Предпосылки образования СССР

Идеологические. Октябрьская революция и гражданская война привели к распаду Российской империи, произошла дезинтеграция единого государственного пространства. Большевики инициировали новый объединительный процесс.

Политические. Единый характер политического строя. В большинстве республик власть пренадлежала национальным коммунистическим партиям.

Этапы образования СССР. Сначала республики стали складываться в союзы для более эффективного отпора антисоветским силам. С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранились политическое и углубилось экономическое сотрудничество. Все советские республики заключили в РСФСР двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР защищать их на международной арене. Для восстановления и развития хозяйства республик, укрепления политического строя и обороноспособности требовалось уточнение взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В августе 1922 Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Сталин, возглавлявший нарком по делам национальностей, предложил план «автономизации», но он был отвергнут. В ноябре был принят план Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. Во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение Ленина. В 1922 1 всесоюзный съезд советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, диктовавший принцип добровольности объединения, равноправия республик и права свободного выхода. В 1923 2 съезд советов с принятием Конституции, законодательно закрепившей образование СССР. Форма государственного устройства – федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики. Верховным законодательным органом был выбран Всесоюзный Съезд Советов. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров. Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Верховные общесоюзные органы разрабатывали гражданское, уголовное и трудовое законодательство, общие принципы развития в области просвещения и здравоохранения. ЦИК мог решать спорные межреспубликанские вопросы. Столицей СССР объявлялась Москва. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытое голосование, преимущество отдавалось рабочему классу.

Национально-государственное строительство. Главным направлением в национальной политике была ликвидация исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье и Сибири, национально-государственное размежевание в Средней Азии. В 20-ые годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости преобразованы в области, районы, сельсоветы.

 

Закон от 20 марта 1917 г. отменял все вероисповедательные и национальные ограничения, в т.ч. и использование национальных языков. В области национально-государственного устройства Временное правительство продолжало отстаивать идею единой и неделимой России. Исключение было сделано лишь в отношении Польши и Финляндии: 17 марта 1917 г. в специальной декларации правительство объявило о принципиальном согласии на создание в послевоенном будущем независимой Польши (при условии военного и экономического союза с Россией). В дальнейшем правительство было вынуждено согласиться на широкую автономию Финляндии. Уровень автономии остальных национальных районов России должно было решить Учредительное собрание. В этой ситуации при слабости центральной власти быстро развивалось национальное движение. 4 марта 1917 г. социалистические партии Украины создали Центральную Раду, которая 10 июня приняла документ с требованием о предоставлении Украине национально-территориальной автономии в составе России. В июле 1917 г. финский сейм провозгласил независимость Финляндии и объявил себя высшей властью, что привело к введению российских войск на ее территорию и разгону сейма.

 Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов => новый объединительный процесс.

Декларируемые принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей; признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57 % населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. В. Сталин. Соответствующие структуры появились в ЦК РКП(б) – Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро. Наркомнац способствовал организации национальных республик и областей, проводил работу с национальными кадрами. Наркомат состоял из различных комиссариатов (Польского, Литовского, Мусульманского, Еврейского, Армянского, Белорусского и др.) и Отделов (Киргизского, Марийского, Украинского, Эстонского и др.), издавал специальный журнал «Жизнь национальностей», публиковал литературу на различных языках, подготавливал программные документы по национальным отношениям, участвовал в формировании национальных частей Красной Армии

 На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства (в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность. В 1917 г. большевики, ожидавшие вскоре мировой революции, относились к национальному вопросу демагогически, провозгласив право наций на самоопределение лишь формально. Но в период военной угрозы для Советской власти большевики во многих случаях поддержали стремление к независимости (вне РСФСР) или автономии (в границах РСФСР) бывших национальных районов Российской империи. Так, в декабре 1917 г. Советская Россия признала независимость Польши и Финляндии (которой отказывали в праве на суверенитет белые правительства). В 1919 г. Эстонии также было обещано признание в обмен на отказ в поддержке генералу Юденичу. В ходе советизации, осуществлявшейся при помощи Красной Армии в 1918– 1920 гг., также создавались формально независимые национальные государства с советским строем, на территории РСФСР в 1918–1922 гг. создавались национальные автономные образования.

Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно так же, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил белых и иностранных интервентов.

В этот период в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регули- ровавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИКа представлять в Генуе на международной конференции по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Практика первых лет советской власти заключалась в создании в условиях вооруженной борьбы за советскую власть независимых национальных республик, находящихся вне РСФСР, и национальных автономий в составе Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Создание самостоятельных национальных образований при этом рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему всеобщему объединению. Поэтому во избежание развертывания «националистических» тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918 г. Туркестанской АССР, Горской Республики, Литовско-Белорусской Советской Республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР) (просуществовавших сравнительно недолго). С весны 1921 г. по указанию В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. Кроем того, в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И. Б. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурято-Монгольская АО были расформированы. После окончания гражданской войны на территории страны были образованы различные формы национальной государственности с разными уровнями независимости. В 1918–1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

1) республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.), которые имели право на самостоятельное решение ряда внутренних вопросов.

2) областную – 10 автономных областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми (Зырян), Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 2 Трудовых коммуны – немцев Поволжья и Карельская (с 1923 г. автономная республика), которые имели право на самостоятельное решение меньшего числа вопросов.

Формально независимые национальные советские республики вне РСФСР также не имели полного суверенитета. Их договорные отношения с РСФСР привели к фактическому объединению некоторых функций органов политического и хозяйственного управления. В 1920–1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, о военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних договора не предусматривали совместимой деятельности наркоматов иностранных дел. Помимо договоров руководство республик связывала с центром партийная дисциплина: национальные коммунистические партии являлись составными частями РКП(б). Эти договоры рассматривались частью руководства партии как переходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия. Договоры становились основой для проведения централизации, что вызывало конфликты в РКП(б).

Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии (в составе В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, X.Г. Раковского и др. под председательством И. В. Сталина), известный как план «автономизации», который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И. В. Сталин. Председатель Совнаркома Украины X. Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии. В. И. Ленин также осудил предложенный для рассмотрения в ЦК проект объединения (включая поспешные действия Сталина) и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза – «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Такая форма могла быть более привлекательной и для будущих советских республик, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Этот вариант был одобрен 6 октября пленумом ЦК РКП(б).

Указания В. И. Ленина были учтены комиссией ЦК РКП(б). Постановлением пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик (октябрь 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой права свободного выхода из состава СССР. К 30 ноября комиссия ЦК разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. В декабре 1922 г. пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

I съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству в них населения. Самой многочисленной была российская делегация – свыше 1700 человек. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного выхода, однако механизм осуществления этого права не был определен. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР – верховный орган власти в перерывах между съездами.

 В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов СССР. В перерывах между съездами верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: