1. — Каштанка, пойдем! 2. Теперь Гриша! с удовольствием бы поднял стеклышко, которое валяется под ногами и сверкает... но он боится, что его опять ударят по руке. 3. У столяра в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. 4. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он дает много есть. 5. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Каштанка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку. 6. Кот вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош своё искусство, полез на спину свиньи.
1. Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим. 2. Каштанка не понимала, что говорит хозяин. 3. Если взглянуть под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан. 4. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцами. 5. Тут много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и жарит котлеты. 6. Каштанка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
Классификация глаголов по отношению к категории лица
Личные глаголы | Безличные глаголы |
1. Изменяются по лицам. 2. Имеют личные (лук пахнет) и иногда безличные формы (пахнет клеем). | 1. Не изменяются по лицам. 2. Имеют только безличные формы (светает, смеркается). |
Парадигма безличных глаголов
Инфинитив | Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время | Сослагательное наклонение | |
НСВ | + светать | + светает | Будет светать | + светало | + светало бы |
СВ | — | — | + рассветёт | + рассвело | + рассвело бы |
Задание 54. Распределите глаголы на 2 группы: 1) личные, 2) безличные. Образуйте от каждого из глаголов все возможные формы. Определите тип недостаточных глаголов.
Дуть, светлеть, зеленеть, тошнить, ржаветь, спать, холодать, спать, стекленеть, писать, победить, темнеть.
Переходность глагола
Признаки | Переходный (П) глагол | Непереходный (НП) глагол |
Семантический | Обозначают 1)действие, переходящее на объект и производящее в нём какие-либо изменения (распилить дрова); 2)восприятие, узнавание, чувствование, направленное на другой предмет (слышать звуки). | НЕ обозначают действия или чувства, переходящего на объект Обозначают движение \ положение в пространстве; физическое \ нравственное состояние; изменение в состоянии; восприятие, чувствование, узнавание, не направленное на другой предмет (радоваться, бежать, болеть). |
Морфологический | Образуют страдательные причастия настоящего и прошедшего времени: (распиленный, слышимый) | Не образуют страдательных причастий (кроме глаголов управлять, командовать, руководить, препятствовать). |
Синтаксический | МОГУТ управлять винительным падежом прямого объекта (читать книгу), а также родительным отрицания (не читал книги) и родительным партитивным (подай воды). | НЕ МОГУТ управлять винительным падежом прямого объекта, а также родительным отрицания и родительным партитивным. |
Среди переходных глаголов выделяются каузативные глаголы (каузативы). Каузативные глаголы - это глаголы, имеющие значения причины (повода) для совершения действия, напр.: поить (вызывать действие, производимое глаголом пить), кормить (вызывать действие производимое глаголом есть), гноить (вызывать действие, производимое глаголом гнить).
Задание 55. Определите переходность – непереходность глагола. Вставьте пропущенные буквы.
Снегирёв почти обезум_л от страха, что умрёт его мальчик. Горничная принесла ему записку, которая его совершенно обезум_ла. На другой день он пробовал встать и не мог: до такой степени обессил_л. У всех на памяти была опустошительная война, когда обезлюд_ла Германия. Дворяне в уезде обезземел_ли. Парень ехал в гости к брату и обезденеж_л в пути. Страдания и бессонные ночи обессил_ли больного. Колонизаторы обезлюд_ли целые районы, обесплод_ли прекрасные земли. Когда-то здесь красовались густые рощи ценных пород деревьев, теперь же эти места совершенно обезлес_ли.
Залог глагола
Действительный залог | Страдательный залог |
Глаголы действительного залога обозначают действие безобъектное или направленное на объект, выраженный дополнением. Действие не направлено на подлежащее. | Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на объект (выраженный подлежащим), представляется как пассивный признак объекта. Говорящий имеет возможность подчеркнуть, что в смысловой структуре предложения, включающего форму страдательного залога, важнее значение объекта, а не субъекта. Действие направлено на подлежащее. |
Глаголы действительного залога образуют активную конструкцию | Глаголы страдательного залога образуют пассивную конструкцию |
Пассивная конструкция
Кол-во компонентов | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
И.п. объекта | НВС - глагол с СЯ (залоговая форма) или краткое страдательное причастие настоящего времени. СВ - краткое страдательное причастие прошедшего времеии | Т.п. субъекта | |
3 | Дом | Строится | рабочими |
2 | Дом | Строится | (...) |
2 | Пыль | Вытирается (тряпкой) | (...) |
2 | Нормы (поведения) | должны соблюдаться | (...) |
2 | Ты | была любима | (...) |
2 | Дом | Построен | (...) |
2 | Нормы | должны быть соблюдены | (...) |
1 | — | Предполагалось, что | (...) |
Активная конструкция
Кол-во компонентов | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
И.п. субъекта | Любое, кроме возвратной формы глагола | В.п.объекта | |
3 | Рабочие | Строят | дом |
2 | (,,,) | считают | цыплят (по осени) |
2 | Он | Прочитает | (...)[15] |
2 | Он | Смеётся | — |
1 | — | (мне) думается | — |
Задание 56. Определите залог глагола.
1.Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом. 2. Они стали встречаться. 3. Поутру над её брегами теснился кучами народ, любуясь брызгами, горами. 4. Челны с разбега стёкла бьют кормой. 5. Корабли толпой к богатым пристаням стремятся. 6. И пленника младого грудь тяжёлой взволновалась думой. 7. Надо добраться до Феодосии пораньше и заправиться в порту бензином. 8.Он любовался красотой одежды бранной и простой. 9. Глухо вторится горами далёкий топот табунов. 10. Бывало, в светлый Баиран сберутся юноши толпою. 11. Котёнок царапается. 12. Тёмно-зелёными садами её покрылись острова. 13. Справедливо считается, что новый учебный материал усваивается хорошо только после того, как он хорошо понят.