Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Сестринский процесс
При заболеваниях органов пищеварения
учебное пособие для студентов
Иркутск
ИГМУ
2015
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета
ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России
в качестве учебного пособия
для студентов педиатрического факультета
(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)
Составитель:
С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.
.
Рецензенты:
Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
В.А. Новожилов -д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.
С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.
|
|
Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
2
Оглавление | |
Список сокращений | 3 |
Значение изучения темы | 4 |
Формирование системы пищеварения | 5 |
Дисфункция гепатобилиарного тракта | 6 |
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей | 8 |
Сестринский процесс при остром гастрите | 11 |
Сестринский процесс при язвенной болезни | 13 |
Ситуационные задачи | 15 |
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний | 19 |
Рекомендуемая литература | 21 |
Список сокращений
АД – артериальное давление
ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта
ДПК – двенадцатиперстная кишка
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЖП – желчный пузырь
Нр – Helicobacter pylori
ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия
ЦНС – центральная нервная система
ЧДД – частота дыхательных движений
ЯБ – язвенная болезнь
Значение изучения темы:
Учебные и воспитательные цели
Общая цель занятия:
- сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;
- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;
|
|
- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению;
- изучить особенности сестринского процесса при заболеваниях органов пищеварения. Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих
компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:
ОК -1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы ипроцессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспектыврачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальныйосмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту … больного ребенка и подростка
3
ПК-11 способностью и готовностью использовать методы оценки природных имедико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
ПК-12 способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением
и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку…
ПК-17 способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основныепатологические симптомы … заболеваний, используя знания основ медико-биологических … дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом … выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
Цели занятия:
обучающийся должен знать:
· важнейшие понятия и определения «Сестринского дела»;
· основные причины и общие закономерности возникновения и развития теоретических подходов к сестринскому делу в мире;
· основные требования по сохранению врачебной тайны
· психологические особенности ребенка и родителей в условиях заболевания, в т.ч. при госпитализации
· анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей различного возраста и подростков;
· основы воспитания и организации здорового образа жизни;
· особенности методики исследования системы пищеварения детей и подростков;
· основные синдромы поражения органов пищеварения у детей и подростков;
Уметь
· грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам теории сестринского дела;
· различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;
· создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;
· устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;
· собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;
|
|
· оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;
4
· провести клиническое обследование системы пищеварения у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;
· консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения;
· проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;
· общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;
· выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.
Владеть
· медицинской этикой и деонтологией;
· чутким отношениям к пациентам и их родственникам;
· методами психологической коррекции при организации охранительного режима в условиях лечебно-профилактических учреждений;
· методикой общего осмотра и осмотра отдельных частей тела
· методами измерения антропометрических показателей (массы, роста);
· методикой измерения температуры тела;
· методикой исследования пульса;
· методикой измерения артериального давления;
· методами пропаганды здорового образа жизни;
· осознавать здоровье как ценность;
· методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов пищеварения.
Формирование системы пищеварения
Формирование органов пищеварения начинается с 3–4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки (внутренняя полость зародыша) образуется первичная кишка.
На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется.
У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать на 16–20-й неделе внутриутробной жизни:
* уже выражен глотательный рефлекс;
* в слюнных железах обнаруживается амилаза: участвует в процессе пищеварения;
* в желудочных – пепсиноген: расщепляет в процессе пищеварения белки и пептиды;
* в тонкой кишке – секретин: стимулирует работу поджелудочной железы.
|
|