94. Охарактеризуйте словообразовательные отличия однокоренных глаголов. Сказываются ли эти отличия на их лексическом значении?
Jо́н у на́с гостʼи́л. Дава́j, проходʼа́шʼшʼиj чʼеловʼе́к, садʼи́сʼ, дак ты́ бу́дʼеш с на́мʼи гостʼи́тʼ. У мʼенʼа́ подру́шка нʼедʼе́лʼу гостʼи́ласʼ. Jа у Грʼи́шкʼи гостʼи́ласʼ, у брата́на своjево́. Сеj го́т и сʼемʼена́ нʼе верну́лисʼ. А бра́т-то сʼуда́ нʼе вʼе́рнʼет? То́ и мо́jуцца – мо́jут полы́. Jа́ в ба́jну ходʼи́ла, до ба́jны мы́ласʼ [стирала] да полоска́ла. Стира́тʼ на тʼа́ не́кому. Лʼудмʼи́ла стʼира́т на и́х. Jа цʼе́лыj дʼе́нʼ стʼира́jусʼ на нʼи́х. За́фтра мнʼе́ натʼ стʼира́цца, на́тʼ за́фтра стʼирну́тʼ. (Арх.)
95. Определите, к каким словообразовательным типам относятся наречия с приставкой до -. Охарактеризуйте различия в их продуктивности в говорах разных территорий:
|
|
1. До́воли ʼвдоволь, в большом количествеʼ, доперёд ʼсначала, раньше чего-н.ʼ, допряма́ ʼпрямо, откровенноʼ, дора́зу ʼсразу, не откладываяʼ, до́сыти ʼдо полного насыщенияʼ (Ряз.).
2. До́позда ʼдопозднаʼ, дополна́ ʼочень многоʼ, допосле́ду ʼдо самого концаʼ, до́сыта ʼдо полного насыщенияʼ, дота́мест ʼдо тех порʼ, доту́да ʼдо того местаʼ (Перм.).
3. Дово́ле ʼвдовольʼ, довчера́ ʼпозавчераʼ, до́густа ʼмного, в изобилииʼ, до́дни ʼрано утромʼ, доду́ры ʼмногоʼ, доды́рок ʼмногоʼ, доло́ни ʼв позапрошлом году (лони́ ʼв прошлом годуʼ), доно́нь ʼдо настоящего времениʼ, доо́позда ʼдопозднаʼ, доохо́ты ʼмногоʼ, дополна́ ʼмногоʼ, дополусебя́ ʼпо поясʼ, допопа́ду ʼдо упа́дуʼ, допраха́ ʼочень многоʼ, досего́ ʼраньше, преждеʼ, досло́ва ʼбез лишних словʼ, до́сыти ʼдо полного насыщенияʼ, досю́дни ʼдо сегодняшнего дняʼ, дося́пор ʼдо сих пор, донынеʼ, до́тонка ʼтщательноʼ, дотопля́ ʼдо того времени, пока не затоплена печьʼ, доту́га ʼочень многоʼ, доува́лу ʼдосытаʼ (Карел.)
96. Охарактеризуйте способ словобразования прилагательных и их словообразовательное значение.
Долгове́кий, долговоло́сый, долгозу́бый, долгоки́стный, долгокорённый, долгокры́лый, долгола́пый, долголе́тний, долголи́цый, долгоно́сый, долгоро́жий, долгору́кий, долгоспи́нный, долгоу́ший, долгохво́стый, долгоше́ий.
|
|
97. Определите способ словообразования и словообразовательные типы, к которым относятся существительные с значениями 1) ʼпраздник по поводу завершения строительства (или одного из его этапов) домаʼ, 2) ʼпраздник по поводу завершения сельскохозяйственных работʼ.
1. Домово́е, окладно́е (окладно́е бревно́ ʼпервое бревно срубаʼ), ма́тичное (ма́тица ʼосновное потолочное бревноʼ), коньково́е, князево́е (конёк, князёк ʼверхнее бревно на крыше домаʼ), дымово́е, печно́е.
2. Доко́сное, отко́сное, отжатно́е, обмоло́тное, ворохово́е (во́рох ʼкуча обмолоченного зернаʼ).
98. Определите средства словообразования многократных глаголов. Какие дополнительные морфонологические средства используются в говорах при их образовании?
У на́с нʼикто́ нʼе гла́жывалсʼа, ра́нʼшэ-то стару́хʼи гла́дʼилʼисʼ. Во́зʼат ны́нʼ лʼе́том, а ра́нʼшэ нʼе ва́жывалʼи. Как фсʼо́ басʼа́цʼа, нʼе ба́шывалʼисʼ. Мы́-то нʼе молотʼи́лʼи, нʼе мола́чʼивалʼи мы. Она́ нʼе ра́блʼивала, да ны́нʼе ро́бʼит в магазʼи́нʼе. Она́ нʼе гота́влʼивала, хозʼа́ин-от ма́стʼер гото́вʼитʼ-то. Бо́лʼко ступа́тʼ-то, бо́лʼко, jа́-то вʼе́к босʼико́м на у́лочʼку нʼе сту́плʼивала, фсʼо́ ф сапога́х. В войну́-то мно́го го́лода прʼи́нʼалʼи, фсʼего́ jеда́лʼи. На́до бы́ло ро́ш сʼе́jатʼ, а jа́ нʼе умʼе́jу, нʼе сʼева́ла. (Арх.)
99. В приведенных ниже контекстах выделены глаголы, имеющие в своем составе общерусские префиксы. Определите значения этих префиксов. Охарактеризуйте, как противопоставлены члены диалектного словообразовательного различия (фонемным составом префикса, его семантикой, характером соединения с глагольными основами).
1. Прʼи рʼебʼа́тах нʼе фску́порʼивала [банку]. Фску́чʼила грʼаду́-то. Jа у́тром фспаха́ла у ку́р, пахнʼи́ jеш̄о́. Jа́ как фспры́гнула. Па́рʼенʼ слʼезы́ нʼе вы́ронʼил, нʼе фспла́кал. Мужыкʼи́ ско́ро фсʼе фспомʼира́jут. Ку́цʼу зажгʼе́ш, и фспыла́jот. Фспомʼа́нʼеш, фсхохо́чʼеш крʼе́пко, шы́пко. Да опʼе́тʼ дʼе́фку фстрʼе́бовал, Лʼу́пку.
2. Одва́ ста́нʼеш, вы́катʼишсʼа с крова́тʼи. Гдʼе́ жэ тʼебʼе́ вы́поўсʼтʼи на э́ту го́ру! Когды́ двои́ма, так са́нкʼи нʼе та́к выпры́гʼиваjут. Высоко́ вылʼета́лʼи [на качелях]. Выjеж̄а́лʼи сʼуда́ пʼе́зʼена, с Пʼо́зы. И на лʼесʼи́ну вылʼеза́лʼи – нʼе вʼи́дно лʼи дʼерʼеву́шкʼи. То́жэ вы́тоцʼат и фсʼако вы́рʼисуjут. На́тʼ вʼе́сʼ вʼе́чʼер вы́пʼетʼ. Фсʼе тʼетра́дʼи вы́пʼисала.
3.Фку́сна рʼе́па была́ – заjе́шсʼа э́тоj запа́роj. Завʼаза́ласʼа ко мнʼе́ она́. Ты завлʼека́jешсʼа посторо́нʼимʼи дʼела́мʼи. Она́ поба́ловаласʼ и заврʼедʼи́ла ко́шку. Ра́нʼшэ вʼетʼ лʼу́дʼи бы́лʼи про́шʼе, што́ сʼеjчʼа́с, сʼеjчʼа́с забогатʼе́лʼи. Ва́с-то натʼ, каг завʼинʼи́лʼисʼа, за шкʼи́рку да на со́лнышко. Доро́гу заката́jут, jе́дʼеш, как хвосʼнʼо́т, мо́гут са́нʼи завʼерну́цʼе, вы́хвосʼнʼо. Jа́ блʼины́ забʼи́ла, пʼекʼи́тʼе блʼины́.
|
|
4. Нʼе избʼе́гаш, нʼицово́ нʼе напʼи́шэш. Молока́-то нʼе́ту, што онʼи́, страмнʼикʼи́, фсʼех коро́ф избʼи́лʼи, нарушы́лʼи. Поўсʼедʼмо́во избудʼи́лʼи jево́. У мʼенʼа́, подру́шкʼи, фсʼе сны́ избыва́jуца. Пуска́j дʼе́фка забʼерʼе́мʼенʼела, избʼешчʼе́сʼтʼила отца́-ма́тʼерʼ, сказа́ла нʼела́дно – избʼешчʼе́стʼила сама́ сʼебʼа́. Фсʼа́к про сʼебʼа́ стара́лсʼа: врʼе́мʼа избʼеру́т – сʼе́ток навʼа́жут. Фсʼа́ избʼе́днʼиласʼ, бʼеда́, а сама́-то ого́нʼ свʼе́тʼит. (Арх.)
100. Выделите в тексте глаголы с двойными префиксами. Назовите примеры, в которых 1) сочетание префиксов дает новый, более сложный смысл; 2) один из префиксов десемантизирован. Сделайте вывод об особенностях префиксального образования глаголов в говорах. Диалектное различие какого типа (противопоставленное или непротивопоставленное) образуют слова с двойными префиксами?
Ста́лʼи жытʼ, пока́ сын подвы́растʼет. (Псков.) Jоршы́шко-плутʼи́шко… в росто́сʼком о́зʼерʼе рож̄ы́лса, роспосʼелʼи́лса, сыновʼе́j жэнʼи́л, доцʼерʼе́j за́муш о́д̄ал. А жура́в ы попрʼизаду́малсʼа у́тром: напра́сно jа нʼе взʼа́л цаплʼи́-то за́муш. (Карел.) Он вы́побʼил jеjо́ ф сатку́. Нʼи́жныjе брʼо́вна вы́згнʼилʼи, кладу́т подру́п. И потпʼо́р двʼе́рʼи, нʼе вы́спустʼил. На ка́жноj нʼедʼе́лʼе трʼи́ пʼисʼма́ вы́посылала. Взʼала́ буты́лку завы́пʼила, окосʼе́ла – вот та́к нʼе хорошо́. Фсʼе́ потпʼиса́лʼисʼа, штобы jеjо́ софсʼе́м завы́сʼелʼитʼ. Телʼо́нок jеш̄ʼо́ боjево́j, так jеш̄ʼо́ завы́скочʼит. Заподва́лʼивало да запотха́жывало наро́ду. Рабо́тал ф коцʼега́ркʼе, она́ jего́ заподмʼенʼа́ла. А пото́м свои́ до́чʼерʼи заподроста́лʼи – опʼа́тʼ тʼе́ жэ сва́дʼбы. Хозʼа́jка заподошла́, а у самого́ ло́шка спрʼа́тана ф хлʼе́п. Под огоро́т лʼо́к ф кропʼи́ву да и заожыга́лсʼе. Ло́шатʼ молоды́х занарʼа́жэна была́ та́к, што от фсʼего́ обо́за отлʼичʼа́jеца. У мʼенʼа́ э́тʼих полотʼе́нʼецʼ нʼе извытʼира́тʼ. С воjны́ прʼишо́л, вʼесʼ извы́худал. А ны́нʼцʼе испока́jаласʼ. (Арх.)
|
|
101. Проведите словообразовательный анализ выделенных в тексте наречий: определите производящую основу, формант, способ словообразования. К каким словообразовательным типам относятся данные слова? Какие из типов можно отнести к собственно диалектным? По каким признакам?
Врʼе́мʼом jа захватʼи́тʼ нʼичʼего́ нʼе могу́, а захвачʼу́ – ва́лʼицʼе [из рук]. К нʼеj за́дом лʼа́га, трава́ рожа́jеца хоро́ша. Фсʼо гдʼе́-то бʼе́гат го́лодом. С пʼе́цʼи-то лʼо́том соскоцʼи́ла. Она́ лʼихома́том зарʼевʼе́ла. Дʼе́фка нʼе идʼо́, а ба́тʼко да ма́тка сʼило́м од̄аjу́т, а мы́-то во́лʼоj.
Сʼидʼи́т рʼевʼи́т го́рʼкʼимʼи, рʼевʼи́т о́хрʼипʼjу. Тʼепʼе́рʼ-то он ро́с̄ыпʼjом идʼо́т [сплавляемый лес]. Хо́дʼит то́лʼко хра́мʼjу. Прʼа́мо сырʼjо́м [надо есть], нʼе на́до бы моцʼи́тʼ.
Вʼjа́росʼтʼах -то сказа́лʼи: «Она́ нам нʼе до́цʼи!» Ту́т вот фсосʼе́дʼах жывʼо́м. Она́ восʼенʼа́х [осенью] па́ла да заболʼе́ла.
Рʼесо́ры напʼерʼедʼе́, назадʼе́ рʼесо́ры. На́jаснʼе со́нцʼе нʼе зака́тываца – дож̄а́ нʼе бу́дʼет. Прʼиду́т на́скорʼи, а цʼаj нʼе кʼипʼе́л. Наскорʼа́х выходʼи́ла вза́муш-от.
Ско́лʼко рас до́мʼертву угорʼи́ласʼ. Су́п-то jа догорʼачʼа́ накалʼи́ла.
Сʼе́рцʼе болʼно́jе, фсокло́нку вот нʼе могу́ робо́татʼ. Взаска́чʼ бʼежа́т о́фцы, каг го́лос моj заслы́шат. Да фсʼо́ натʼ вы́спросʼитʼ фто́цʼ.
Позагла́с Пʼо́тро звала́, а та́к-то бра́тʼец, в глаза́-то.
102. Приведенные ниже слова распределены по словообразовательным типам. Дайте их характеристику: 1) определите часть речи производящей основы; 2) семантическое соотношение между производным и производящим; 3) способ словообразования и формант. По каким признакам эти словообразовательные типы можно отнести к собственно диалектным?
1. 1. Росстра́ивачкий – Ты́ ростра́ивацʼка;
заика́чкий – Заика́цʼкоj цʼоловʼе́к – пора́то заика́эцʼе;
драчко́й – А Jу́рка-то нʼе драцʼко́j, нʼе вʼи́дано, што́бы дра́лсʼи-то;
руга́чкий, матюга́чкий – Са́м-то старʼи́к был руга́чʼкоj, матʼуга́чʼкоj, скупʼа́ш̄оj;
куса́чкий, ляга́чкий – Ло́шатʼ куса́чʼка да лʼага́чʼка была́.
клева́чкий, бода́чкий – Jесʼтʼ у на́с два го́рʼа: коро́ва бода́цʼка да пʼету́х клʼова́цʼкоj;
пина́чкий – А мнʼе́ нʼе сказа́лʼи, што коро́ва пʼина́чʼка была́;
неслуха́чкий – Како́j нʼеслуха́цʼкоj, соjдʼи́ с коло́цʼа!
забыва́чкий – Jа забыва́цкаjа: лʼу́дʼи ска́жут, а jа забу́ду;
пуга́чкий – Чʼо така́ пуга́чʼка у мʼенʼа́?
2. Рвачко́й – Сʼи́цʼево тако́ рвацʼко́jе, фсʼо́ прʼирвала́;
россыпа́чкий – И онʼи́ такʼи́jе росыпа́чʼкʼиjе былʼи, колобу́шкʼи офсʼа́ныjе;
открыва́чкий – Открыва́чʼко бы́ло окно́;
жга́чкий – Кропʼи́ва э́та ма́лʼенʼка, а така́ жга́цʼкаjа;
лома́чкий – У лʼи́ствы су́цʼjо гнʼило́ тако́, лома́цʼко-лома́цʼко;
высыпа́чкий – Ис холста́-то ис по́ртна, оно́ вʼитʼ высыпа́чʼко, дак на́тʼ рупцʼо́м подрубʼи́тʼ;
завива́чкий – Кубы́ завʼива́цʼкʼи, завʼива́jуцʼе кото́рыjе;
вспомина́чкий – Врʼе́мʼа-то тако́jе, нʼе фспомʼина́цʼкоjе. (Арх.)
II. 1. Черни́га, брусни́га – Бу́дут напʼе́рʼе чʼернʼи́га, а э́тʼи ужэ́ к о́сʼенʼи: бруснʼи́га, клʼу́ква;
2. нерви́га ʼнервный человекʼ – Ма́ло лʼи што, дак нʼервʼи́га ска́жут;
молоди́га ʼмолодой человекʼ – А jе́сʼ и молодʼи́га.
3. Колочи́га ʼорудие для обмолотаʼ – Молотʼи́лʼи, колоцʼи́гʼи бы́лʼи. волочи́га ʼколичество груза, которое может поместиться на возуʼ – Могу́ волочʼи́гу положы́тʼ;
ломи́га ʼсильный ветерʼ – Ломʼи́га – навʼе́рно, кры́шу снʼима́ло, фсʼо лома́ло.
4. Шести́га ʼдлинный колʼ – Шэстʼи́гу каку́ длʼи́н̄уjу взʼала́. (Арх.)
103. Из приведенных ниже контекстов выберите производные существительные со значением лица. Распределите их по словообразовательным типам. Установите способы и средства словообразования. В чем заключается диалектная специфика этих существительных: в составе аффиксов, в характере их соединения с мотивирующими основами?
Зарʼе́цʼнʼик – э́то за́ рʼеку уjе́хал. Говору́ха, поманʼи́ нʼемно́го, бормоту́ха. У тʼебʼа́ бо́лʼшэ моjего́, богату́ха. У нʼи́х нʼе такʼи́jе парохо́ды, у загранʼи́чʼнʼикоф. Офчʼи́нʼица была́ – шу́бы шы́ла. Мужы́к на боло́тʼе родʼи́лсʼа, так jево́ вʼек до смʼе́ртʼи заболо́тнʼиком зва́лʼи. Онʼи́ нʼе зна́jут са́мʼи, нау́чʼнʼикʼи, очʼего́ лʼес пожэлтʼе́л. Jа́ нонʼ руба́хʼи нʼе ста́ла дʼержа́тʼ, ногу́шоj хожу́, ногу́ша. Им прʼиба́вʼилʼи по дʼесʼа́ткʼе, э́тʼим свʼетʼи́лʼшыкам, так свʼетʼи́лʼи до двʼена́цатʼи. Цʼернʼа́шыj тако́j, нʼегрʼо́нок прʼа́мо. Ино́j чʼеловʼе́к фсʼо врʼо́т – то́j и нʼебылʼи́чʼнʼик. Ра́нʼшэ просва́танʼицамʼи до́ўго сʼидʼе́лʼи. У мʼенʼа́ ноцлʼе́жнʼикоф-то мно́го. (Арх.)
104. Из приведенных ниже контекстов выберите производные существительные со значением предмета. Ответьте на вопросы задания к предыдущему упражнению.
Jе́сʼ грʼибы́ отвару́хʼи: отва́рʼиш ы мо́жно jе́сʼтʼ. Ра́нʼшэ дʼерʼевʼа́ныjе зава́рочʼнʼикʼи бы́лʼи с уша́мʼи, болʼшы́jе, длʼа зава́ркʼи скоту́. Ра́нʼшэ нʼи́ткʼи пусты́, а но́нʼе шолковʼи́нку вдʼе́нут. А гдʼе́ ожыда́лʼи – то́ ожыда́лка-то. Хлʼе́п на лʼисту́ – налʼисто́внʼик. Осʼи́новʼитʼикʼи грʼибы́ каг гру́злʼи, онʼи́ го́рʼкʼи как осʼи́на. Ого́нʼ спа́шэш, на огнʼевʼи́шʼе поспʼи́ш. Намʼетʼе́лʼнʼик-то так э́то мʼетла́-то, ну, па́лка у мʼетлы́. Смозо́лʼиш чʼем ру́ку – получʼа́jеца намʼи́н. Красноголо́вʼикʼи-тʼе дорога́намʼи зовʼо́м, и бʼе́лы то́жэ [о грибах]. Огурʼе́чʼнʼик – гдʼе огурцы́ сажа́jут. А jе́та корзʼи́нка – набʼиру́ха, грʼибы́ хо́дʼат в лʼес бра́тʼ, jа́годы. Корчʼа́га длʼа углʼе́j, накро́ф дʼе́лалʼи на нʼе́j, ра́нʼшэ накро́вамʼи зва́лʼи, сʼечʼа́с кры́шкоj. Розварʼо́хʼи нʼе хо́цʼетʼе вмʼе́сто пʼецʼенʼу́хʼи? [о картошке]. Офсʼи́шʼе, когда́ овʼо́с вы́жат. Пʼирогʼи́-то пʼеклʼи́ да накладу́шкоj, налʼива́шкоj поцʼе́рпнʼеш да лʼjо́ш тʼе́сто. Шыту́ха – шы́таjа ло́тка, из до́сок шjу́т. Шэлко́внʼик на сва́дʼбу одʼева́jут. Дожо́вʼицʼа – дожо́ва воды́цʼка. Ухва́т лʼи рога́чʼ, как хо́ш назовʼи́. Су́п да накрошу́, да накроша́нкʼи поjе́ст. Jесʼтʼ цвʼето́к тако́j, как шолк, дʼе́тʼи jево́ называ́jут шолколʼи́сʼтʼик. Вода́ из роднʼико́фкʼи дак хоро́шаjа. (Арх.)
105. Из приведенных ниже слов, зафиксированных в картотеке Архангельского областного словаря, постройте словообразовательное гнездо с базовым словом дом. Сравните полученный результат со словообразовательным гнездом с той же вершиной в литературном языке (см.: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1. – М., 1985). Чем отличается строение и содержание данного гнезда в литературном языке и говорах? В чем причины (экстралингвистические и интралингвистические) таких отличий? При сравнении не забывайте, что Архангельский областной словарь является словарем дифференциального типа.
1. Дома́га ʼбольшой домʼ; дома́нушко, домове́йко, домови́к, домово́д, доможи́рко ʼдомовойʼ; дома́шник ʼчеловек, оставшийся для присмотра за домомʼ; дома́шница ʼженск. к дома́шник ʼ; домося́д ʼдомоседʼ; домови́ца, домохозя́йка ʼхозяйка домаʼ; домо́вка ʼдомработницаʼ, домову́ха, доможи́вка ʼстарая деваʼ; до́мник ʼнадомный рабочийʼ; домови́ще ʼместо, где стоял домʼ; домовни́чанье ʼновосельеʼ; домово́дство ʼдомашнее хозяйствоʼ; домотка́нина ʼполотно, вытканное домашним, кустарным способомʼ; домотка́нник ʼсарафан из такого полотнаʼ; домёнко ʼпренебр. к дом ʼ; домовьё ʼжилищеʼ; домоде́льщина ʼпродукт домашнего изготовленияʼ; домока́ты ʼваленки, изготовленные в домашних условияхʼ; доми́на ʼувел. к дом ʼ; бездо́мница, бездомо́вик ʼбездомный человекʼ; надо́мник ʼработник в собственном хозяйствеʼ; надо́мница ʼдомашняя хозяйкаʼ.
2. Дома́жной ʼпривязанный к домуʼ; домопря́деной ʼвыпряденный в домашних условияхʼ; доморо́щеной ʼвыращенный в домашних условияхʼ; домотка́ной, домосши́той, домовя́заной, домока́таной, домоко́ваной, до́мной ʼсделанный в домашних условияхʼ.
3. Дома́шить, дома́шниться, домо́вничать, домохозя́йствовать ʼвести домашнее хозяйствоʼ; домова́ть ʼжить домаʼ.
4. Домо́юшки, домо́ичек, до́му ʼдомойʼ; до́мно ʼвместе со своей семьейʼ; домо́й ʼдомаʼ.
а) Да от$^.$ избђ, бzл'и у нђс в$^.$ из$^.$б'\'e4, кожќх-от в'љд$^.$ел$^.$и. А кожќха-то н$^.$е буlњ, он пр'ђмо ид$^.$от ис п$^.$ец'љ-то, да дzм-от в$^.$ љзбу ид$^.$њт, а в из$^.$б'\'e4-тъ, вот хош в џтъj с'т'ин'ѓ и боlшђjа дырђ вот такђjа, как вот џто, и з'д'ѓlана трубђ, дzм-от и ид$^.$њт в џту трубќ. Св'ет$^.$љл'и lуц'љну вот. Њх, д'ѓдушко, д'ѓдушко, как jа жzт$^.$-то стђну! Скњл'к'о т$^.$еб'ѓ л'ѓт, л'ѓт тр'инђц'ат$^.$, нав'ѓрно? От$^.$ѓц'-то мњj пр'иjѓхаl, м$^.$ен$^.$ђ и зђбраl.
б) А л'нќ уш мђlо, н$^.$емнњго jевњ потр'ебл'ѓjут. Н$^.$е знђj, на књj прђх џт$^.$и поlов'ик'љ, тњл'к'и от љх пыl однђ да књпот$^.$. А в д$^.$ер$^.$ѓвн'и как-то н'ѓт поlов'икњў, дак и н$^.$еlњўко. По поlов'икђм-то ход$^.$љт$^.$ — пњl-от н$^.$е тњпц'ет.
Вологодская обл., Харовский р-н, д.~Мишутиха Запись Л.Л.Касаткина, 1971~г., фоноархив ИРЯ РАН.
%%
84 Можно ли считать позицию конца слова сильной по твердости—мягкости для губных согласных в данных говорах?
На голњушк'е крњў вzступ'ила. Он'љ кабанњў корм'љл'и. (Арх., конош.). Уш ф хл'ѓф вzхожэно. Фпlђф сђм пlыв'њт Рzшко. Туlќп дђд'ен бzў. В вђну стаскђл'и, вzмыл'и крњф. (Арх., усть.) Jа бњжэ избђў, штобы судђ в$^.$ернќўс$^.$е. С$^.$ид$^.$љм, у м$^.$ен$^.$ђ он$^.$љ с$^.$ѓ ў р'њў. И св$^.$екрњў jа пр'ив$^.$езlђ, онђ со мнњj жыlђ. (Волог.) Н'е знђл'и, што такњjе моркњф. (Новг.)
85 Выпишите примеры на палатальные переднеязычные согласные. В чем состоят особенности их образования? (См. Касаткин 1989, с.?.)
...дз'в'ѓ д''ѓф'к'и вzръс''ила. Ч$^.$етzр'е з''имz вод''љлас''а, с тњj двђ гњда да з другњj. Оп'ѓт'' т$^h$ђмотк'и тњжо ч$^.$отzр'и з''имz ж$^.$ылђ. Д''н'њм н'иц'њ н'е зам'еч'ђjу... Jа гъру ит'', а у jљх ит'' там фс''о фњртоц'к'и пњлы. И вот тќт пос''л'е ѓтого спђт'' повол'љл'ис''ўў(Арх., Фонохрестоматия, с.~38—39).
ndent Результаты изменений в группах согласных
86 Выпишите из текста примеры, содержащие результаты ассимилятивных и диссимилятивных процессов в группах согласных. Охарактеризуйте направление (прогрессивное или регрессивное) этих изменений. Определите признак, по которому происходила ассимиляция или диссимиляция.
%I. У свђт'jи-то с'љм'а ом'ен'љла. По т'ѓ дн'љ хот' омђнут, а с'ѓдн'и в'љдно и н'е омђнут. (Арх.) П'ат' ц'елов'ѓк молот'љло. Ц'ер'њтку и стњроны омолњт'ат. (Костром.) Ан'ѓ жџн'шч'ины, ан'ѓ фс'о вът бњл'шэ д'ѓвъч'к'и. Он [лён] пан'ђтаj, в р'љгу пасђжанаj. Анђ пашлђ, патњм фтарђjа и тр'ѓт'jа. Вот папрњс'ат, нђч'ит, в васкр'ис'ѓн'jъ л'и в бќн'и тђм вот што. (Твер.) II. Нъп'акќт' пъшан'љшных л'ип'њшак на іќшы, на вад'ѓ, а ан'љ фс'о рамнњ пzшнаи, л'њхкаи, слђткаи. (Курск.) А доч' н'идђмна зђмуш вzшла, анђ ув ђрм'ии былђ. (Брян.) III. П'ешн'икњф мђло, по п'ешнњj наќч'ут. Моlот'љlам'и врушнќjу и моlот'љл'и џтот хл'ѓбушко. Поjдќт жњнк'и жђт' врушнќjу. (Костр.) Нђша ср'ђда свъjарќшна, а у џнт'их лђвышна. (Ряз.)
IV. Как у м'ен'ђ ногђ-то бол'н'ђ, дак уш jђ н'ич'егњ. На бол'н'љц'н'е с'ѓла. Вњл'н'о им жzт'. Гњл'н'еj мњх плђват пњв'ер'ху. От'ѓц' наш од'ѓл'н'о ход'ил там поткђшывал. Поjѓхал в нос'н'ќjу. Хл'ѓп пшэн'љс'н'еj... (Арх.) 87 Чем объясняется возможность произношения [с'н] в соответствии с $<$ч'н$>$ в севернорусских говорах?