Социальная информатика - относительно новая отрасль научного знания, возникшая на стыке таких дисциплин, как информатика, социология, психология, философия, филология, занимающаяся изучением комплекса проблем, порождаемых развитием информационных процессов в обществе.
Поэтому предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.
Кроме того, в социальной информатике выделяют следующие направления научных исследований /27, с. 48/:
1. компьютеры и работа;
2. социальная ответственность;
3. социальное значение компьютеров;
4. социальное значение систем искусственного интеллекта;
5. информационные технологии - использование и право.
Внутри данных научных направлений специалисты выделяют ряд частных проблем, которые не менее важны, чем вышевыделенные крупные исследовательские блоки /27, с. 49/:
|
|
а) интернет как фокус взаимодействия компьютеров и общества;
б) финансовая инженерия и ее влияние на экономические процессы;
в) методы информатики в социологических и политологических исследованиях;
г) системы поддержки решений;
д) принятие решений при чрезвычайных ситуациях;
е) геоэкоинформатика;
ж) информационная безопасность.
Социальная информатика является также учебной дисциплиной, становление которой происходит в ряде вузов России. Задачами учебного курса "Основы социальной информатики" являются /23, с. 19-22/:
· создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;
· формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию.
Рассмотрение проблем, обсуждаемых и исследуемых в научном направлении под названием «социальная информатика», можно вести на:
а) глобальном уровне (общие закономерности социальных
последствий и особенности протекания информационных процессов в обществе);
б) средний уровень, то что в социологии называется теориями среднего класса: особенности функционирования информационных процессов в тех или иных сферах общества (экономике, политике, науке, образовании и др.);
в) технико-технологические особенности социальных последствий информационных процессов.
На каждом из этих уровней есть свой набор проблем, в частности, что касается глобального уровня, то здесь одним из важнейших является вопрос информационного равенства-неравенства. Дело в том, что информационная среда создает условия не только для развития общества и личности, но и для увеличения различий как между обществами, так и между группами и отдельными личностями.
|
|
Эксперты приводят множество цифр, показывающих, что в современных условиях имеет место тенденция усиления неравномерности развития информатизации в различных странах и регионах мира. И данная тенденция, несмотря на то, что находится пока на начальном этапе своего развития, имеет огромные социальные последствия.
Чтобы ослабить данную тенденцию, надо знать чем она обусловлена. В первую очередь экономическими условиями (способностью общества производить и обслуживать новейшие информационные технологии, что требует немалых финансовых затрат).
Существует и культурологический срез данной проблемы: подавляющая часть функционирующей информации представлена на ограниченном количестве языков: национальном, английском. Отсюда лингвистическая неграмотность сразу становится серьезным препятствием на пути усвоения населением и обществом имеющихся знаний.
Исследования показывают, что существует информационный разрыв не только между странами, но и между городами и периферией (появился даже термин «информационная деревня»), между отдельными районами внутри городов.
Безусловно, к высшему уровню существования проблем в социальной информатике относятся вопросы правового обеспечения функционирования информационного общества, задающие степень информационной свободы, влияющей на многие стороны жизни общества.
Выше мы уже отмечали, что право на информацию является важнейшим показателем информационного общества, к сказанному следует добавить, что «информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов» /27, с. 290/.
Поскольку «атомом» всех уровней существования социальной информатики является человек, личность, большой пласт проблем существует в теме личность в информационном процессе. Так же как и на уровне общества, здесь есть позитивные и негативные последствия, результаты взаимодействия личности и информационной среды.
Мы уже отмечали положительные аспекты участия информационных технологий в познавательном процессе. К сказанному можно добавить положения о развивающем, по отношению к личности, характере воздействий информационных технологий: усиливаются логические, ассоциативные, мнемонические способности человека, увеличивается в целом его творческий потенциал.
В то же время существуют некоторые настораживающие факты, показывающие, что легкий доступ к информации, ее обработке вытесняют некоторые традиционные самостоятельные процедуры выработки новых знаний, что может привести к отмиранию некоторых мыслительных операций.
Еще более тревожной является ситуация воздействия информационных технологий на эмоциональную сферу человека, особенно молодого возраста. Исследователи, занимающиеся изучением этого явления указывают на то, что при длительном пребывании подростков в информационно-виртуальной среде (в частности в Интернет) усиливаются процессы десоциализации - самоизоляции и инфантилизма.
Прекрасно разбираясь в технических тонкостях работы компьютера, они демонстрируют беспомощность в реальной жизни, что ведет к появлению чувств неполноценности и ущербности. В то же время чувство свободы и неограниченных возможностей в вопросе странствия по информационным маршрутам, заставляет их снова и снова уходить в этот информационно-виртуальный мир.
|
|
Кроме того, как отмечают эксперты /29/ «тесное взаимодействие с компьютером чревато для человека аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности», которое потом может негативно повлиять на отношения в системе «человек-человек» в обычном общении.
Умение человека работать с информацией является составной частью более общего понятия «информационная культура». Информационная культура личности формируется посредством двух важных операций:
1) формирование личностного знания из информации;
2) превращение личностного знания в информацию.
Успешность первой операции зависит от умения понимать, декодировать информацию. Если первое качество определяется всем предыдущим ходом развития личности (информационной картиной мира человека), уровнем его социализации, то второе качество в оперативном смысле более научаемо.
В данном случае необходимо знать, где находится информация, что в ней представлено (какие знания присутствуют и какие отсутствуют). Не менее важным качеством является умение декодировать информацию, т.е. извлекать из знаковой формы сведений имеющийся там смысл. И здесь необходимо стараться избежать многозначности.
В то же время понимание и декодирование информации зависит от того, насколько успешно проведено предварительное кодирование информации. В частности существуют фиксированный набор употребляемых символов (алфавит) и определенные закономерности сочетания этих символов (грамматика). То есть существуют правила образования предложений из терминов. При этом цель одна - представленная (кодируемая) информация должна быть понятна и переводима.
Существует ряд наук, которые занимаются представлением информации: логика, семиотика, вычислительная лингвистика, документалистика, теория кодирования, теория классификации и др.
Другой составной частью информационной культуры является умение превращать личностное знание в информацию, методы осуществления этой операции разные: вербализация, формализация, предметно-чувственная деятельность.
|
|
Например, важнейшим качеством личности является умение применять имеющиеся знания на практике для решения и постановки прикладных задач. Проблема неумения пользоваться имеющейся информацией требует более детального исследования мотиваций принятия решений об использовании этого знания в качестве информации и, как следствие, исследования потребностей в информации.
Информационные потребности потребителей определяются, с одной стороны, особенностями социальной и профессиональной среды, с другой стороны, спецификой возрастной психологии. Разные объемы и содержание информации нужны ребенку, вступающему в жизнь, школьнику, студенту, научному работнику, пенсионеру.
Информационная культура нужна каждому современному человеку. Воспитание ее должно начинаться со школьной скамьи, а может быть даже с детского сада и яслей.
Развитость информационной культуры влияет на все другие составные части личности. В частностиисследования психологов показывают, что в результате работы с информационными технологиями в обычном, бытовом, профессиональном общении «усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, снижается роль эмоционально-аффективных средств общения при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.».
В свою очередь, исследования психологов, социологов, практика повседневной жизни показывают, что перенасыщение информацией, потеря личностью способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном мире делают данного индивида мишенью идеологических манипуляций, могут сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности - употребление наркотиков, алкоголя, чрезмерное увлечение виртуальными мирами.
Все это требует контроля, прежде всего, со стороны государства, за процессом формирования информационной культуры, как отдельных граждан, так и групп и даже общества в целом.
Формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации (классический взгляд на сущность информационного общества), сколько новыми возможностями глубинного познания сущности человека, взаимоотношений между людьми, социумами.
Знаниевый (когнитивный) срез человеческой психики, сознания, личности давно интересовал философов, психологов, социологов (вспомним хотя бы типологию людей, данную великим древнегреческим философом Гераклитом в зависимости от знания ими понятия «логоса» - природного, глобального закона).
Информационный подход, информационные технологии, а глубже информационное мышление позволяют посмотреть на эту важную проблему как бы с другой стороны – как протекают информационные процессы на уровне индивида, какие здесь выявляются особенности, типы? Эти и другие вопросы, сформулированные в исследовательском плане, попытка их решения позволили совершить очередной качественный скачок в деле понимания сущности человека.
В конце 70-х годов XX столетия на стыке психологии, социологии и информатики возникает новая междисциплинарнаая наука под названием соционика, задача которой - изучать специфику восприятия, переработки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этносами, обществами, построение их типологии исходя из различных значений вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов.
Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" означает "обмен, усвоение, переработка").
Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация является своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации», замечает он. А информационный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.
Другим важнейшим базовым положением новой науки соционики является утверждение, что характер мышления, потребности, мотивация поведения человека и деятельность социумов определяются во многом типом информационного метаболизма.
Для анализа типов информационного метаболизма и соответственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичъюте отталкиваясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, следующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция.
Человек логического типа склонен к рациональному принятию решений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нравственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вкусы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции.
Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичъюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д.
Каждый из указанных типов имеет свою специфику способности воспринимать и обрабатывать информацию различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий.
В результате существует и такое определение соционики - наука о типах информационного метаболизма, психоинформационных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодействиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком, социумом и внешним миром.
Специалисты по соционике пытаются (как показывает практика довольно успешно) описывать и предсказывать не только поведение каждого из 16 типов, но и 16 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представляет собой громадный шаг вперед в области наук о человеке.
При этом практическая составляющая такой науки, как психология поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в области соционики настаивают на том, что соционика - это междисциплинарная наука): появляется возможность моделировать практические отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, рабочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчивые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфере человеческой деятельности».
Методы соционики находят плодотворное применение, в частности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим типом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимулирующую процесс усвоения знаний.
«Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся».
Как утверждают эксперты, соционика углубляет и расширяет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффективность терапии ряда психических расстройств: «в области наркологии разработаны и используются эффективные соционические методы работы с больными, дающие хорошие результаты».
Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориентации и профессиональной пригодности».
В области медицины обнаружено, что подбор людей по определенным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотерапию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфортными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пребывания пациентов в стационаре.... за счет их оптимального психоинформационного взаимодействия».
Использование соционики позволяет проводить более точную диагностику психических заболеваний, разделяя больных на соответствующие группы, с подбором индивидуальных методов психотехнологий для лечения недугов.
Наконец, накоплен положительный опыт использования комплексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более успешной адаптации их в учебных коллективах.
В результате соционика с ее технологиями может использоваться и используется во всех сферах жизни общества (экономической, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углубить понимание и управление процессами, происходящими в них.
Информатика, как научная дисциплина, изучающая любые процессы коммуникации, обмена сообщениями, обмена информацией в окружающем нас мире предстает как сложнейший и многомерный феномен, природа и смысл которого по-прежнему изучаются в философском осмыслении, связанном с ее экологизацией и гуманизацией. Только в этом контексте информатика может развиваться как основополагающий элемент культуры.
Учебная группа 1ТМ