Во исполнение Республиканского закона ДНР от 20 февраля 2015 года №1-67П-НС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), положение о которой утверждено постановлением Правительства ДНР.
В соответствии с данным постановлением эта система объединяет органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Республиканским законом №1-67П-НС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Единая система состоит из территориальных и функциональных подсистем, действует на республиканском, местном и объектовом уровнях.
На каждом уровне ГСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения, в том числе системы экстренного оповещения населения создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Как говорилось ранее, важную роль играют к оординационные органы управления.
Координационными органами единой системы являются:
на республиканском уровне - Государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; КЧС и ПБ республиканских органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на местном уровне – КЧС и ПБ органа местного самоуправления;
на объектовом уровне – КЧС и ПБ организации.
Комиссии создаются решениями соответствующих руководителей органов власти, учреждений или предприятий и возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями. Компетенция и полномочия комиссии определяются в положениях о них или решениях об их создании. Положение о комиссии и состав комиссии утверждается постановлением соответствующего органа исполнительной власти ДНР, органа местного самоуправления или приказом соответствующего руководителя учреждения, организации.
Государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создана в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР № 2-26 от 27.02.2015 года «О создании Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ДНР». Постановлением Совета Министров ДНР № 13-57 от 17.12.2016 года «О Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ДНР» добавлена функция КЧС и ПБ в сфере работы с гуманитарной помощью, в связи с чем, были изменены Положение о комиссии и персональный состав.
Рассмотрим общие принципы создания и организации работы комиссии на примере КЧС и ПБ органа местного самоуправления иКЧС и ПБ организации.
На местном уровне (в пределах муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. КЧС и ПБ создаётся решением соответствующего руководителя органа местного самоуправления. Компетенция и полномочия комиссии определяются положением. Положение о комиссии и состав комиссии утверждается постановлением соответствующего органа местного самоуправления.
Структура текста положения о КЧС и ПБ должна включать: общие положения, задачи, функции, права и обязанности, руководство, ответственность, взаимоотношения.
Численность и персональный состав комиссии определяет руководитель.
При определении количества членов комиссии необходимо учитывать, что определяемый состав комиссии должен обеспечить качественное проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также устойчивое управление силами и средствами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях ЧС.
К основным задачам КЧС и ПБ органов исполнительной власти ДНР относятся:
- разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- координация деятельности органов управления и сил единой системы (подсистем);
- обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти ДНР, органов местного самоуправления и организации при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, подверженных и разрушенных в результате ЧС;
- рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;
- рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения и работников организаций о чрезвычайных ситуациях.
Объектовая комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности предназначена для: организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; уменьшения ущерба от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; управления силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий.
К основным задачам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации можно отнести:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и учреждений при возникновении ЧС;
- организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организации;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- совершенствование организации подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организации к действиям в ЧС.
а)в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхований;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
- ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
- оповещение руководителей республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
КЧС и ПБ организации является координирующим органом управления объектового уровня территориальной подсистемы ГСЧС и комплектуется ответственными работниками объекта (организации), в т.ч. руководителями служб ГО, решением (приказом) руководителя объекта (организации).
Численный состав КЧС и ПБ (ее персонал) определяет руководитель организации, при этом учитывается, что состав комиссии должен обеспечивать качественное проведение в полном объеме мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, устойчивое управление силами объекта при проведении АС и ДНР.
В состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности назначаются:
- председатель комиссии;
- заместители председателя комиссии по направлениям деятельности, с учетом особенностей территории муниципального образования и результатов оценки возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- секретарь комиссии;
- члены комиссии, из числа руководителей отделов и служб органа исполнительной власти ДНР, органа местного самоуправления и организации;
- председатель постоянной эвакокомиссии органа местного самоуправления и организации;
- руководители аварийно-спасательных служб территориальной подсистемы (звена) ГСЧС.
Организация работы комиссии возлагается на председателя комиссии и осуществляется в соответствии с годовым планом, в котором определяются:
- плановые мероприятия (ежеквартальные заседания) по наиболее важным направлениям деятельности органа местного самоуправления или учреждения в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- мероприятия по практической деятельности комиссии (проверки, тренировки, учения и т.д.).
Председатель комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач и функций.
Основными его обязанностями являются:
- распределение обязанностей между членами комиссии;
- организация работы комиссии;
- организация планирования работы комиссии;
- проведение заседаний комиссии;
- контроль выполнения решений (постановлений) комиссии;
- подведение итогов работы комиссии за год и постановка задач на следующий год.
Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности целесообразно возлагать на заместителя руководителя органа местного самоуправления или организации. Это обусловлено тем, что при возникновении чрезвычайной ситуации руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами возлагается на председателей комиссий соответствующего уровня и для всестороннего обеспечения проводимых мероприятий требуется, как правило, привлечение большого количества финансовых и материальных ресурсов, влияющих на обеспечение плановой повседневной деятельности органа местного самоуправления или организации, что без непосредственного участия заместителя руководителя затруднит принятие своевременного и обоснованного решения.
Каждому заместителю и члену комиссий разрабатываются обязанности с указанием конкретных задач и функций в составе комиссии, с учетом режимов функционирования ГСЧС (повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации).
В целях повышения эффективности работы комиссии для каждого члена комиссии секретарем комиссии, совместно с органом управления по делам ГОЧС, разрабатываются рабочие папки, содержащие справочный материал, в том числе:
обязанности члена комиссии по занимаемой должности в составе комиссии;
список членов комиссии с указанием фамилий, имен и отчеств, занимаемых штатных должностей, контактных номеров телефонов, почтовых адресов места жительства;
план работы комиссии на текущий год;
схема оповещения, управления и связи при возникновении чрезвычайных ситуаций;
справочные и формализованные документы (проекты постановлений, распоряжений и приказов по вопросам функционирования подсистемы (звена) ГСЧС в различных режимах работы, табель срочных донесений, формы донесений, оценка возможной обстановки и т.д.).
Особенностью организации работы членов КЧС и ПБ является постоянная готовность всех членов комиссии к прибытию на рабочие места (установленные места сбора) при возникновении ЧС в определенные временные нормативы. Время прибытия на рабочие места не должно превышать:
в рабочее время - 30 минут;
в нерабочее время - 1,5 часа (зимой – 2 часа).
В целях повышения оперативности действий сил и средств по ликвидации (локализации) последствий чрезвычайной ситуации, все решения, указания и приказы председателя КЧС и ПБ по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации разрабатываются заблаговременно, с учетом оценки возможной обстановки, оперативных расчетов, исследований и особенностей проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для конкретной территории или объекта.
Подведение итогов работы комиссии проводится ежегодно, как правило, в конце или в начале учебного года, на плановом заседании комиссии. Целесообразно совмещать подведение итогов работы КЧС и ПБ с проведением Учебно-методического сбора руководящего и командно-начальствующего состава территориальной подсистемы (звена) ГСЧС по итогам работы за год.
В целях повышения устойчивости функционирования системы управления при ликвидации ЧС, заблаговременно закрепляются и создаются:
· пункт управления (место работы) комиссии;
· подвижный пункт управления председателя комиссии;
· оперативная группа комиссии;
· оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пункт управления должен включать в себя помещения с мебелью и инвентарем для работы комиссии, обеспечивать степень защищенности от воздействия поражающих факторов. Помещения, определенные для работы комиссии обеспечиваются средствами городской и междугородной связи (из расчета один телефон на 5-6 человек), запасами материально-технических средств (средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, медикаменты, продовольствие), средствами электронной и множительной техникой.
Подвижный пункт управления (ППУ) оборудуется на специальных (оперативных) транспортных средствах и должен быть способным перемещаться, развертываться и своевременно свертываться, устойчиво работать круглосуточно и обеспечивать радио и телефонную связь из зоны чрезвычайной ситуации. ППУ должен обеспечивать автономность работы руководителя работ не менее 10 суток.
В транспортных средствах, входящих в состав ППУ, оборудуются рабочие места для председателя комиссии, членов оперативной группы комиссии и представителей территориального органа МЧС ДНР, других привлекаемых специалистов.
ППУ может оборудоваться также на средствах воздушного, речного (морского) и железнодорожного транспорта.
Для работы комиссии в зоне ЧС предусматривается дополнительное транспортное обеспечение.
Утверждено приказом
Директора __________
____________________
от _________ № ______
ПОЛОЖЕНИЕ