Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1.Балашов А.П. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 271 с.

2.Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.- 6-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 656 с.

3.Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 328

4.Кисляков Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь. - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 с.

5.Мазилкина Е.И. Менеджмент: Учебное пособие (среднее профессиональное образование)— М.: ИНФРА-М, 2017. — 197 с.

6.Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 256 с

Дополнительная литература:

7 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник/И.Н. Герчикова. – М. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2017. – 501с.

8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебник/Е.Л. Драчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288с.

9. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебник/Е.Н. Кнышева. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. – 304с.

10. Косьмин А.Д. Менеджмент: Учебник/А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208с.

11. Репина Е.А. Основы менеджмента: учебное пособие/Е.А. Репина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 240с.

12 Уткин Э.А. Практикум по курсу менеджмента: учебное пособие/Э.А. Уткин. – М.: Издательство «Зеркало», 2017. – 218с.

Дополнительные источники:

13. Мексон М. Основы менеджмента: учебник/М. Мексон. – М.: «Дело ЛТП», 2016.- 702с.

14.Румянцева З.И. Менеджмент организации: учебник/З.И. Румянцева. – М.: ИНФРА – М, 2017. – 334с.

15 Переверзев М.П. Менеджмент: учебник/М.П. Переверзем. – М.: ИНФРА – М, 2014.- 288с.

16. Петросян А.Э. Менеджмент: идеи, задачи, тесты/А.Э. Петросян. – Р/Д.: «Феникс», 2017. – 572с.

17. Попова А.А. Менеджмент. Практикум: учебное пособие/А.А. Попова. – Р/Д.: «Феникс», 20118– 252с.

18.. Сетков В.И. Основы общего менеджмента: учебник/В.И. Сетков. – М.: ИНФРА – М, 2015.- 169с.

Интернет источники:

1. www.allbest.ru

2. www.referanatemu.com

3. www.work.tarefer.ru

 

      Технические средства обучения:

Ноутбук,компьютер.

Компьютерные программы:

Microsoft Office 2007-2010

Microsoft Windous XP Professional

Консультант +

1С версия8.3.

 Краткий теоретический материал по теме «Какой Вы руководитель».

Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

 

  Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей.

 

 

В процессе управления идет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

- Под субъектом управления следует понимать – подразделение системы управления, источник воздействия, менеджера (руководителя).

- Объект управления – это социально-экономическая система (организация в целом, подразделение, сотрудники и т.п.).

 

Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями.

 

 К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.

 

Менеджер – это наемный работник, организующий достижение результатов в интересах субъекта собственности силами других людей. Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда.

 Горизонтальное разделение труда в управлении приводит к выделению менеджеров по специализациям, и тогда это будут:

 

- менеджеры по продажам,

- менеджеры по закупкам,

- по управлению персоналом,

- по логистике, финансовые и пр.

 

 Вертикальное разделение труда проводит к образованию уровней управление (иерархии), и тогда появляются менеджеры верхнего звена:

 

- (топ-менеджеры),

-среднего звена

- (мидл-менеджеры)

-менеджеры низшего звена (лоу-менеджеры).

 

 Сочетание этих двух подходов позволяет выделить группу менеджеров, различающихся по уровню иерархии, но находящихся внутри одной специализации.

 

 Например, для проектных команд в консалтинге: ассистент – младший консультант – заместитель менеджера проекта – менеджер проекта – старший менеджер проекта. Менеджеры, выделенные по слоям иерархии, обладают общим свойством – все они решают комплексные задачи, касающиеся работы всего предприятия.

 

Отличие же между ними в том, что уровень их полномочий и размер задач – разный для каждой группы, повышающийся по мере движения вверх по слоям иерархии. Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены.

 

 Такое управление называется оперативным. Руководители среднего звена отвечают за работу отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения в течение коротких плановых действий:

 

-Топ-менеджеры (высшее звено)

 

- Стратегическое управление

 

- Мидл-менеджеры (среднее звено)

 

- Тактическое управление

 

- Лоу-менеджеры (низшее звено)

 

-Оперативное управление.

 

Уровни управления периодов – до одного года. Задачей менеджеров этого уровня является разработка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стратегии развития фирмы, т.е. они реализуют тактическое управление.

 

 Менеджеры верхнего звена видят весь бизнес сверху и отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов и главной задачей топ-менеджеров является обеспечение успешного функционирования (деятельности) организации в долгосрочном аспекте.

 

 Ее успешное выполнение зависит во многом от состояния внешней среды. Поэтому наибольшее внимание высшего руководства организации направлено во внешнюю среду с целью своевременной адаптации деятельности вследствие выявления изменений потребительского спроса к производимым товарам и услугам и угроз успешной деятельности со стороны конкурентов и других организаций.

 

 Без грамотного стратегического управления с учетом выше рассмотренных аспектов и состояния предприятия на момент разработки стратегии невозможна долгосрочная эффективная работа любой организации.

 

Груз ответственности менеджеров возрастает в соответствии с ростом их статуса в организации. В реальности зоны ответственности и полномочий зачастую перепутаны.

 

Работодатель склонен поручать задачи разного масштаба одному и тому же менеджеру, который пользуется у него наибольшим доверием, наиболее высокой экспертной властью – независимо от его профессиональной специализации.

 

 Если менеджер находится на достаточно высоком уровне управления и имеет достаточно полномочий, а также является эффективным менеджером, то он умело делегирует более мелкие задачи нижестоящим сотрудникам или в параллельные подразделения, и просто проконтролирует их выполнение, оставив себе тот уровень решений, который соответствует его положению в иерархии организации.

Также необходимо разделять менеджеров на эффективных и неэффективных.

Неэффективный менеджер начнет все делать сам, совмещая задачи разного масштаба в своей деятельности, и, с высокой вероятностью, сосредоточится на рутинных операциях, текучке, вместо того чтобы озадачиться наиболее важными стратегическими проблемами.

Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

Она выделяет три стиля лидерства:

· авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

· демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

· либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

 

Задание 1.

  Тест “Способны ли вы стать руководителем?”

 1. Представьте себе, что с завтрашнего дня Вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше Вас по возрасту. Чего больше всего Вы опасались бы в этом случае?

 а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они?

 б) что Вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые решения?

 в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как Вам бы хотелось?

 2. Если Вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то:

 а) постараетесь ли Вы утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным (“подумаешь, бывает и хуже!"), и направитесь рассеяться, например, на концерт?;

 б) начнете ли лихорадочно раздумывать: а нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства?;

 в) анализируете ли причины неудачи, оценивая, в чем был Ваш собственный промах и как исправить дело?;

 г) опустятся ли у Вас руки от случившегося, испытаете ли Вы отчаяние, впадете ли в депрессию?

 3. Какое из нижеперечисленных сочетаний качеств и черт наиболее 9 подходит к Вам?

 а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный;

 б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;

 в) работающий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный.

 4. Считаете ли Вы, что большинство людей:

а) любят работать хорошо и старательно?;

 б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом?;

 в) трактуют работу как необходимость, не более?

 5. Руководитель должен быть ответственен за:

 а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);

б) отличное и своевременное выполнение заданий (тогда и подчиненные будут довольны).

 6. Вообразите себе, что Вы являетесь руководителем какой-либо организации и должны в течение недели представить “наверх” план определенных работ. Как Вы поступите:

 а) составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так;

 б) выслушаете мнение подчиненных специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с Вашей точкой зрения;

 в) поручите составить проект плана подчиненным и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в выше стоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;

г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.

 7. На Ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководи тель, который:

 а) бдительно присматривает, чтобы все его подчиненные точно выполняли свои функции и задания;

 б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом “доверяй и проверяй”;

 в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает и о тех, кто ее выполняет.

 8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли Вы ответственность за свою работу равнозначной Вашей ответственности за итоги работы всего коллектива в целом?

 а) да;

 б) нет.

9. Ваш взгляд или поступок встречен критически другими. Как Вы будете вести себя?

а) не поддаваясь мгновенной защитной реакции, не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все “за” и “против”;

 б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущество своего воззрения; в) в силу вспыльчивого характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;

 г) промолчите, но взгляда своего не измените, и поступать будете по прежнему.

10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех? а) премирование;

 б) наказание.

 11. Хотели бы Вы:

а) чтобы другие видели в Вас хорошего друга;

 б) чтобы никто не усомнился в Вашей честности и решимости оказывать помощь в нужный момент;

 в) вызывать у окружающих восхищение Вашими качествами и достижениями.

 12. Любите ли Вы принимать самостоятельные решения? а) да;

 б) нет.

13. Если Вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то:

 а) стараетесь ли сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;

 б) делаете ли это быстро, но потом долго мучаетесь сомнениями: “А не лучше было бы вот так или так...”;

 в) стараетесь ли не делать никаких шагов как можно дольше?

 

Задание 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: