Г.
Урок № 62.
Тема. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Междометия
и звукоподражания как средство выразительности речи.
Цель урока. Формирование умения выделять междометие знаками препинания, обогащение речи обучающихся за счет использования в ней междометий, воспитание бережного обращения к слову
Учебник. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А Мищерина Русский язык 10-11 кл.,8-е изд. М.: Русское слово,2011 г.
Домашнее задание. Для изучения темы необходимо пользоваться предложенным мною методическим материалом, выполнить тест.
Методический материал
Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор! (Кр.); Эй, завяжи на память узелок! (Гр.);
Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.);
|
|
Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет. Ср.:
О, это была бы райская жизнь!.. (Г.)
О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.)
Ну, давай плясать! (Остр.) Ну как не порадеть родному человечку! (Гр.)
«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся. (Лапт.)
Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (П.)
Ах, какие это были ночи! (Гарш.)
Ах ты, обжора! (Кр.)
Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.‑С.); Эка раненых-то валится, господи! (Гарш.)
Междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях ‘очень’, ‘весьма’, ‘замечательный’, ‘изумительный’, ‘ужасный’), запятой не отделяются: Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.‑Щ.);
Выделяются запятыми междометные выражения слава Богу, чёрт возьми, чёрт дери и т. п.: До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Г.).
Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Гр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» — ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)
Как звуки могут быть выразительными
|
|
Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?
Причин этому несколько.
В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).
А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.
Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и, как все вообще звуки, с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.
Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.