Клавиатуры с укрупненными клавишами и увеличенным размером шрифта

Для начинающих пользователей и всех тех, кто еще не освоил десятипальцевый «слепой» метод набора текста, незаменимыми являются клавиатуры с укрупненными клавишами и, соответственно, увеличенным размером шрифта. На некоторых специальных клавиатурах группы клавиш, несущих одинаковую функциональную нагрузку (например, буквенные изображения, цифровые изображения, элементы управления и навигации), окрашены в один и тот же цвет. Это помогает слабовидящему ребенку лучше ориентироваться при использовании клавиатуры. Габаритные размеры стандартной и специальной клавиатур соизмеримы, а размер клавиш и шрифта существенно различается.

Удобным дополнением может служить специальная накладка на клавиатуру, разделяющая клавиши и препятствующая нажатию нежелательных клавиш.

 

Аппаратные и программные средства, обеспечивающие взаимодействие пользователя с тяжелыми нарушениями

Моторики рук с компьютером

Серьезные ограничения, связанные с нарушениями моторики рук, бывают вызваны врожденными аномалиями, состояниями после травм, болезнями суставов, но наиболее часто – последствиями детского церебрального паралича (ДЦП).

Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. Церебральные параличи могут выражаться увеличением мышечного тонуса (гипертонией или спастикой) или его уменьшением (гипотонией мышц), неконтролируемыми спонтанными движениями (гиперкинезами), нарушениями равновесия, координации, удерживанием позы тела, которое ухудшает овладение языком, ходьбой, и многими другими функциями.

Различают пять типов нарушений: 1) спастичность – увеличение мышечного тонуса, выраженность которого снижается при вторичных движениях; 2) атетоз - постоянные невольные движения; 3) ригидность - плотные, напряженные мышцы, выражающие вечное сопротивление пассивным движениям; 4) атаксия – нарушение равновесия с частыми падениями; 5) тремор (дрожание) конечностей.

Приблизительно в 85% случаев наблюдается спастический или атетоидный тип нарушений.

По локализации симптоматики различают четыре формы:

1) моноплегическую (с затрагиванием одной конечности),

2) гемиплегическую (с частичным или полным затрагиванием обеих конечностей на одной стороне тела),

3) диплегическую (с затрагиванием либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей),

4) квадриплегическую (с частичным или полным затягиванием всех четырех конечностей).

При подборе и оснащении средствами ИКТ рабочего места ученика с физическими ограничениями важно помнить, что должна быть организована регулярная профессиональная (врачами по профилю заболевания, дефектолагами, психологами и др.) оценка их текущего психофизического состояния и потребности в специальном оборудовании для обеспечения максимально комфортных условий работы на компьютере. Должна быть предусмотрена процедура текущего подбора и, при необходимости, замены одних устройств на другие.

Надо отметить, что процесс создания специальных условий состоит из нескольких шагов и сугубо индивидуален, т.е. процесс должен осуществляться исходя из потребностей конкретного человека с инвалидностью. На первой стадии этого процесса необходимо как можно четче и подробнее определить исходные условия. Необходимо определить конкретные индивидуальные навыки, возможности и ограничения и сопоставить их с необходимыми условиями успешной и эффективной работы. Нужно обязательно учесть, что этот процесс должен проходить при непосредственном участии самого ребенка.

Данный материал предназначен для ознакомления заинтересованных лиц и ни в коем случае не может быть использован как решение всех проблем, особенно учитывая необходимый индивидуальный характер этого процесса.

Ниже приведен список наиболее универсальных и наиболее часто используемых компьютерных средств, позволяющих компенсировать ограничения моторики рук:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: