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.
Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие к продуктам активного воображения?
- мечта;
- образы сновидений;
- образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации;
- образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий;
- образы, направленные на решение творческой задачи; образы, не связанные с волей.
5. Определите особенности, характеризующие язык и речь:
- наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств;
- исторически сложившиеся нормы средств общения; индивидуальные особенности произношения, стиля словаря;
- средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;
- использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.
Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.
Особенности:
- речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.);
- речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения;
- речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно;
- в значительной степени непроизвольная речь;
- заранее планируемая речь; грамматически бессвязная форма речи;
- речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников;
- речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.
7. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
а) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший отчетливо ощутил его;
б) при обтирании лица холодной водой, острота зрения повышается;
в) В зале включены люстры, которые дают освещенность в две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность измениться на двадцать пять люксов?
г) А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в цвета.
д) В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, - отмечает автор, - у Артура стало кисло во рту».
8. Какая закономерность восприятия проявляется в каждом примере:
а) человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление;
|
|
б) слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический оркестр или один рояль.
9. Зарубежные психологи проводили эксперименты со строгой сенсорной депривацией. Помещали испытуемых в отдельные боксы, на удобные кушетки. На глаза им надевали очки, рассеивающие свет. На уши - аудиофоны, не позволяющие слышать даже собственную речь. На руки - футляры, исключающие осязательные восприятия. У людей через несколько часов начались галлюцинации. Один увидел «процессию белок, марширующую по снежному полю, с мешками через плечо». Другой – «поле ядовитых грибов, на ножке одного из которых отражался солнечный свет» и т.д. Какая закономерность лежит в основе этого факта?