Особенности употребления и образования форм

Лексические нормы

Лексические нормы определяют выбор слова в соответствии с его значением и уместность применения слова в данном тексте в сочетании с другими словами. В речи слова вступают в различные отношения друг с другом.

Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость. При построении высказывания слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями. Например, в приводимых ниже предложениях нарушена лексическая сочетаемость:

Наступила война. Наступает то, что закономерно, неизбежно: наступает утро, наступает весна. Поэтому следовало сказать: началась война.

Нередко затруднения в выборе слова связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов – паронимов.

В экзаменационной работе на примере паронимов проверяются умения употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, также проверяются умения производить лексический анализ слова в контексте.

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные по звучанию (адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление; адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление).

Примеры предложений с паронимами:

1. Правильно: Сытый волк смирнее завистливого человека. Сытый голодного не разумеет. Сытое брюхо к ученью глухо. Неправильно: Сено в стогу – сытный корм врагу.

2. Правильно: В заколдованном царстве все уснуло по прихоти злой феи. Не по злой воле он допускал промахи и ошибки. Человек он был злой. Неправильно: Злостные браконьеры являются уголовными преступниками.

      Запомните

       При отработке навыков выполнения задания необходимо пользоваться словарями паронимов и толковыми словарями.

       При определении лексического значения слова необходимо учитывать контекст - предложение, в котором оно употребляется.

Лектории выполняют большую роль. Роль играют, а не выполняют. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. Недостатки предложения: не витражи, а витрины; лишнее слово стеклянные; вместо посетители    лучше покупатели.

 

Необходимо повторить паронимические пары

Абстракция - абстрактность Оделить – обделить
Благодарный - благодарственный Огреть – обогреть
Будний – будничный Основать – обосновать
Безответный - безответственный Дуреть – дурить
Вакация - вакансия Тяготеть – тяготить
Воспитательский – воспитательный Раздеть – разодеть
Верить – веровать Опечатать – отпечатать
Добровольный – добровольческий Дерзать – дерзить
Двуручный – двурушный Сыскать - снискать
Похвала – похвальба Высокий – высотный
Фабрикат – фабрикант Усвоить – освоить
Описка – отписка Особый – особенный
Реалия – реальность Разный – различный
Невежа – невежда Близкий - ближний
Довольство – довольствие Виновный – виноватый
Парламентер – парламентарий Теневой – тенистый
Советник – советчик Провести – произвести
Мелодия – мелодика геройский - героический
Поступок – проступок Ледовый - ледяной
Отчетливость – отчетность Вечный - вековой
Наследие – наследство Единый – единичный
 Угодный – угодливый гуманный - гуманитарный
Надувательный – надувательский Водный – водянистый
Царский – царственный Поэтический – поэтичный
Ответный – ответственный Пластический – пластичный
Памятливый – памятный Романтический – романтичный
Скрытый – скрытный Сломанный – сломленный
Понятный – понятливый Целый – цельный
Праздный – праздничный Эстетический – эстетичный
Отрекаться – отрешаться Тактический - тактичный

Морфологические нормы

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

Особенности употребления и образования форм

Имён прилагательных

Может вызвать трудности образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных, а также использование этих форм в речи.

Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный — умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс -е и происходит чередование согласных: мягкий — мягче, строгий — строже, тихий — тише, богатый — богаче, молодой — моложе, густой — гуще, низкий — ниже. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше, далёкий — дальше, долгий — дольше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.

Значение сравнения может быть выражено с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.

Внимание! Абсолютно недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно. Нельзя: эта задача более труднее, чем предыдущая; он самый величайший поэт. Правильно: эта задача труднее, чем предыдущая или эта задача более трудная, чем предыдущая; он величайший поэт или он самый великий поэт. Это относится и к употреблению наречий: нельзя говорить бежит более быстрее, правильно бежит быстрее или бежит более быстро.

Но: самый лучший, самый худший.

Необходимо учитывать, что не от всех качественных прилагательных образуются степени сравнения вообще (например, слова бессмертный, слепой в силу их значения нельзя использовать в сравнительной степени) и с помощью суффиксов в частности. В этом случае для выражения сравнения можно использовать слова более, менее, самый: более срочный, менее хмурый, самый юный.

Прилагательные в сравнительной степени употребляются с существительными в родительном падеже (апельсины слаще лимонов) или с союзом чем (сегодня погода теплее, чем вчера).

Особенности употребления и образования форм

Имён числительных

Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом в составных и сложных количественных числительных должна изменяться каждая часть: выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями. Числительное тысяча изменяется как существительное первого склонения. Числительные сорок и сто в косвенных падежах имеют только одну форму — сорока, ста; но в составе сложных числительных сто изменяется иначе: трёхсот, трёмстам, тремястами, о трёхстах.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть (как прилагательные): две тысячи четырнадцатый год — к две тысячи четырнадцатому году — до две тысячи четырнадцатого года.

Собирательные числительные (от двух до десяти) используются только со следующими существительными:

а) называющими лиц мужского пола (пятеро друзей, четверо сыновей);

б) имеющими только форму множественного числа (трое джинсов, двое шорт);

в) дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят);

г) с личными местоимениями (нас двое, их пятеро);

д) а также когда они сами выступают в роли существительного (вошли двое, трое в серых шинелях).

Внимание! Сочетания составных числительных с существительными, не имеющими формы единственного числа типа 22 суток — двадцать двое суток недопустимы. Правильно: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, двадцать четыре пары брюк, ясли в количестве двадцати четырёх.

Слова оба, полтора имеют две родовые формы: оба друга (с обоими друзьями), полтора года, оба задания, полтора яблока и обе задачи (обех задач, обеими задачами), полторы тысячи. Стоит обратить внимание на то, что слова полтора, полторы, полтораста в косвенных падежах (кроме винительного) имеют форму полутора, полутораста (не прошло полутора часов, располагаю полутора тысячами рублей, разослали квитанции полутораста абонентам).

В словосочетаниях с существительными в именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (построено шестьдесят домов); в косвенных падежах числительное согласуется с главным словом, выраженным именем существительным (о шестидесяти домах). Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление: миллион жителей, для миллиона жителей, о миллионе жителей.

После числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два яблока, три эпизода), а после числительных от пяти и далее — множественного (пять яблок, двенадцать эпизодов). Числительные полтора, полтораста в именительном и винительном падежах управляют существительными в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа: пригласил полтора десятка учеников — беседовал с полутора десятками учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: