Кафедра Педагогики и Психологии Дошкольного и Начального Образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича                Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра Педагогики и Психологии Дошкольного и Начального Образования

(КППДНО)

 

Конспект урока математики на тему:

 

«Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное»

 

в 3 «Б» классе

 

 

Выполнила: Семенова М.М.,

Студентка гр. НО-117

 

Приняли: Митрофанова Т.Б. ________

 

Болотова Т.В. _________

 

Владимир 2020

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр. 88.

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное»

Цель: познакомить учащихся с приемом письменного умножения трехзначного числа на однозначное

Задачи:

1.Повторить распределительное свойство умножения

2. Вспомнить табличное умножение

3. Повторить соотношения между разрядными единицами.

4. Формировать умения внетабличного умножения.

5. Познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное.

6. Формировать умение работать по алгоритму приема умножения трехзначного числа на однозначное.

7. Формировать навык приема умножения трехзначного числа на однозначное.

7. Совершенствовать вычислительные навыки.

8. Совершенствовать умения решать задачи.

 а) Совершенствовать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

б) Совершенствовать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

в) умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

г) Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация, карточки с учебными качествами.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя и учеников Оформление доски и презентация
1.Организационный момент. Прозвенел и стих звонок, Начинается урок.  Пусть наша добрая улыбка  Согреет всех своим теплом, Напомнит нам, как важно в жизни  Делиться счастьем и добром! -У вас на столах карточки, вы должны выбрать какие качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке? А остальные отложить. Сообразительность Смекалка Лень (убираем) Внимание Шум (убираем) Усидчивость – Берём их с собой на урок? Слайд 1
2. Актуализация знаний. Задачи: - Вспомнить табличное умножение   - Повторить соотношения между разрядными единицами.     -Повторить распределительное свойство умножения     - Формировать умения внетабличного умножения.   - Для начала проведем математический диктант. Записывайте только ответы. Делимое 48, делитель 6. Найди частное. Найди произведение чисел 9 и 5. Произведение 56, второй множитель 8. Найди первый множитель. Увеличь 4 в 6 раз. Во сколько раз 40 больше 5? Уменьши 36 в 9 раз. (8, 45,7, 24, 8, 4)   -Следующее задание. -Запишите число в котором 3дес. 2 ед.(32) - Разложите его на разрядные слагаемые – (30+2)   Запишите число в котором 2дес. 3 ед.(23) - Разложите его на разрядные слагаемые(20+3) - Запишите число в котором 4с. 2 дес. 3 ед. (423) - Разложите его на разрядные слагаемые.(400+20+30) Проверим то, что у вас получилось. Сверьте свои ответы с ответами на слайде.   - Используя распределительное свойство умножения, впиши пропущенные числа: 13·6= (7 + □) ·6= □+ □=□ 14·4= (10+ □) ·4= □+□ =□ 13·6= (8 + □) ·6= □+□ =□ 14·4= (9 +□) ·4=□ + □=□ - Сверьте свои выражения с выражениями на слайде. - Найдите значения выражений (Работают в парах) 34*2 234*2 -Назовите ответ в первом выражении? Как вы посчитали? (разложили на разрядные слагаемые) 34*2=(30+4)*2=30*2+4*2=60+8=68 -Сколько получилось во втором выражении? (спросить каждую пару) - Почему в третьем выражении разный ответ? В чём трудность? -Чем отличается это выражение от других? (оно трехзначное, а значит три разрядных слагаемых) -Кто запишет выражение на доске, раскладывая на разрядные слагаемые? 234*2=(200+30+4)*2=200*2+30*2+4*2=400+60+8=468 -Какой ещё способ вычислений и записи существует? (в столбик) - Сформулируйте тему урока (умножение трёхзначного числа на однозначное число в столбик) -Какова цель нашего урока? (научиться умножать трехзначное число на однозначное в столбик) Молодцы!      Ответы на слайде 2   Выражения на слайде 3
3.Изучение нового Задачи:     -Познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное.   -Формировать умение работать по алгоритму приема умножения трехзначного числа на однозначное.     -Чтобы записать это выражение в столбик нам потребуется поэтапное выполнение действий?  -Как называются одним словом поэтапно выполняемые действия? (алгоритм) -Мы ранее встречались с вами с алгоритмом сложения в столбик. Вы уже знаете, как нужно записывать слагаемые.Множители записываются аналогично, друг под другом. Вместо знака сложения ставится знак ×. Это тоже знак умножения. За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в XV – начале XVI века итальянский математик Лука Пачиоли приводит 8 различных способов умножения в своем трактате об арифметике. Знак умножения × впервые в 1631 году ввел английский математик Вильям Оутред (1272–1660 гг.), а позже, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц ввел знак умножения «точку».  - Кто попробует у доски записать решение в столбик? Пишу множители друг под другом(единицы под единицами) Умножаю единицы.4 единицы умножаю на 2. 4*2=8 единиц. Записываю 8 под единицами. Умножаю десятки.3 десятка умножаю на 2. 3*2=6 десятков. Записываю 6 под десятками. Умножаю сотни.2 сотни умножаю на 2. 2*2=4 сотни. Записываю 4 под сотнями. Читаю ответ. 468.   -Мы составили с вами алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное.  -Какой способ вам кажется удобнее: в строчку или в столбик? (Второй – столбиком, запись короче) - Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак ×, и умножать сначала единицы, потом десятки, а затем сотни.   -А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, историю одной очень старательной и аккуратной девочки, которая хотела получить отличную отметку за домашнее задание. Она решила все примеры на черновике, а потом аккуратно и красиво переписала их в тетрадь. Но когда учительница проверила её тетрадь, она была очень удивлена и отличную отметку девочке не поставила. А как вы думаете, почему? Догадались? Вы ведь помните правило записи примеров столбиком: Единицы записываем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. А ответы этой девочки, хоть и правильные, но съехали на клеточку вправо. Надо срочно поставить ответы на место! Я надеюсь, вы такой ошибки не допустите.       Фото ученых на слайде 4     Алгоритм на слайде 5     Слайд 6
4.Закрепление Задачи: - Формировать навык приема  приема умножения трехзначного числа на однозначное. -Совершенствовать вычислительные навыки.     -Совершенствовать умения решать задачи.     -Совершенствовать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.   - Совершенствовать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. - Совершенствовать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.     -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Используя алгоритм, решите выражения:
112 * 4, 123 * 3, 413 * 2, 333 * 3, 242 * 2, 334 * 2.

 

-1человек у доски с подробным объяснением записывает выражения, остальные в тетрадях. Будьте внимательны.

 

Пишу множители один под другим. Второй множитель под единицами. Знак умножения, черта.

Умножаю единицы. 2единицы умножаю на 4, 2*4=8, пишу 8 под единицами.

Умножаю десятки. 1 десяток умножаю на 4, 1*4 = 4, пишу 4 под десятками.

Умножаю сотни. 1 сотню умножаю на 4, 1*4=4, пишу 4 под сотнями.

Читаю ответ.

Аналогично выполняют действия с остальными выражениями.

 

-Восстановите запись, вставив пропущенные цифры. Работаете самостоятельно, потом проверим вместе.

- Какие числа у вас получились? (846, 4, 98)

 

-Откройте учебник на странице 89, найдите № 3.

 

-Прочитайте задачу. Чего не хватает в тексте? Как можно дополнить вопрос? Какой текст задачи получился? Кто прочитает вслух?

На экскурсию поехали 100 школьников. В большой автобус сели 40 школьников, а остальные поровну в 3 маленьких автобуса. Сколько школьников было в каждом маленьком автобусе?

-Итак, о чем говорится в задаче? (о школьниках)

-Что нам уже известно? (всего их 100 человек, 40 из них в большом автобусе.)

-Что требуется найти? (сколько человек в каждом маленьком автобусе)

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет)

-Что нам потребуется для решения задачи? (схема)

Выберите схему, которая подходит к нашей задаче.(2)

 

 

 

-Почему не подходят 1 и 3 схемы? (В первой неверно определен вопрос задачи, в третьей недостает данных)

 

-Зная, что всего ехало 100 человек, а в большом автобусе 40, что мы можем узнать? Количество человек в 3 маленьких автобусах.

-Найдем эту величину, будем ее знать, но мы уже знаем, что этих людей разделили поровну на три маленьких автобуса. Что мы тогда узнаем по этим числам? (количество человек в одном маленьком автобусе)

-Тогда мы ответим на вопрос задачи?(да)

Одновременно строим дерево рассуждений.

-Составляем план решения:

-Сначала найдем количество человек в трех маленьких автобусах. Что для этого нужно сделать? (Из общего количества человек вычесть количество тех, что в большом автобусе.)

-Когда величина будет известна, найдем количество человек в каждом маленьком автобусе. Какое действие выполним? (Разделим общее количество человек в маленьких автобусах на три)

 

Давайте запишем первое действие:

1)100-40=60(ч.)-в … автобусах

 -Что обозначает полученное число? Дополните пояснение.(В трех маленьких автобусах)

2) 60:3=20(ч.) – в … автобусе

-Дополните это пояснение. (В каждом маленьком автобусе.)

 -Мы записали решение по действиям, а как можно было еще записать решение? (Одним выражением)
-Выберите, как будет выглядеть запись выражения:

А) 100-40*3

Б)100-40:3

В) (100-40):3

-Запишите верное выражение.

(100-40):3=20(ч.) – в каждом маленьком автобусе.

 

-Для проверки правильности решения составим обратную задачу.

-Что для этого нужно сделать? (Заменить известное данное на неизвестное)

 

-Дополните схему данными для обратной задачи.

-Составьте по схеме текст обратной задачи.

На экскурсию отправился большой школьный автобус, в котором было 40 человек и 3 маленьких школьных автобуса по 20 человек в каждом. Сколько всего людей отправилось на экскурсию?

-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?(Количество человек в большом и в маленьких автобусах)

-Что из этого мы уже знаем? (Количество человек в большом.)

-А что известно о количестве человек в маленьких автобусах? (Что их по 20 человек в трех автобусах.)

-Что нужно сделать, чтобы узнать второе нужное нам число? (20 умножить на 3)

-Мы сможем ответить на главный вопрос задачи?

(Дерево рассуждений на доске)

Составьте самостоятельно план решения и запишите решение по действиям.

1) 20*3 = 60(ч.) – в трех маленьких автобусах.

2)40+60=100(ч.) – общее количество человек.

Сравним схемы к данной и обратной задаче. Что можно заметить? (В ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи.) Значит, решили мы все верно.

 -Теперь можно записать ответ к исходной задаче.

Ответ: по 20 человек ехало в каждом меленьком школьном автобусе.

 

    Схемы на слайде 7         Схемы на слайде 8        
5. Итог урока -Дети, давайте еще раз вместе вспомним алгоритм умножения. Нужно заполнить пустые строчки. 1. Пишу… 2. Умножаю ________________… 3. Умножаю __________________… 4. Умножаю _________________… 5. Читаю ответ… - Ребята, а почему нам было сегодня легко решать примеры на умножение столбиком? (не было перехода через разряд), нам есть чему ещё учиться? Закончите предложения. Сегодня я узнал… Теперь я могу… Было интересно… Я понял, что… Спасибо за работу! Анимация на слайде 9
6.Домашнее задание Для усвоения алгоритма умножения трехзначного числа на однозначное дома предлагаю вам выполнить №1 на странице 88 учебника аналогично тому заданию, что мы выполняли вместе. Записывать выражения в столбик, попутно поясняя каждое действие.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: