Коробчук Юлии, ОБ-РНО-41
Задание для всех:
Технология – (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия – наука) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
В настоящее время существует множество определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
|
|
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Работа в микогруппах.
Задание для 2 микрогруппы:
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся при помощи интерактивных технологий.
Цели интерактивного обучения:
• создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
• организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач;
• обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;
• получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими.
В процессе интерактивного обучения одновременно решаются следующие задачи:
|
|
- пробуждение у учащихся интереса к учебному материалу;
- прочное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленной учебной задачи. Они могут выбрать один из предложенных вариантов или предложить собственный вариант с обоснованием решения;
- установление положительно окрашенных эмоциональных контактов между учащимися;
- установление продуктивной кооперации между учащимися, совершенствования навыков работы в команде;
- формирование у учащихся собственного мнения, ценностного отношения к изучаемому материалу;
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые (работа в парах, работа в тройках, изменяемые тройки, 2+2=4, карусель и т.д.) и фронтальные (большой круг, микрофон, незнакомые предложения, мозговой штурм, мозаика и т.д.). Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (2-6 человек), вторые - совместную работу и взаимообучение всего коллектива.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Учебная дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком.
Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
В учебной дискуссии выделяют три этапа: подготовительный (подбор материалов, определение круга докладчиков, определение формы проведения и т.д.) основной (обсуждение проблемы) и этап подведения итогов и анализа.
В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание, техника аквариума и т.д.
Обучение дискуссионной речи должно охватывать все годы обучения в школе. Система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи должна включать анализ текстов рассуждений и их частей, а также самостоятельное создание элементов дискуссионного рассуждения: формулировку проблемного вопроса, тезисов; сочинение монологов-вступлений (-убеждений, -опровержений, -заключений). Например, в 5-7 классах можно использовать следующее упражнение:
Упражнение 1. Обсудите с соседом по парте вопрос, нужны ли правила орфографии. Начните свой разговор словами:
– Я считаю, что правила орфографии не нужны, потому что …
Или
– Я считаю, что слова надо писать правильно, потому что…
Для 8-9 классов:
Упражнение 1. Прочитайте приведенные противоположные мнения. Придумайте ситуацию, в которой они могли бы быть высказаны. Составьте вступление к диспуту, подберите аргументы для подтверждения каждого тезиса, аргументы для опровержения каждого тезиса. Сделайте заключение.
Чтение – это пустое времяпрепровождение.
Чтение – это важное, нужное дело.