В соответствии с нормами опросника были выделены группы старшеклассников с высоким(больше 56), средним(44-56) и низким(меньше 44) суицидальным уровнем. В группе с низким уровнем суицидального риска 6 человек (2 мальчика, 4 девочек), в группе со средним уровнем суицидального риска 28 человек (10 мальчиков, 18 девочек) и в группе с высоким уровнем суицидального риска 7 человек (все девочки).
Таблица 2 – Разделение старшеклассников с суицидальным риском на группы
Показатель | Среднее значение | Средний ранг | Достоверность различий | |||
Низкий уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | U | р | |
Демонстративность | 2,5 | 8,4 | 3,58 | 9,93 | 0,5 | 0,001 |
Аффективность | 1,7 | 9 | 3,50 | 10 | 0 | 0,002 |
Уникальность | 2,5 | 8,7 | 3,50 | 10 | 0 | 0,001 |
Несостоятельность | 4 | 7,9 | 4,17 | 9,43 | 4 | 0,011 |
Социальный пессимизм | 3,5 | 6,3 | 4,33 | 9,29 | 5 | 0,012 |
Слом культурных барьеров | 3,7 | 6,1 | 5,17 | 8,57 | 10 | 0,05 |
Максимализм | 3,3 | 6,6 | 4,50 | 9,14 | 6 | 0,013 |
Временная перспектива | 2,3 | 9,6 | 3,50 | 10 | 0 | 0,002 |
Антисуицидальный фактор | 3 | 6,8 | 4,17 | 9,43 | 4 | 0,008 |
Сумма | 26,5 | 69,4 | 3,50 | 10 | 0 | 0,003 |
По разным показателям суицидального риска достоверно данные группы различаются.
|
|
Мы видим, что у старшеклассников, у которых низкий уровень суицидального риска низкие значения по показателям, влияющим на суицидальный риск, что может говорить о малой вероятности совершения суицидального поведения. Они не станут совершать суицидальных действий для привлечения внимания, не поддадутся эмоциям, а прислушаются к интеллекту, они оценивают себя, свою личность с положительной стороны и доверяют окружающему миру, не воспринимая его враждебно. У старшеклассников с высоким уровнем суицидального риска высокие значения показателей влияющих на суицидальный риск. Это может говорить о том что они негативно оценивают себя и окружающий мир, склонны к демонстративному поведению, крайне эмоциональны, не способны планировать будущее, склонны преувеличивать. Для выявления статистически значимых различий в показателях характеризующих, профессиональную мотивацию учеников и показатель внутриличностного конфликта у учеников 11 классов, используем непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как он имеет слабые ограничения на объемы выборок, позволяет сравнивать выборки разного объема, и основан не на параметрах нормального распределения.
Для выявления статистически значимых различий в показателях характеризующих, профессиональную мотивацию учеников и показатель внутриличностного конфликта у учеников 11 классов, используем непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как он имеет слабые ограничения на объемы выборок, позволяет сравнивать выборки разного объема, и основан не на параметрах нормального распределения.
|
|
Таблица 3 – Достоверность различий «Социальной мотивации» у учеников 11 классов.
Показатель | Среднее значение | Средний ранг | Достоверность различий | |||
Низкий уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | U | р | |
Социальная мотивация (значимость мнения значимых людей) | 3 | 4,1 | 4,5 | 9,1 | 6 | 0,03 |
Среди всех типов профессиональной мотивации достоверные различия выявлены только по социальной мотивации. Данная группа отличается тем, что у старшеклассников с низким уровнем суицидального риска степень выраженности социальной мотивации ниже (ср.знач 3), в отличие от тех у кого высокий уровень суицидального риска (ср.знач 4,1). Значит старшеклассники, у которых высокий уровень суицидального риска в большей степени ориентируются на требования, ожидания. Создается эмоциональное напряжение, от того что они могут не соответствовать требованиям, не выполняют возложенные на них ожидания.
Таблица 3 – Достоверность различий «Прагматической мотивации» и «Социальной мотивации» у учеников 11 классов.
Показатель | Среднее значение | Средний ранг | Достоверность различий | |||
Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | U | р | |
Прагматическая мотивация | 5,9 | 5,4 | 18,96 | 6,4 | 26 | 0,003 |
Социальная мотивация (значимость мнения значимых людей) | 3,3 | 4,1 | 14,74 | 9,1 | 43,5 | 0,04 |
Выявлены статистически значимые различия у учеников по показателям прагматическая мотивация (U=26, р=0,003) и социальная мотивация (U=43,5, р=0,04). Прагматическая мотивация у учеников со средним уровнем выше (ср.знач 5,9), чем у учеников с высоким уровнем (ср.знач 5,4). Социальная мотивация учеников со средним уровнем (ср.знач 3,3) ниже, чем у учеников с высоким уровнем (ср знач 4,1).
У учеников со средним уровнем суицидального риска более выражена прагматическая направленность при выборе профессии, они в первую очередь оценивают материальную выгоду, то, сколько денег они будут получать, устроившись на работу. Им не важны знания о профессии, важен лишь диплом. У Учеников с высоким суицидальным риском социальная ориентация на выбор профессии, то есть они прислушиваются мнения значимых для них людей, а не выбирают профессию, которую сами хотят. Если у них есть способности к выбранной для них профессии, то они станут специалистами в ней. Если же нет, то такие дети могут потерять интерес к учебе или отучившись не работать по специальности. Создается напряжение, детям передается тревога родителей, поднимается уровень тревожности и нервозности.
Таблица 4 – Достоверность различий внутриличностного конфликта у учеников 11 классов
Показатель | Среднее значение | Средний ранг | Достоверность различий | |||
Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень | U | р | |
Отдых, как возможность отвлечься от учебной нагрузки | 4,1 | 3,4 | 10,1 | 19,07 | 40 | 0,04 |
Поддержка и помощь от других | 1,5 | 2,7 | 10,1 | 19,07 | 40 | 0,04 |
Стабильность как отсутствие не запланированных событий | 1,3 | 3,5 | 9,3 | 19,25 | 35 | 0,02 |
Достижение результата во многих областях (успевать во всем) | 1 | 3,7 | 8,75 | 19,3 | 31,5 | 0,01 |
Выявлены статистически значимые различия у учеников с низким и со средним уровнем в ценностях отдых (U=40, р=0,04), поддержка и помощь от других (U=40, р=0,04), стабильность (U=35, р=0,02) и достижение результатов во многих областях (U=31,5, р=0,01). Отдых у учеников с низким уровнем выше (ср.знач 4,1), чем у учеников со средним уровнем (ср.знач 3,4). Это может означать, что отдыхая и набираясь сил снижается уровень напряженности и стресса, что приводит к низкому уровню суицидального риска. Поддержка и помощь у учеников с низким уровнем (ср.знач 1,5) ниже, чем у учеников со средним уровнем (ср.знач 2,7). Стабильность у учеников с низким уровнем(ср.знач 1,3) ниже, чем у учеников со средним уровнем (ср.знач 3,5). Достижение результатов у учеников с низким уровнем (ср.знач 1) ниже, чем у учеников со средним уровнем (ср.знач 3,7). То, что показатели поддержки и помощи, стабильности и достижения результатов, у детей с более низким уровнем суицидального риска ниже, чем у детей со средним уровнем, может говорить о том что, не смотря на распространённое мнение о том, что поддержка близких, результативность и стабильность не всегда позитивно сказываются на людях. Возможно, в жизни нужно не только всегда чего-то достигать, быть в мире и покое, но и иметь какие-то проблемы, препятствия, неудачи и моменты одиночества, все это может послужить толчком к развитию.
|
|
Таблица 5 – Достоверность различий внутриличностного конфликта у учеников 11 классов
Показатель | Среднее значение | Средний ранг | Достоверность различий | |||
Низкий уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | U | р | |
Поддержка и помощь от других | 1,5 | 1,8 | 10,1 | 9,1 | 6 | 0,02 |
Стабильность как отсутствие не запланированных событий | 1,3 | 5,1 | 9,3 | 9,07 | 6,5 | 0,02 |
Достижение результата во многих областях (успевать во всем) | 1 | 3,7 | 8,75 | 9 | 7 | 0,04 |
Выявлены статистически значимые различия у учеников и с высоким уровнем с ценностями поддержка и помощь от других (U=6, р=0,02), стабильность (U=6,5, р=0,02) и достижение результатов во многих областях (U=7, р=0,04). Поддержка и помощь у учеников с низким уровнем (ср.знач 1,5) ниже, чем у учеников с высоким уровнем (ср.знач 1,8), стабильность у учеников с низким уровнем (ср.знач 1,3) ниже, чем у учеников с высоким уровнем (ср.знач 5,1), достижение результатов у учеников с низким уровнем(ср.знач 1) ниже, чем у учеников с высоким уровнем (ср.знач 3,7). Показатели поддержки и помощи, стабильности и достижения результатов, у детей с более низким уровнем суицидального риска, ниже, чем у учеников с высоким уровнем суицидального риска. Это может означать, что данные ценности важны людям, у которых высокий уровень суицидального риска. То есть, для них важно иметь поддержку, какую то стабильность в жизни и достижение результатов.
|
|