Задание 53. Определите у выделенных глаголов форму лица и значение этой формы

1. — Каштанка, пойдем! 2. Теперь Гриша! с удовольствием бы поднял стеклышко, которое валяется под ногами и сверкает... но он боится, что его опять ударят по руке. 3. У столяра в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. 4. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он дает много есть. 5. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Каштанка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку. 6. Кот вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош своё искусство, полез на спину свиньи.

1. Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим. 2. Каштанка не понимала, что говорит хозяин. 3. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан. 4. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. 5. Тут много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и жарит котлеты. 6. Каштанка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

Классификация глаголов по отношению к категории лица

Личные глаголы Безличные глаголы
1. Изменяются по лицам. 2. Имеют личные (лук пахнет) и иногда безличные формы (пахнет клеем). 1. Не изменяются по лицам. 2. Имеют только безличные формы (светает, смеркается).

Парадигма безличных глаголов

  Инфинитив Настоящее время Будущее  время Прошедшее время Сослагательное наклонение
НСВ + светать + светает Будет светать + светало + светало бы
СВ + рассветёт + рассвело + рассвело бы

Задание 54. Распределите глаголы на 2 группы: 1) личные, 2) безличные. Образуйте от каждого из глаголов все возможные формы. Определите тип недостаточных глаголов.

Дуть, светлеть, зеленеть, тошнить, ржаветь, спать, холодать, спать, стекленеть, писать, победить, темнеть.

Переходность глагола

Признаки Переходный (П) глагол Непереходный (НП) глагол
Семантический     Обозначают   1)действие, переходящее на объект и производящее в нём какие-либо изменения (распилить дрова); 2)восприятие, узнавание, чувствование, направленное на другой предмет (слышать звуки).  НЕ обозначают действия или чувства, переходящего на объект Обозначают движение \ положение в пространстве; физическое \ нравственное состояние; изменение в состоянии; восприятие, чувствование, узнавание, не направленное на другой предмет (радоваться, бежать, болеть).
Морфологический Образуют страдательные причастия настоящего и прошедшего времени: (распиленный, слышимый) Не образуют страдательных причастий (кроме глаголов управлять, командовать, руководить, препятствовать).
  Синтаксический     МОГУТ управлять винительным падежом прямого объекта (читать книгу), а также родительным отрицания (не читал книги) и родительным партитивным (подай воды). НЕ МОГУТ управлять винительным падежом прямого объекта, а также родительным отрицания и родительным партитивным.

       Среди переходных глаголов выделяются каузативные глаголы (каузативы). Каузативные глаголы - это глаголы, имеющие значения причины (повода) для совершения действия, напр.: поить (вызывать действие, производимое глаголом пить), кормить (вызывать действие производимое глаголом есть), гноить (вызывать действие, производимое глаголом гнить).

Задание 55. Определите переходность – непереходность глагола. Вставьте пропущенные буквы.

    Снегирёв почти обезум_л от страха, что умрёт его мальчик. Горничная принесла ему записку, которая его совершенно обезум_ла. На другой день он пробовал встать и не мог: до такой степени обессил_л. У всех на памяти была опустошительная война, когда обезлюд_ла Германия. Дворяне в уезде обезземел_ли. Парень ехал в гости к брату и обезденеж_л в пути. Страдания и бессонные ночи обессил_ли больного. Колонизаторы обезлюд_ли целые районы, обесплод_ли прекрасные земли. Когда-то здесь красовались густые рощи ценных пород деревьев, теперь же эти места совершенно обезлес_ли.

Залог глагола

Действительный залог Страдательный залог
Глаголы действительного залога обозначают действие безобъектное или направленное на объект, выраженный дополнением.     Действие не направлено на подлежащее. Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на объект (выраженный подлежащим), представляется как пассивный признак объекта. Говорящий имеет возможность подчеркнуть, что в смысловой структуре предложения, включающего форму страдательного залога, важнее значение объекта, а не субъекта. Действие направлено на подлежащее.
Глаголы действительного залога образуют активную конструкцию Глаголы страдательного залога образуют пассивную конструкцию

Пассивная конструкция

Кол-во компонентов Подлежащее Сказуемое Дополнение
  И.п. объекта НВС - глагол с СЯ (залоговая форма) или краткое страдательное причастие настоящего времени. СВ - краткое страдательное причастие прошедшего времеии Т.п. субъекта
3 Дом Строится рабочими
2 Дом Строится (...)
2 Пыль Вытирается (тряпкой) (...)
2 Нормы (поведения) должны соблюдаться (...)
2 Ты была любима (...)
2 Дом Построен (...)
2 Нормы должны быть соблюдены (...)
1 Предполагалось, что (...)


Активная конструкция

Кол-во компонентов Подлежащее Сказуемое Дополнение
  И.п. субъекта Любое, кроме возвратной формы глагола В.п.объекта
3 Рабочие Строят дом
2 (,,,)  считают цыплят (по осени)
2 Он Прочитает  (...)[15]
2 Он Смеётся
1 (мне) думается

Задание 56. Определите залог глагола.

    1.Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом. 2. Они стали встречаться. 3. Поутру над её брегами теснился кучами народ, любуясь брызгами, горами. 4. Челны с разбега стёкла бьют кормой. 5. Корабли толпой к богатым пристаням стремятся. 6. И пленника младого грудь тяжёлой взволновалась думой. 7. Надо добраться до Феодосии пораньше и заправиться в порту бензином. 8.Он любовался красотой одежды бранной и простой. 9. Глухо вторится горами далёкий топот табунов. 10. Бывало, в светлый Баиран сберутся юноши толпою. 11. Котёнок царапается. 12. Тёмно-зелёными садами её покрылись острова. 13. Справедливо считается, что новый учебный материал усваивается хорошо только после того, как он хорошо понят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: