Принцип прогрессирования (динамичности)

Данный принцип также считается одним из существенных в фи­зическом воспитании и особенно в спортивной тренировке. Он вы­ражает тенденцию постепенного, но неуклонного повышения тре­бований к занимающимся. Если не увеличивать требований, то дальнейшее совершенствование физических способностей чело­века не произойдет.

В основе принципа динамичности лежат биологическая и социальная закономерности.

Сущность биологической закономерности основана на явлении адаптации к постоянному раздражителю. По мере выполнения од­ной и той же по величине нагрузки функциональные сдвиги в ор­ганизме постепенно уменьшаются. Значит, те нагрузки, которые приводили к необходимым позитивным сдвигам в организме, на­чинают терять свой развивающий эффект. А функциональные воз­можности организма позволяют выполнять ему стандартную ра­боту более экономно, с меньшим расходом психофизической энер­гии. Происходит, как уже выше упоминалось, явление «экономизации функций». Привычная нагрузка перестает вызывать фазу сверхвосстановления и уже не служит фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить повышение его функ­циональных возможностей, важно постепенно увеличивать трени­ровочные нагрузки. В этом заключается одна из фундаментальных закономерностей физического воспитания – необходимость повы­шения требований к занимающимся.

Немаловажное значение, обосновывающее целесообразность принципа прогрессирования, отводится социально-психологиче­скому фактору. Дело в том, что интерес человека (а это одна из серьезных мотивационных сил к активности) к любому виду дея­тельности очень сильно зависит от успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому, если никаких положительных изменений не происходит, интерес к занятиям угасает. Отсюда соответствующие требования рекомендуется повышать.

В связи с этим основным назначением принципа динамичности является, во-первых, обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков, а также адаптационных перестроек, лежащих в ос­нове развития двигательных способностей и повышения физической рабо­тоспособности. Во-вторых, создание условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей организма занимающихся.

Следовательно, в процессе физического воспитания необходимо обязательно постепенно повышать тренировочные требования (объем нагрузки, ее интенсивность, число подходов, координаци­онную сложность осваиваемых упражнений, число схваток, сорев­нований и т.д.).

В практике существуют разнообразные способы и пути повы­шения нагрузок. Все их многообразие можно выразить тремя ти­пичными вариантами: прямолинейно восходящая форма повыше­ния нагрузок, ступенчатая и волнообразная (рис. 2.3.) Из этих способов можно комбинировать пригодные для конкретных случаев формы варьирования тренировочных требований.

Суть прямолинейно восходящей формы повышения нагрузок состоит в том, что на каждом занятии (или через несколько заня­тий) на строго определенную величину нагрузка увеличивается. Например, человек пробегает с определенной скоростью 3000 м, на следующем занятии к этой дистанции добавляется еще 100 м, затем снова 100 м и т.д.

Смысл ступенчатой формы повышения нагрузок заключается в следующем. На протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух недель) на каждом занятии выполняется относи­тельно стабильная нагрузка. Через две недели нагрузка увеличива­ется более значительно, чем при прямолинейной динамике. Проис­ходит как бы своеобразный скачок с одной ступеньки на другую. Эта форма позволяет организму лучше адаптироваться к нагрузке. В целом она дает человеку возможность осваивать более значи­тельные нагрузки, чем при предыдущем варианте.

Волнообразная динамика нагрузок характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с заметным их на­растанием и последующим некоторым снижением. Следующая «волна» воспроизводится аналогичным образом, но на более высо­ком уровне. Это дает возможность выдержать тенденцию повыше­ния нагрузок на протяжении более длительных периодов, чем при ступенчатой форме. Поэтому волнообразная форма является наи­более прогрессивной, т.к. она позволяет в периоды спадов «волны» обеспечивать адаптацию организма к выполняемой работе, а в периоде заметных подъемов выводить организм на новые, более вы­сокие уровни функционирования и соответствующего развития.

В этом заключается сущность традиционно устоявшихся методических прин­ципов физического воспитания.

Двигательное умение и двигательный навык как уровни овладения техникой двигательного действия.

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон — физическое образование, под которым понима­ется «системное освоение человеком рациональных способов уп­равления своими движениями, приобретение таким путем необ­ходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и свя­занных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос­ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако­номерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И нако­нец, учащихся обучают технике двигательных действий, необхо­димых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Характерными признаками двигательного умения являются:

– Управление движениями происходит неавтоматизировано.

– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

– Невысокая быстрота выполнения действия.

– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

– Неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов.

– Нестабильность результатов действия.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случа­ев материал школьной программы по физической культуре может быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен­ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достига­ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результа­те появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: