Основными задачами стандартизации являются:
· - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
· - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· - установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
· - согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
· - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
· - установление метрологических норм, правил, положений и требований; стандартизация контроль сертификация качество
· - нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
|
|
· - установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
· - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
· - нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
· - создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
· - содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.
3 ВОПРОС. Объекты и аспекты стандартизации. Их примеры для различных видов деятельности
Объект стандартизации — конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, труппы однородных конкретных производственных процессов.
Конкретная продукция (конкретные услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.
|
|
Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) — это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.
Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг, характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг).
Конкретный производственный процесс — это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).
Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.
Аспект стандартизации — направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.
Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции являются:
- термины и определения;
- условные обозначения и сокращения;
- классификация, требования к главным параметрам и (или)
размерам (показателям целевого или функционального назначения);
- требования к основным показателям уровня качества (полезности);
- требования к основным показателям уровня экономичности;
- требования к комплектности продукции;
- требования к методам и средствам хранения и транспортировки;
- требования к методам и средствам восстановления (ремонта);
- требования безопасности продукции для жизни, здоровья и
имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
- требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при
ее производстве, обращении и потребление);
- требования к правилам и средствам приемки продукции;
- требования к методам, методикам и средствам контроля
(испытаний, измерений, анализа) показателей уровня качества продукции;
- требования к маркировке продукции;
- требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;
- требования и условия технически эффективного и безопасного потребления (эксплуатации или использования).