Лексические нормы
Лексические нормы определяют выбор слова в соответствии с его значением и уместность применения слова в данном тексте в сочетании с другими словами. В речи слова вступают в различные отношения друг с другом.
Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость. При построении высказывания слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями. Например, в приводимых ниже предложениях нарушена лексическая сочетаемость:
Наступила война. Наступает то, что закономерно, неизбежно: наступает утро, наступает весна. Поэтому следовало сказать: началась война.
Нередко затруднения в выборе слова связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов – паронимов.
В экзаменационной работе на примере паронимов проверяются умения употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, также проверяются умения производить лексический анализ слова в контексте.
|
|
Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные по звучанию (адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление; адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление).
Примеры предложений с паронимами:
1. Правильно: Сытый волк смирнее завистливого человека. Сытый голодного не разумеет. Сытое брюхо к ученью глухо. Неправильно: Сено в стогу – сытный корм врагу.
2. Правильно: В заколдованном царстве все уснуло по прихоти злой феи. Не по злой воле он допускал промахи и ошибки. Человек он был злой. Неправильно: Злостные браконьеры являются уголовными преступниками.
Запомните
При отработке навыков выполнения задания необходимо пользоваться словарями паронимов и толковыми словарями.
При определении лексического значения слова необходимо учитывать контекст - предложение, в котором оно употребляется.
Лектории выполняют большую роль. Роль играют, а не выполняют. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. Недостатки предложения: не витражи, а витрины; лишнее слово стеклянные; вместо посетители лучше покупатели.
Необходимо повторить паронимические пары
Абстракция - абстрактность | Оделить – обделить | |
Благодарный - благодарственный | Огреть – обогреть | |
Будний – будничный | Основать – обосновать | |
Безответный - безответственный | Дуреть – дурить | |
Вакация - вакансия | Тяготеть – тяготить | |
Воспитательский – воспитательный | Раздеть – разодеть | |
Верить – веровать | Опечатать – отпечатать | |
Добровольный – добровольческий | Дерзать – дерзить | |
Двуручный – двурушный | Сыскать - снискать | |
Похвала – похвальба | Высокий – высотный | |
Фабрикат – фабрикант | Усвоить – освоить | |
Описка – отписка | Особый – особенный | |
Реалия – реальность | Разный – различный | |
Невежа – невежда | Близкий - ближний | |
Довольство – довольствие | Виновный – виноватый | |
Парламентер – парламентарий | Теневой – тенистый | |
Советник – советчик | Провести – произвести | |
Мелодия – мелодика | геройский - героический | |
Поступок – проступок | Ледовый - ледяной | |
Отчетливость – отчетность | Вечный - вековой | |
Наследие – наследство | Единый – единичный | |
Угодный – угодливый | гуманный - гуманитарный | |
Надувательный – надувательский | Водный – водянистый | |
Царский – царственный | Поэтический – поэтичный | |
Ответный – ответственный | Пластический – пластичный | |
Памятливый – памятный | Романтический – романтичный | |
Скрытый – скрытный | Сломанный – сломленный | |
Понятный – понятливый | Целый – цельный | |
Праздный – праздничный | Эстетический – эстетичный | |
Отрекаться – отрешаться | Тактический - тактичный |
Морфологические нормы
|
|
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.
Особенности употребления и образования форм
Имён прилагательных
Может вызвать трудности образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных, а также использование этих форм в речи.
Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный — умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс -е и происходит чередование согласных: мягкий — мягче, строгий — строже, тихий — тише, богатый — богаче, молодой — моложе, густой — гуще, низкий — ниже. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше, далёкий — дальше, долгий — дольше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.
Значение сравнения может быть выражено с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.
Внимание! Абсолютно недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно. Нельзя: эта задача более труднее, чем предыдущая; он самый величайший поэт. Правильно: эта задача труднее, чем предыдущая или эта задача более трудная, чем предыдущая; он величайший поэт или он самый великий поэт. Это относится и к употреблению наречий: нельзя говорить бежит более быстрее, правильно бежит быстрее или бежит более быстро.
Но: самый лучший, самый худший.
Необходимо учитывать, что не от всех качественных прилагательных образуются степени сравнения вообще (например, слова бессмертный, слепой в силу их значения нельзя использовать в сравнительной степени) и с помощью суффиксов в частности. В этом случае для выражения сравнения можно использовать слова более, менее, самый: более срочный, менее хмурый, самый юный.
Прилагательные в сравнительной степени употребляются с существительными в родительном падеже (апельсины слаще лимонов) или с союзом чем (сегодня погода теплее, чем вчера).
|
|
Особенности употребления и образования форм
Имён числительных
Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом в составных и сложных количественных числительных должна изменяться каждая часть: выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями. Числительное тысяча изменяется как существительное первого склонения. Числительные сорок и сто в косвенных падежах имеют только одну форму — сорока, ста; но в составе сложных числительных сто изменяется иначе: трёхсот, трёмстам, тремястами, о трёхстах.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть (как прилагательные): две тысячи четырнадцатый год — к две тысячи четырнадцатому году — до две тысячи четырнадцатого года.
Собирательные числительные (от двух до десяти) используются только со следующими существительными:
а) называющими лиц мужского пола (пятеро друзей, четверо сыновей);
б) имеющими только форму множественного числа (трое джинсов, двое шорт);
в) дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят);
г) с личными местоимениями (нас двое, их пятеро);
д) а также когда они сами выступают в роли существительного (вошли двое, трое в серых шинелях).
Внимание! Сочетания составных числительных с существительными, не имеющими формы единственного числа типа 22 суток — двадцать двое суток недопустимы. Правильно: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, двадцать четыре пары брюк, ясли в количестве двадцати четырёх.
Слова оба, полтора имеют две родовые формы: оба друга (с обоими друзьями), полтора года, оба задания, полтора яблока и обе задачи (обех задач, обеими задачами), полторы тысячи. Стоит обратить внимание на то, что слова полтора, полторы, полтораста в косвенных падежах (кроме винительного) имеют форму полутора, полутораста (не прошло полутора часов, располагаю полутора тысячами рублей, разослали квитанции полутораста абонентам).
|
|
В словосочетаниях с существительными в именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (построено шестьдесят домов); в косвенных падежах числительное согласуется с главным словом, выраженным именем существительным (о шестидесяти домах). Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление: миллион жителей, для миллиона жителей, о миллионе жителей.
После числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два яблока, три эпизода), а после числительных от пяти и далее — множественного (пять яблок, двенадцать эпизодов). Числительные полтора, полтораста в именительном и винительном падежах управляют существительными в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа: пригласил полтора десятка учеников — беседовал с полутора десятками учеников.