Сравнение взаимосвязей показателей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией

Для проверки гипотезы о существовани у старшеклассников с высоким суицидальным риском особенностей взаимосвязи внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией мы изучили взаимосвязь показателей профессиональной мотивации с внутриличностным конфликтом ценностей, был выбран не параметрический коэффициент корреляции r-Спирмена. Корреляционный анализ проводился на группах разделенных по уровню суицидального риска: группе с низким уровнем суицидального риска, среднем уровне и высоком уровне суицидального риска.  

В группе с низким уровнем суицидального риска были выявлены значимые корреляции: между показателем «внешняя мотивация» и показателями «свобода» и «друзья»; между показателем «собственно профессиональная мотивация» и показателем «отдых» и между показателем «коммуникативная мотивация» и показателем «друзья». Результаты представлены в таблицах 6, 7 и 8.         

Таблица 6 – Взаимосвязь показателя «внешняя мотивация» с показателями «свобода» и «друзья» 

Показатель

Внешняя мотивация

r-Спирмен р
Свобода -0,8 0,04
Друзья 0,8 0,03

Обнаружены значимые корреляции показателя «внешняя мотивация» старшеклассников с показателями «свобода» (r = -0,8; p = 0,04); «социальная пластичность» (r = -0,8;p = 0,04);

Полученные данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с внешней мотивацией нет потребности в ценности свобода, наоборот, у них начал образовываться внутренний вакуум в связи с большим количеством свободы действий. Возможно, им наоборот не хватает какого либо контроля, со стороны окружающих их людей. Ценность «друзья» же, наоборот вызывает внутриличностный конфликт. Но нам не ясно, он вызван отсутствием друзей или в недостатке общения с ними. Так как дети с такой мотивацией сильно зависят от мнения других людей, общение с друзьями очень важно для них.

Таблица 7 – Взаимосвязь показателя «собственно профессиональная мотивация» с показателем «отдых»

Показатель

Собственно профессиональная мотивация

r-Спирмен р
Отдых -0,82 0,04

Обнаружены значимые корреляции показателя «собственно профессиональная мотивация» старшеклассников с показателем «отдых» (r = -0,82; p = 0,04).

Данные свидетельствуют о том, что старшеклассники с «собственно профессиональной мотивацией» испытывают внутренний вакуум связанный с ценностью «отдых». Возможно, в их жизни слишком много свободного времени и это вызывает в них внутреннюю опустошенность и отсутствие желания, что-либо делать. Что в свою очередь ведет к недовольству собой, как к тому, кто тратит это свободное время не на какие-либо полезные вещи, а на отдых. 

Таблица 8 – Взаимосвязь показателя «коммуникативная мотивация» с показателем «друзья»         

Показатель

 Коммуникативная мотивация

r-Спирмен р
Друзья 0,84 0,03

Обнаружены значимые корреляции показателя «коммуникативная мотивация» старшеклассников с показателем «друзья» (r = 0,84; p = 0,03). Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с выраженной «коммуникативной мотивацией» выявлен внутриличностный конфликт ценности «друзья». Это может означать, что из-за каких-то факторов они проводят меньше времени общаясь с друзьями, чем раньше. Что ведет к недовольству, тревожности и усилению внутриличностного конфликта.

В группе с низким уровнем суицидального риска выявлены внутриличностные конфликты между ценностью «друзья» и «внешней мотивацией» и «коммуникативной мотивацией». Можно сказать, что для данной группы характерной  ценностью является ценность «друзья».

В группе со средним суицидальным риском были выявлены значимые корреляции: между показателем «коммуникативная мотивация» и показателем «внутреннее спокойствие»; между показателем «собственно профессиональная мотивация» и показателем «стрессоустойчивость»; между показателем «прагматическая мотивация» и показателями «стрессоустойчивость» и «хобби»; между показателем «статусная мотивация» и показателем «поддержка и помощь». Результаты представлены в таблицах 9, 10, 11,12,13 и 14.

Таблица 9 – Взаимосвязь показателя «коммуникативная мотивация» с показателем «внутреннее спокойствие»

Показатель

 Коммуникативная мотивация

r-Спирмен р
Внутреннее спокойствие -0,75 0,05

Обнаружены значимые корреляции показателя «коммуникативная мотивация» старшеклассников с показателем «внутреннее спокойствие» (r = -0,75; p = 0,05).

Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с выраженной «коммуникативной мотивацией» выявлен внутренний вакуум ценности «внутренне спокойствие». Это означает, что при общении они получают поддержку и спокойствие, настолько, что это ведет к внутренней опустошенности и снижению активности. Возможно им не хватает немного напряжения, для того чтобы заниматься. 

Таблица 10 – Взаимосвязь показателя «собственно профессиональная мотивация» с показателем «стрессоустойчивость»

Показатель

Собственно профессиональная мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость -0,9 0,006

Обнаружены значимые корреляции показателя «собственно профессиональная мотивация» старшеклассников с показателем «стрессоустойчивость» (r = -0,9; p = 0,006).

Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с показателем «собственно профессиональная мотивация» существует внутренний вакуум в ценности «стрессоустойчивость», то есть, у детей нет переживаний и нервозности, в отношении дальнейшей жизни, учебы, выбора профессии. Сдачи экзамена. Наоборот, у них появляется некая внутренняя опустошенность и отсутствие желание, что-либо делать. И это в дальнейшем может вызвать проблемы, как в учебе, так и дома.   

Таблица 11 – Взаимосвязь показателя «прагматическая мотивация» с показателями «стрессоустойчивость» и «хобби»

Показатель

Прагматическая мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость 0,75 0,05
Хобби -0,9 0,005

Обнаружены значимые корреляции показателя «прагматическая мотивация» старшеклассников с показателем «стрессоустойчивость» (r = 0,75; p = 0,05) и «хобби» (r = -0,9; p = 0,005).

У старшеклассников с показателем «прагматическая мотивация» выявлен внутриличностный конфликт ценности «стрессоустойчивость», это означает то что они подвержены переживаниям в отношении своего будущего учебы, профессии, но не могут справиться с этим сами из-за низкой способности к самоконтролю и самоуспокоению. Так же был выявлен внутренний вакуум в ценности «хобби», это означает, что они много времени проводят занимаясь каким либо интересным им занятием, но чувствуют уже некую опустошённость и потерю интереса по отношению к этой деятельности.    

Таблица 12 – Взаимосвязь показателя «статусная мотивация» с показателем «поддержка и помощь»

Показатель

Статусная мотивация

r-Спирмен р
Поддержка и помощь 0,75 0,05

Обнаружены значимые корреляции показателя «статусная мотивация» старшеклассников с показателем «поддержка» (r = 0,75; p = 0,05).

Данные свидетельствуют о том, что у учеников со «статусной мотивацией» выявлен внутриличностный конфликт в ценности «поддержка». Это говорит о том, что при таком виде мотивации получая поддержку, дети не будут чувствовать себя хорошо, а, наоборот, у них появятся переживания, и возможно комплексы из-за того, что они не могут сделать это сами. Будет уязвлена их гордость и пошатнется статус. 

Таблица 13 – Взаимосвязь показателя «социальная мотивация» с показателем «стрессоустойчивость»

Показатель

    Социальная мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость 0,7 0,05

Обнаружены значимые корреляции показателя «социальная мотивация» старшеклассников с показателем «стрессоустойчивость» (r = 0,7; p = 0,05).

Таблица 14 – Взаимосвязь показателя «внешняя мотивация» с показателем «стрессоустойчивость»

Показатель

Внешняя мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость 0,8 0,03

Обнаружены значимые корреляции показателя «внешняя мотивация» старшеклассников с показателями «стрессоустойчивость»(r = 0,8; p = 0,03).

Данные свидетельствуют о том, что у учеников с внешней и социальной мотивацией существует внутриличностный конфликт в ценности «стрессоустойчивость». И внешняя и социальная мотивация диктует ребенку, что ему делать и как себя вести в тех или иных ситуация, и уже это вызывает внутриличностный конфликт у ребенка. Но попадая в стрессовую ситуацию он усугубляется и может вылиться в разные формы проявления, в том числе и суицид. Но дети не могут справиться со стрессовой ситуацией, в связи с тем что они не умеют управлять своим состояния и не могут успокоить переживания.  

В группе со средним суицидальным риском выявлены внутриличностный конфликты между «стрессоустойчивостью» и «прагматическая мотивация», «внешней и социальной мотивацией», а так же между «поддержкой и помощи» и «статусной мотивацией». Но преобладает в группе внутриличностный конфликт по показателю «стрессоустойчивость», так что можно сделать вывод, что он характерен для данной группы.

В группе с высоким уровнем суицидального риска были выявлены значимые корреляции между: показателем «социальная мотивация» и показателем «стрессоустойчивость»; показателем «статусная мотивация» и показателями «стрессоустойчивость», «поддержка и помощь», «стабильность»; показателем «мотивация» и показателем «поддержка и помощь от других».

Таблица 15 – Взаимосвязь показателя «социальная мотивация» с показателем «стрессоустойчивость»

Показатель

Социальная мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость 0,4 0,05

Обнаружены значимые корреляции показателя «внешняя мотивация» старшеклассников с показателями «стрессоустойчивость»(r = 0,4; p = 0,05).

Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с показателем «социальной мотивации» существует внутриличностный конфликт в ценности «стрессоустойчивость». Это означает что, дети с «социальной мотивацией» стараются, угодит своему окружению, но это получается у них не всегда и вызывает переживания, тревожность и нервозность от неспособности соответствовать стандартам, заявляемым им окружающими их людьми. И попадая в стрессовую ситуацию, они не могут с ней справиться, из-за отсутствия каких либо способов, методов управления стрессом.   

Таблица 16 – Взаимосвязь показателя «статусная мотивация» с показателями «стрессоустойчивость», «поддержка и помощь» и «стабильность»

Показатель

Статусная мотивация

r-Спирмен р
Стрессоустойчивость -0,44 0,03
Поддержка и помощь от других -0,4 0,05
Стабильность 0,4 0,05

    Обнаружены значимые корреляции показателя «статусная мотивация» старшеклассников с показателями «стрессоустойчивость» (r = -0,44; p = 0,03), «поддержка и помощь от других» (r = -0,4; p = 0,05), «стабильность» (r = 0,4; p = 0,05).

Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников со «статусной мотивацией» выявлено два внутренних вакуума по показателям ценностей «стрессоустойчивость» и «поддержка и помощь от других». Это может говорить о том, что дети умеют и хорошо справляются со стрессом, но возможно эта стрессоустойчивость чрезмерно успокаивает их, из-за чего они теряют мотивацию учиться. Поддержка и помощь людей, возможно так же чрезмерна, настолько, что дети могут расслабиться и не делать ничего, считая, что за них все сделается само. Так же был выявлен внутриличностный конфликт показателя «стабильность», возможно старшеклассникам со статусной мотивацией нужна стабильность, они хотят достигать новых высот, показывая всем, что они лучшие.

Таблица 17 – Взаимосвязь показателя «мотивация» с показателем «поддержка и помощь от других»

Показатель

Познавательная, учебная мотивация

r-Спирмен р
Поддержка и помощь от других -0,4 0,07

Обнаружены значимые корреляции показателя «познавательная, учебная мотивация» старшеклассников с показателями «поддержка и помощь от других»(r = -0,4; p = 0,07).

Данные свидетельствуют о том, что у старшеклассников с показателем «познавательная, учебная мотивация» существует внутренний вакуум в ценности «поддержка и помощь от других», это может говорить о том, что помощи и поддержки со стороны окружающих людей слишком много. Она излишня, ребенок должен сам научиться справлять с трудностями и преодолевать их. А такое внимание к ребенку и поддержка, только вредя, со временем он теряет желание делать что-либо и свою самостоятельность.

В группе с высоким суицидальным риском выявлены внутриличностный конфликты между показателем «стрессоустойчивость» и «социальная мотивация». Так же был выявлен внутриличностный конфликт показателя «стабильность» и «статусной мотивации».

В ходе корреляционного анализа было выявлено, что у групп со средним и высоким уровнем суицидального риска есть общий показатель ценности – «стрессоустойчивость». Это может говорить о том что стрессоустойчивость влияет на суицидальный риск.  

 

 

 



Заключение

 


 


Список литературы

 

1.  Амбрумова А. Г. Психология самоубийства / А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996.

2.  Андреева Г.М. и Богомолова Н.Н. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М., 1977г.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – ЮНИТИ, 1999.

4.  Бердяев Н.А. О самоубийстве. М.: МГУ, 1993.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

6. Буртовая Е.В. Конфликтология Учебное пособие. [Электронный ресурс]: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_71.html (дата обращения: 20.04.2020).    

7. Виктор Врум. Труд и мотивация. — 1964.

8. Глэддинг С., Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб: Питер.

9.  Говорин Н. В., Сахаров А. В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. – Чита: Изд-во «Иван Федоров», 2008.

10. Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 08.04.2020).

11. Гришина Н.В. Психология подростка. - СПб.,2005.

12. Дюргейм Э. Самоубийство: Социологические этюды: Перевод с франц. Союз 1998.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000.

14. Кон И.С. Психология старшеклассника: Просвещение. - 1982.

15. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2001.

16.  Лазин Ю. Учебник обществознание 13 суицид [Электронный ресурс]: https://proza.ru/2016/06/25/1155

17. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001.

18.  Леонов И.И. Основы конфликтологии: Уч. Пособие – Ижевск,2000г., 122с.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975.

20.  Лурия А.Р. Курс общей психологии. Лекции М., 1970

21. Маслоу А. Мотивация и личность СПб: Евразия, 1999.

22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности М. - Воронеж, 1996.

23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

24. Опросник суицидального риска модификация Т. Н. Разуваевой https://fb.ru/article/469029/oprosnik-suitsidalnogo-riska-modifikatsiya-t-n-razuvaevoy

25. Переживание и суицидальное поведение [Электронный ресурс]: http://www.refsru.com/referat-25320-3.html

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие / Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А.. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

27. Ранняя юность (15–18 лет) [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/15_105222_rannyaya-yunost--let.html (дата обращения: 22.05.2019).

28. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.

29. Румянцев Г.Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1969

30. С. М. Емельянов Практикум по конфликтологии [Электронный ресурс]: https://studfiles.net/preview/3003851/page:10/ (дата обращения: 16.05.2019).     

31. Сакович Н.А. Причины и мотивы суицидального поведения у детей и подростков. https://psyfactor.org/lib/suicide4.htm

32. Семчук Л.А., Янчий А.И Хрестоматия "Психология развития" [Электронный ресурс]: https://ebooks.grsu.by/psihologia/kon-i-s-psikhologiya-starsheklassnika.htm (дата обращения: 25.05.2019).

33. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. — СПб. 2012.

34. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление, Наука и жизнь, 1913.

35.  Суицидальная мотивация https://mirznanii.com/a/180743/suitsidalnaya-motivatsiya/

36.  Тихоненко В. А. Классификация суицидальных проявлений / В. А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии / труды Мос- ковского НИИ психиатрии. – М., 1978.

37. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М., 2001.

38. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992.

39. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности. Тексты. - М. МГУ. 1982.

40. Фрейд З. Психоаналитические этюды., Пер. с нем. – Мн.: ООО <<Попури>>, 2001.

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997

42. Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров

43. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Изд. 4-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

44. Шейнов В.П. Управление конфликтами [Электронный ресурс]: https://psy.wikireading.ru/59857 (дата обращения: 04.05.2019).   

45. Э.Г.-И. Исаева Cамоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностной конфликтности

46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М, 1989.

47. Юм Д. О самоубийстве. М., 1996г.

48. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб, 2005.

49. Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала // Довузовское образование на современном этапе. Сборник статей. СПб, 1998.

50. Ясюкова Л.А. Связь мотивации выбора профессии с психологическими особенностями старшеклассников // Вестник СПб Госуниверситета, сер. 6, 2003.

 

 


 


Приложение 1

Таблица 1 – Данные проверки на нормальность распределения 

Показатель Показатель критерия Колмогорова-Смирнова р
Собственно профессиональная мотивация 0,229 0,001
Коммуникативная мотивация 0,186 0,002
Прагматическая мотивация 0,235 0,001
Статусная мотивация 0,163 0,012
Социальная мотивация 0,424 0,001
Познавательная, учебная мотивация 0,178 0,004
Внешняя мотивация 0,231 0,001
Внутреннее спокойствие 0,246 0,001
Уверенность в своих силах 0,181 0,003
Здоровье 0,180 0,003
Определенность будущего, как осознанный профессиональный выбор 0,204 0,001
Стрессоустойчивость, как умение противостоять стрессам и нагрузкам 0,337 0,001
Свобода, как отсутствие давления со стороны взрослых 0,089 0,2
Отдых, как возможность отвлечься от учебной нагрузки 0,185 0,002
Друзья 0,238 0,001
Хобби, как возможность заняться любимым делом 0,176 0,005
Поддержка и помощь от других 0,185 0,002
Стабильность как отсутствие не запланированных событий 0,264 0,001
Достижение результата во многих областях (успевать во всем) 0,286 0,001
Внутриличностный конфликт 0,168 0,009
Демонстративность 0,216 0,001
Аффективность  0,215 0,001
Уникальность 0,202 0,001
Несостоятельность 0,248 0,001
Социальный пессимизм 0,174 0,005
Слом культурных барьеров         0,393 0,001
Максимализм 0,321 0,001
Временная перспектива 0,262 0,001
Антисуицидальный фактор 0,324 0,001
Сумма 0,130 0,103

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: