Название кружка «Я и современный мир»
Раздел «Духовная жизнь общества»
Занятие №1: Тема «Формы и разновидности культуры»
Ожидаемые результаты.
В результате занятия учащиеся смогут
ü Узнать, какие формы и разновидности культуры существуют
ü Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная
ü сравнивать эти виды культуры
ü давать определения таким понятиям как элитарная, народная, массовая, экранная культура, субкультура, контркультура.
ü Научиться определять, к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты – произведения
ü работать в группах
ü Выступать публично
Ход занятия:
Вспомнить самое широкое значение ключевого термина данного урока – культура.
|
|
Используя полученные ранее знания, учащиеся должны вспомнить, что под культуро й в наиболее широком значении подразумевается всё, что создано и будет создаваться человеческим обществом, всё, что не появилось бы в природе без деятельности человека и общества.
Активизация учащихся: привести примеры результатов или продуктов культуры.
Читать: Разнообразие любых явлений с философской точки зрения, как правило, требует попыток классифицировать эти явления.
В современном обществознании, в частности в социологии, сложилось представление, что в зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три – четыре её формы (элитарная, народная, массовая, экранная), и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.
Рассмотреть таблицу:
Таблица «Формы культуры»
Линия сравнения | Формы культуры | |||||
Элитарная | Массовая | Народная | Экранная | |||
Кем создаётся? | Привилегированной с точки зрения образованности частью общества, талантливыми профессиональными творцами-«художниками» | Представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской. | Коллективным автором – народом. Анонимными творцами | Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях. | ||
Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры. | Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережают уровень восприятия среднееобразованного человека. | Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью,удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события. | Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания. | Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий. | ||
Круг потребителей (аудитория) | Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников. | Самая широкая аудитория | широкая аудитория | Рассчитана на массового пользователя | ||
Ориентация на коммерческий успех | Не преследует явных коммерческих целей | Рассчитана на коммерческий успех, тесно связана с рекламой | Не преследует коммерческих целей. | Рассчитана на коммерческий успех, тесно связана с рекламой | ||
Когда появилась?
| Термины «элитарное» и «массовое» искусство сформировалось в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков. | Имеет глубинные корни. | С распространением персональных компьютеров, с 70-х годов XX века. | |||
Рассматривалась в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета Имеет глубинные истоки в античности | Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления. | |||||
Примеры продуктов и жанров. | Компьютерные игры, обучающие компьютерные программы с эффектами анимации. |
Ниже приведен перечень примеров продуктов культуры и культурных жанров, необходимо выполнить три задания, использую знания, полученные с помощью таблицы:
1. определить и назвать, к какой форме культуры относятся пример или примеры продуктов культуры, которые называются в карточке;
2. назвать не менее трёх аргументов в пользу своей точки зрения;
3. выбрать из образцов данную форму культуры и создать коллаж.
Карточка 1.
ü Русские народные сказки
ü народные песни, в том числе такие «застольные», как «Из-за острова на стрежень...», или «Ой, мороз, мороз, не морозь меня...»
ü анекдоты про Вовочку
ü советы народной медицины (например, если простужен, пей чай с малиновым вареньем или отвар липового цвета)
Карточка 2.
ü Телевизионные проекты – «Ледниковый период», «Цирк со звёздами»
ü Развлекательные программы «Минута славы», «Две звезды»
ü Ток – шоу «Пусть говорят»
Карточка 3.
Репродукция картины русского художника Василия Кандинского «Разнообразные действия», классическая и салонная музыка.
На осмысление и выполнение задания отводится 5 минут.
Прочитать. Обратите внимание на условность деления культуры на рассмотренные формы, между этими видами культуры есть много общего. Чтобы убедиться в этом, выполните новое задание, используя данные таблицы.
На осмысление и выполнение задания отводится 5 минут.
Задания на карточках для групп:
1.Найти не менее трёх общих черт, характерных для массовой и народной культуры.
2. Отметьте не менее трёх признаков, сближающих народную и элитарную формы культуры
3. Найдите общие черты, объединяющие массовую и экранную формы культур.
Проверьте себя
Общие черты массовой и народной культуры:
ü Рассчитаны на широкую аудиторию
ü Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории
ü Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием
Общие черты народной и элитарной культуры:
ü Не преследует коммерческих целей
ü Возникли раньше, чем массовая и экранная формы культуры
ü Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием
Общие черты массовой и экранной культуры:
ü наиболее молодые явления культуры
ü ориентированы на коммерческий успех, рекламу
|
|
ü образы не отличаются высокой художественной ценностью
ü доступны для усвоения представителям всех социальных слоёв
В начале занятия вы прочитали, что в современной социологии выделяются не только формы культуры, но и её два известных типа: субкультура и контркультура.
Понятие субкультуры объясняется через пояснение доминирующей культуры, как совокупности ценностей, традиций, образов, которые воспринимает большая часть общества. Однако, общество распадается на множество групп, постепенно у каждой группы формируется собственная культура. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций присущих большой социальной группе.(молодёжная субкультура, субкультура пожилых, субкультура профессиональной группы)
Но если субкультура не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте, то следует говорить о контркультуре.
Домашнее задание: 1) привести по одному примеру субкультуры и контркультуры, указывая не менее трёх признаков этих типов культур, 2) выучить теоретический материал урока, используя конспект.