Задача – построить матрицу General Electric для каждого типа хозяйственного портфеля организации (прибыли, рентабельности и сбалансированности).
Недостатки Бостонской модели ликвидирует модель General Electric. Она включает девять квадратов, а анализ в данной матрице осуществляется по следующим параметрам: привлекательность СЗХ и позиция в конкуренции (текущая рентабельность).
Показатель «привлекательность СЗХ» является неподконтрольным компании, т.е. тот или иной хозяйствующий субъект может только фиксировать и на них ориентироваться. Показатель «позиция в конкуренции», напротив, зависит от результатов деятельности самого субъекта хозяйствования (рисунок 3).
Рис.3. Матрица General Electric.
Построим матрицу General Electric для портфеля прибыли на основе данных, представленных в таблице 8, 13 и 18 (рисунок 4).
Рис. 4 Матрицу General Electric для портфеля прибыли
Проанализировав полученную матрицу General Electric, можно сделать вывод, что наиболее привлекательными для инвестиций с точки зрения получения прибыли являются СЗХ – 5,6 и 8. Данные СЗХ относятся к области, которая в матрице General Electric называется «Победитель 1», для данных СЗХ рекомендуется инвестировать, либо удерживать позиции. По матрице БКГ СЗХ – 5 и относятся к «знакам вопроса, СЗХ – 6 является «дойной коровой». В данной группе по большинству СЗХ рекомендации, которые производятся в матрице General Electric и матрице БКГ сходны.
|
|
Для СЗХ – 10,12,13,14,17, которые имеет следующее по привлекательности расположения на Матрице General Electric рекомендует извлекать максимальную прибыль, реинвестировать прибыль, что в матрице БКГ больше соответствует области «дойные коровы» и в числе вышеперечисленных СЗХ присутствуют «коровы» СЗХ -12, 13; «собаки» -СЗХ – 10, 17; «звезды» - СЗХ – 14.
Наименее привлекательными являются СЗХ – 15 и 16, которые относятся к «дойным коровам». Таким образом, рекомендуется уход с данных СЗХ, что объясняет их низкая рентабельность.
Для построения портфеля прибыли следует проанализировать портфель роста. Матрица парного сравнения второго уровня для портфеля роста представлена таблица 19, нормализованная матрица- в таблице 20. На основе данных таблиц рассчитаем значение привлекательности СЗХ для портфеля роста в таблице 21.
. Таблица 19
Матрица парного сравнения второго уровня (портфель роста)
Уровень 2 | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск |
Темп роста продаж | 1 | 1 | 3 |
Рентабельность | 7 | 1 | 1 |
Риск | 0,2 | 0,2 | 1 |
Сумма | 8,2 | 2,2 | 5 |
Таблица 20
Нормализованная матрица критериев второго уровня (портфель роста)
|
|
Уровень 2 | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск | Сумма по строке | Среднее по строке |
Темп роста продаж | 0,121951 | 0,454545 | 0,6 | 1,176497 | 0,392166 |
Рентабельность | 0,853659 | 0,454545 | 0,2 | 1,508204 | 0,502735 |
Риск | 0,02439 | 0,090909 | 0,2 | 0,315299 | 0,1051 |
Сопоставимость | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
На основе проведенных расчетов получаются значения привлекательности стратегических зон хозяйствования с точки зрения портфеля роста, которые представлены в таблице 21.
Таблица 21
Расчет привлекательности стратегических зон хозяйствования (портфель роста)
СЗХ | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск | Сумма | |
СЗХ-1 | 0,0141 | 0,0111 | 0,0873 | 0,0203 | |
СЗХ-2 | 0,0167 | 0,0111 | 0,1760 | 0,0307 | |
СЗХ-3 | 0,0432 | 0,0111 | 0,0198 | 0,0246 | |
СЗХ-4 | 0,0620 | 0,0111 | 0,0198 | 0,0320 | |
СЗХ-5 | 0,1703 | 0,1506 | 0,1760 | 0,1610 | |
СЗХ-6 | 0,0629 | 0,1506 | 0,0201 | 0,1025 | |
СЗХ-7 | 0,1672 | 0,1506 | 0,0421 | 0,1457 | |
СЗХ-8 | 0,1735 | 0,1506 | 0,0893 | 0,1531 | |
СЗХ-9 | 0,1058 | 0,0818 | 0,0105 | 0,0837 | |
СЗХ-10 | 0,0374 | 0,0818 | 0,0105 | 0,0569 | |
СЗХ-11 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0408 | 0,0325 | |
СЗХ-12 | 0,0629 | 0,0407 | 0,0893 | 0,0545 | |
СЗХ-13 | 0,0196 | 0,0407 | 0,0421 | 0,0326 | |
СЗХ-14 | 0,0629 | 0,0407 | 0,0421 | 0,0496 | |
СЗХ-15 | 0,0199 | 0,0111 | 0,0893 | 0,0228 | |
СЗХ-16 | 0,0199 | 0,0111 | 0,0421 | 0,0178 | |
СЗХ-17 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0107 | 0,0294 | |
СЗХ-18 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0893 | 0,0376 | |
СЗХ-19 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0206 | 0,0304 | |
Построим матрицу General Electric для портфеля роста (рисунок 4) на основе данных, представленных в таблицах 19, 20 и 21.
Рис.5 Матрица General Electric (портфель роста)
Таким образом, наиболее привлекательной для инвестиций с точки зрения роста объемов продаж являются СЗХ-5,7 и 8 для которой по матрице General Electric, рекомендуется инвестировать, либо удерживать позиции. По матрице БКГ СЗХ-5,7 и 8 относятся к «звездам». В данном случае рекомендации, которые приводятся в матрице General Electric и матрице БКГ сходны.
Также наименее привлекательными является СЗХ-15, находящееся в области «проигравший 3». В матрице БКГ СЗХ-15 относится к группе «дойные коровы», что также говорит о необходимости ухода из данных СЗХ.
Наконец, после рассмотрения портфеля роста рассмотрим портфель сбалансированный. Матрица парного сравнения второго уровня для портфеля роста представлена в таблице 22, нормализованная матрица – в таблице 23. На основе данных таблиц рассчитаем значения привлекательности СЗХ для портфеля роста в таблице 24.
Таблица 22
Матрица парного сравнения второго уровня (сбалансированный портфель)
Уровень 2 | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск |
Темп роста продаж | 1 | 0,2 | 1 |
Рентабельность | 1 | 0,2 | 1 |
Риск | 1 | 1 | 1 |
Сумма | 3 | 1,4 | 3 |
Таблица 23
Нормализованная матрица критериев второго уровня (сбалансированный портфель)
Уровень | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск | Сумма по строке | Среднее по строке |
Темп роста продаж | 0,333333 | 0,142857 | 0,333333 | 0,809524 | 0,269841 |
Рентабельность | 0,333333 | 0,142857 | 0,333333 | 0,809524 | 0,269841 |
Риск | 0,333333 | 0,714286 | 0,333333 | 1,380952 | 0,460317 |
Сопоставимость | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Таблица 24
Расчет привлекательности стратегических зон хозяйствования (сбалансированный портфель)
СЗХ | Темп роста продаж | Рентабельность | Риск | Обобщенные показатели приоритетов |
СЗХ-1 | 0,0141 | 0,0111 | 0,0873 | 0,0470 |
СЗХ-2 | 0,0167 | 0,0111 | 0,1760 | 0,0885 |
СЗХ-3 | 0,0432 | 0,0111 | 0,0198 | 0,0238 |
СЗХ-4 | 0,0620 | 0,0111 | 0,0198 | 0,0289 |
СЗХ-5 | 0,1703 | 0,1506 | 0,1760 | 0,1676 |
СЗХ-6 | 0,0629 | 0,1506 | 0,0201 | 0,0669 |
СЗХ-7 | 0,1672 | 0,1506 | 0,0421 | 0,1051 |
СЗХ-8 | 0,1735 | 0,1506 | 0,0893 | 0,1286 |
СЗХ-9 | 0,1058 | 0,0818 | 0,0105 | 0,0554 |
СЗХ-10 | 0,0374 | 0,0818 | 0,0105 | 0,0370 |
СЗХ-11 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0408 | 0,0351 |
СЗХ-12 | 0,0629 | 0,0407 | 0,0893 | 0,0691 |
СЗХ-13 | 0,0196 | 0,0407 | 0,0421 | 0,0357 |
СЗХ-14 | 0,0629 | 0,0407 | 0,0421 | 0,0473 |
СЗХ-15 | 0,0199 | 0,0111 | 0,0893 | 0,0495 |
СЗХ-16 | 0,0199 | 0,0111 | 0,0421 | 0,0277 |
СЗХ-17 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0107 | 0,0213 |
СЗХ-18 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0893 | 0,0575 |
СЗХ-19 | 0,0199 | 0,0407 | 0,0206 | 0,0258 |
Рис. 6 Матрица General Electric (сбалансированный портфель)
|
|
В данном случае, как и в предыдущих двух матрицах, наиболее привлекательной является СЗХ-5. Однако, по другим СЗХ есть ряд существенных отличий.
В сбалансированном портфеле СЗХ-6,9,10,12,13,14 относятся к области «создатель прибыли». По сравнению с другими портфелями СЗХ-10,12,13 сохраняют свое положение, СЗХ-6 и 9 относятся к области «победитель 3» в портфеле роста, а в портфеле прибыли все рассматриваемые СЗХ расположены в области «победитель 3».
СЗХ-1 и 4 расположены в области «средний бизнес», а в портфеле роста и прибыли «проигравший 2».
Таким образом, можно сделать вывод, что в зависимости от выбранных критериев одна и та же СЗХ может быть оценена по-разному.
Таким образом, можно сделать вывод, что организации следует сосредоточить свои инвестиции на развитии СЗХ-5 и СЗХ-7. Также необходимо уйти с СЗХ-15, СЗХ-16, которые имеют отрицательную рентабельность и находятся в области «проигравший 3» в матрице General Electric и области «коровы» в матрице БКГ.
В целом хозяйственный портфель организации имеет низкую степень диверсификации, поскольку количество СЗХ меньше двадцати. К тому же присутствуют СЗХ, из которых необходимо уйти, из-за чего количество СЗХ еще сократится.
Так, для улучшения положения организации на рынке целесообразно внести предложения по расширению сфер деятельности предприятия и вывод товара принципиально нового типа на новый СЗХ. Возможно выведение на рынок принципиально новых продуктов, усовершенствование старых, расширение линейки товаров (разнообразие). Также поиск новых групп потребителей, которые пока не являются покупателями товара.