Гречко Д.С.
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования. Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Отличие ВПР от школьных контрольных работ:
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе ФГОС.
Ученые утверждают, что ежегодное проведение всероссийских проверочных работ в начальной школе позволит:
- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ;
-определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения;
-даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах, а также будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам;
- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;
- даст возможность улучшить общую систему обучения.
Алгоритм подготовки к всероссийской проверочной работе:
- выписать перечень планируемых результатов по предмету(математика);
- подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из разделов предмета;
- провести повторение по разделам учебной предметной программы;
- выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяем развитию логического мышления, для этого включаем задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
Работу по подготовке к всероссийской проверочной работе по математике можно построить по следующим направлениям:
- в рамках урока;
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР;
- составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок;
- в рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут.
Рассмотрим основные методы решения логических задач (метод последовательных рассуждений; практический метод, арифметический метод, метод перебора).
Метод последовательных рассуждений. Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.
Задача: Маша, Таня, Света и Катя собираются пойти на дискотеку. При этом девочки хотят надеть платья разных цветов. У Маши есть красное и синее платья, у Тани — красное и зелёное, у Светы — красное и жёлтое, а у Кати только зелёное платье. Какое платье наденет Таня?
Решение:
Выясним, какого цвета платье оденет Катя, если у нее только зеленое. Катя оденет зеленое платье. Выясним какого цвета платье оденет Таня, если у нее красные и зеленые. Так как зеленый цвет занят, Таня оденет платье красного цвета. Выясним, какое платье оденет Света, если у нее красные и желтые. Света оденет платье желтого цвета. Выясним, какое платье оденет Маша. Маша оденет синее платье. Таким образов у всех получились разные цвета.
Ответ: Маша оденет синее платье, Таня оденет красное, Света оденет желтое, Катя оденет зеленое.
Задача. У Сашеньки в деревне жили цыплята и котята. Саша посчитала, что у них у всех 26 лап и 8 голов. Сколько цыплят и котят было у Саши?
Практический метод. Данный метод заключается в выполнении практических действий, которые можно выполнять с использованием символических рисунков, схем и таблиц. В процессе решения рассматриваемой задачи практическим методом будем использовать символические рисунки для обозначения 8 голов и 26 лап.
ГОЛОВЫ
ЛАПЫ
Сначала к каждой голове поставим в соответствие две лапы, с помощью подсчета получаем, что если все цыплята, то лап будет 16 и 10 лап останется. Распределяя оставшиеся 10 лап, получаем ответ на вопрос задачи, что 5 котят, 3 цыплёнка.
Арифметический метод:
1 способ: предположение по недостатку.
Представим, что все у Сашеньки - цыплята. Сколько лап тогда будет у цыплят? 8 • 2 = 16. Будет 16 лап. Но в условии задачи даны 26 лап. Где остальные лапы? Узнаем, сколько «лишних» лап? 26 – 16 = 10. 10 лап. Узнаем, на сколько лап у котят больше, чем у цыплят? 4 – 2 = 2. На две лапы. Узнаем, сколько котят? Для этого разделим «лишние» лапы по 2 каждому котёнку. 10:2=5 котят. Узнаем, сколько цыплят. 8-5=3 цыплёнка
Полученное решение по действиям с пояснениями:
1) 8 • 12 = 16 (л.) – если бы все цыплята;
2) 26 – 16 = 10 (л.) – осталось;
3) 4 – 2 = 2 (л.) – больше у котёнка, чем у цыплёнка;
4) 10:2 = 5 котят.
5) 8-5=3 цыплёнка
2 способ: предположение по избытку.
Предположим, что все 8 питомцев - котята, тогда у них было бы
8 • 4=32, 32 – лапы. Сколько лап получается лишних? 32 – 26 = 6. 6 лап лишних. Как изменится количество всех лап, если одного цыпленка заменить на одного котенка? Их количество уменьшится. На сколько? 4 – 2 = 2. На две лапы. Чтобы уменьшить количество лап на 6 сколько нужно выполнить таких замен? 6:2 = 3. Нужно выполнить 3 замены. Теперь можем назвать количество цыплят? Да. Сколько их? 3. Как найти количество котят о которых говорится в задаче? 8 – 3 = 5 котят
Полученное решение по действиям с пояснениями:
1) 8 • 4= 32 (л.) – если бы все были котята;
2) 32 – 26 = 6 (л.) – лишние;
3) 4 – 2 = 2 (л.) – больше у котенка, чем у цыпленка;
4) 6:2 = 3 (г.) – цыплят;
5) 8 – 3 = 5 (г.) – котят.
Метод перебора.
Оформим перебор всех возможных вариантов в виде таблицы 1.
Таблица 1.