На территории нашей страны кузнечным делом стали заниматься еще в 6-5 вв до нашей эры в Причерноморье, на Северном Кавказе, Южном Урале. В Киевской Руси художественная ковка возникла около 10 века. В процессе изготовления клинков мастера использовали кузнечную сварку- в дальнейшем такая сталь была названа дамасской. Готовые клинки покрывались гравированными черным орнаментом, в сочетании с ювелирно отделанной рукоятью они представляли собой настоящие жемчужины ювелирного и кузнечного искусства.
В Древней Руси строили изумительные по красоте храмы и соборы, и кузнецы украшали их коваными крестами, оконными решетками, воротами. Высокого мастерства достигли златокузнецы, которые изготовляли серебрянные, медные ковши, вазы, братины. Современные мастера используют различные приемы и техники - ковку, литье,чеканку, сварку. Если художник занимается художественной ковкой, то нередко ему самому приходится быть и исполнителем. Мгновение и раскаленная заготовка лежит на наковальне.
|
|
Вопрос. Какую пословицу можно вспомнить? (Куй железо, пока горячо»).
Рассматриваем декоративную композицию «Танец огня» Владимира Воробьева. Причудливые, вытянутые формы, изгибаясь и свободно перетекая одна в другую, как бы исполняют пластический танец огня. Кованый металл приобрел легкость. Это впечатление создают узкие полоски метала и игра просветов на поверхности формы.
Рассмотрим подсвечник «Охотник», выполненный художником О. Цхурбаевым.
Выполнен он в другой технике- литье. Расплавленная, огнедышащая масса заливается в специальные формы, вкоторых она, медленно остывая, приобретает форму будущего изделия.
Еще одна техника- чеканка. На металической пластине появляется изображениепри помощи вдавливания различными инструментами.
Домашнее задание
В альбоме выполнить рисунок витража в красках.