Задание 76. Определите наклонение и время глагола. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу

    1. Если выда__тся тёплый денёк, уедем за город. Наша поездка, возможно, уда__ся. Наша поездка не может не уда__ся. Как только разда__ся выстрел, мы выйдем из засады. Ему не уда__ся осуществить этот план. Такой план вообще не может уда__ся. Враг отказывается сда__ся, но после нашей атаки он сда__ся. Я готов был преда__ся отчаянью. Я не думаю, что такой кружок созда __ ся, но он может, конечно, созда__ся. Если лов не зада__ся, рыбаки возвращаются ни с чем. Каждому возда__ся по заслугам. Если пловец отда__ся воле волн, гибель не минует его. Я думаю, что влечение к музыке переда__тся моему сыну, оно не может не переда__ся.

    У нас каждый трудит_ся и должен трудит_ся. Мы решили учит_ся и каждый из нас старательно учит_ся. Я ничего не хочу – остав_те меня в покое. Что наяву бредит_ся, то и во сне грезит_ся. Боят_ся волков – быть без грибов. Уваж_те старика! Не потрудит_ся, так и хлеб не родит_ся. Не играй с огнём, можешь и обжеч_ся. Станеш_ торопит_ся, из рук дело повалит_ся. В письмах всё не скажет_ся и всё не услышит_ся. Умел ошибит_ся, умей и поправит_ся. Скажи-ка, что глаза ей портить не годит_ся. Хочеш_ - останеш_ся век мужиком, сможеш_ – под небо взовьёш_ся орлом. Сделай милость, поклонис_, потеш _ старика! Ведь ты мне какую обиду сделал! А поклониш_ся, всё мне легче будет! Цех должен включит_ся в выполнение задания и, конечно, включит_ся.

Задание 77. Выполните полный морфологический глагол глаголов.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру: душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

Вот то-то, все вы наглецы, спросили бы как делали отцы, учились бы, на старших глядя.

ПРИЧАСТИЕ

Признаки причастия

Семантический признак Морфологический признак Синтаксический признак
Обозначает признак предмета по действию. Выражает это значения в категориях вида, залога, переходности, времени, а также в  синтаксически обусловленных словоизменительных категориях рода, числа, падежа. Отвечает на вопросы какой?, что делающий? Согласуется с существительным. Является определением.

       Как видим, причастия обладают признаками прилагательного и глагола. Это обстоятельство служит основанием для неоднозначного решения вопроса о частеречном статусе причастий: в истории лингвистики причастия включали в состав имени прилагательного[18], рассматривали как атрибутивную глагольную форму[19], а также выделяли в качестве особой части речи[20]. 

 

Формообразование причастий

Действительный залог

Страдательный залог

Настоящее время прошедшее время настоящее время прошедшее время
Основа настоящего времени + суффикс -ущ-\-ющ-, -ащ-\-ящ- Основа инфинитива + суффикс -вш-, -ш- Основа настоящего времени + суффикс -ем-\ -им- Основа инфинитива + суффикс -енн-,  -нн-, -т-

Задание 78. 1. Подберите производящее слово. Покажите словообразовательную структуру

Свойственный, китовый, морской, отрывной, мылкий, аховый, двойной.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

    Простёрши руку в вышине, за ним несётся всадник медный на звонко скач_щем коне. На мысли, дыш_щие силой, как жемчуг, нижутся слова, Колебл_щийся полёт бабочек над свежей зелене_щей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. Ребята, кле_щие коробочки для игрушек, отказывались вырезывать звёзды. Сидел я и вдруг, знаете ли, почувствовал страшную кол_щую боль в боку. Рыбьей чешуёй осыпаны и синие воды залива, лениво колыш_щиеся под осенним солнцем. Я заметил особый вид можжевельника, стел_щегося по земле длинными плетями. Едва брезж_щий рассвет не мог разбудить нас. Хозяева стро_щейся станции по очереди сменяются на руле. Сплошным во_щим потоком пошли снаряды высоко над полем. Боец взял винтовку и дотронулся до плеча дремл_щего товарища.

    Раста_вший снег; кле_вшие коробочки; обезлес_вшая местность; враги, обезлюд_вшие целые районы.

Выкач_н_ая из подвала вода, выкач_н_ая из подвала бочка. Замеш_н_ое вчера тесто, замеш_н_ые в коррупции чиновники. Вывал_н_ый из мешка груз, вывал_н_ый в морском песке. Завеш_н_ые портьерами окна, комната, завеш_н_ая картинами. Обиж_н_ый малыш, выровн_н_ая площадка.

 

Связь образования причастий с видом и переходностью глагола

Вид Переход-

Действительный залог

Страдательный залог

  ность наст.вр. Прош.вр. Наст.вр. прош. вр.
  НСВ   П + (обижающий) + (обижавший) + (обижаемый) — (кроме некоторых бесприставочных глаголов типа читать, жарить и т.п. )
СВ П + (обидевший) (обиженный)
НСВ НП + (спящий) + (спавший)
СВ НП + (проспавший)

Задание 79. От данных глаголов образуйте причастия.

Рисовать, нарисовать, мять, смять, смеяться, рассмеяться.

Задание 80. Определите часть речи

    1. Свойственный, китовый, морской, отрывной, мылкий, аховый, двойной.

2. В каких предложениях выделенные слова являются причастиями? 1. Торжественный вечер, посвященный школьному юбилею, открыл директор. Торжествующий победу своей любимой команды стадион гремел возгласами, песнями, овациями. 2. Зеленеющие под ясным солнцем до самого горизонта поля радовали глаз. Ветер гнал облака, и вода в озере казалась то серо-стальной, то зеленоватой. 3. Дремлющие над прудом ивы, казалось, стояли здесь с незапамятных времён. Дремучие леса покрывали когда-то места, где шумит теперь наш город. 4. Цветной узор в калейдоскопе завораживает не только ребёнка, но и взрослого. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и иногда ветер усыпает мой письменный стол их лепестками. 5. Письмо было написано печатными буквами и включало в себя рисунки, выполненные цветными карандашами. Неожиданно печатающее устройство отказало, поставив меня в затруднительное положение.

3. Никем не_ победимый, не_зависимый ни от чего, не_хожен_ые с давних пор, никем не _видимый, не_применимый давно, не_ видный издалека, не_видимый издалека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: