Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования основ иноязычной компетенции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
§1.1 Значение овладения младшими школьниками владением иноязычной компетенцией
Рассмотрение нами проблемы компетентностного подхода к языковому образованию в условиях реализации ФГОС вызвано рядом причин.
Несмотря на то, что компетентностный подход к образованию можно считать утвердившимся, до сих пор некоторые принципиальные вопросы для его осуществления не получили однозначного ответа.
Психолого - педагогическая наука активно оперирует понятиями «компетентность», «компетенция», но нет единства мнений в их определении и соотношении.
В целом, выделяются два направления:
— синонимизирующее;
—дифференцирующее.
Представители первого направления (В.А Болотов, В.С Леднев, М.В Рыжаков, В. В Сериков и другие) отождествляют компетенцию с компетентностью. Сторонники второго направления (И.А. Зимняя, О.М. Мотовская, А.В. Хуторской, С.Е.Шилов и другие) разграничивают их, но по- разному. Поскольку, мы относимся к числу вторых, для нас важно разграничение содержания этих понятий.
|
|
Одним из первых, кто обосновал дефиницию «компетенция», стал А.В. Хуторской, определив её, как совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним[10].
В.С. Лазарев детализировал содержание компетенции с позиции деятельностного подхода как интегративное психическое образование, включающее знания, необходимые для решения определённого типа задач, а также, умения ставить задачи данного типа и планировать их решение, выбирая адекватные средства решения и оценивая результаты действий [4].
В этом процессе развиваются соответствующие способности, что и наполняет содержание компетенции в определении Э.Ф.Зеера: «способности человека реализовывать на практике свою компетентность» [2].
Трактовка И.А. Зимней отмечена дополнением содержания этого понятия ценностно-отношенческой составляющей: «Компетенции– этовнутренние, потенциальные психологические новообразования: знания, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые проявляются в компетентностях человека».
Компетентности, в свою очередь, представляют собой «личный опыт жизнедеятельности человека» (автор - И.А. Зимняя) [3].
Следовательно, если исходить из того, что содержанием образования является задаваемый обществом социально-культурный опыт, то компетенция - это подлежащее усвоению обезличенное образовательное содержание, а компетентность - личностная характеристика как результат такого усвоения.
|
|
Компоненты в структуре компетентности.
В связи с этим, можно согласиться с выделением в структуре компетентнос-ти следующих компонентов:
—мотивационно - потребностного;
—предметно - содержательного;
—операционного - деятельностного;
—рефлексивно - прогностического.
Мотивационно - потребностный и рефлексивно-прогностический компоненты характеризуют личностною готовность не только использовать освоенное содержание образования в качестве сформированной компетенции, но и совершенствовать, развивать её в дальнейшем.
Предметно-содержательный компонент, в соответствии со своим названием, предполагает усвоение элементов содержания образования в составе знаний, умений по их применению, творческого опыта и эмоционально-ценностного отношения.
Операционно-деятельностный компонент обуславливает овладение способами решения учебных задач (с переходом от типовых задач к нетиповым, нестандартным) и развитие соответствующих способностей [5].
Таким образом, обращение к проблеме формирования иноязычной компетенции младшего школьника обосновано актуальными тенденциями развития современной начальной школы и всего образовательного процесса в целом.