Формирование системы пищеварения

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Сестринский процесс

 

При заболеваниях органов пищеварения

 

 

учебное пособие для студентов


 

Иркутск

ИГМУ

2015




УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73

 

 

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета

ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

в качестве учебного пособия

для студентов педиатрического факультета

(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)

 

 

Составитель:

 

С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.

 

.

 

Рецензенты:

 

Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

В.А. Новожилов -д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.

 

 

С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.

 

Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.

 

 

УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73


 

2


Оглавление  
Список сокращений 3
Значение изучения темы 4
Формирование системы пищеварения 5
Дисфункция гепатобилиарного тракта 6
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей 8
Сестринский процесс при остром гастрите 11
Сестринский процесс при язвенной болезни 13
Ситуационные задачи 15
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний 19
Рекомендуемая литература 21

 

 

Список сокращений

АД – артериальное давление

ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта

ДПК – двенадцатиперстная кишка

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЖП – желчный пузырь

Нр – Helicobacter pylori

ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия

ЦНС – центральная нервная система

ЧДД – частота дыхательных движений

ЯБ – язвенная болезнь

 

 

Значение изучения темы:



Учебные и воспитательные цели

 

Общая цель занятия:

- сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;

- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению;

- изучить особенности сестринского процесса при заболеваниях органов пищеварения. Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих

компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) «педиатрия»:

 

ОК -1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы ипроцессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспектыврачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальныйосмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований … у больных детей и подростков, написать медицинскую карту … больного ребенка и подростка


 

3


ПК-11 способностью и готовностью использовать методы оценки природных имедико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК-12 способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением

 

и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку…

ПК-17 способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основныепатологические симптомы … заболеваний, используя знания основ медико-биологических … дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом … выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

 

Цели занятия:

обучающийся должен знать:

 

· важнейшие понятия и определения «Сестринского дела»;

 

· основные причины и общие закономерности возникновения и развития теоретических подходов к сестринскому делу в мире;

 

· основные требования по сохранению врачебной тайны

 

· психологические особенности ребенка и родителей в условиях заболевания, в т.ч. при госпитализации

 

· анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей различного возраста и подростков;

 

· основы воспитания и организации здорового образа жизни;

 

· особенности методики исследования системы пищеварения детей и подростков;

 

· основные синдромы поражения органов пищеварения у детей и подростков;

 



Уметь

 

· грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам теории сестринского дела;

 

· различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;

 

· создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;

 

· устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;

 

· собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

 

· оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;


 

4


· провести клиническое обследование системы пищеварения у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;

 

· консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения;

 

· проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;

 

· общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;

 

· выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.

 



Владеть

 

· медицинской этикой и деонтологией;

 

· чутким отношениям к пациентам и их родственникам;

 

· методами психологической коррекции при организации охранительного режима в условиях лечебно-профилактических учреждений;

 

· методикой общего осмотра и осмотра отдельных частей тела

 

· методами измерения антропометрических показателей (массы, роста);

 

· методикой измерения температуры тела;

 

· методикой исследования пульса;

 

· методикой измерения артериального давления;

 

· методами пропаганды здорового образа жизни;

 

· осознавать здоровье как ценность;

 

· методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов пищеварения.

 

 

Формирование системы пищеварения

 

Формирование органов пищеварения начинается с 3–4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки (внутренняя полость зародыша) образуется первичная кишка.

На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется.

У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать на 16–20-й неделе внутриутробной жизни:

* уже выражен глотательный рефлекс;

* в слюнных железах обнаруживается амилаза: участвует в процессе пищеварения;

* в желудочных – пепсиноген: расщепляет в процессе пищеварения белки и пептиды;

* в тонкой кишке – секретин: стимулирует работу поджелудочной железы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: